Submitted by Наталья Ивановна Волостных on чт, 12/05/2011 - 18:58
Нравственныеприоритетысемьи
Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно.
Монтень
Задачи: обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.
Форма проведения: разговор по душам детей и взрослых.
Вопросы для обсуждения: значимость нравственного воспитания детей, нравственные традиции и обычаи.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); полезная информация (см. приложение); сочинение-размышление учащихся «Черно-белый мир. Как я это понимаю»; классный час «Примеры нравственности в истории цивилизации»; подготовка альбома пословиц и поговорок о нравственности; выставка сочинений учащихся «Нравственные заповеди моей семьи»; разработка сценария родительского собрания; подготовка приглашений для родителей (см. приложение).
Ход собрания
I.Вступительное слово
Уважаемые родители, мальчики и девочки!
Снова мы собрались все вместе, нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности. Что означает это магическое слово — нравственность? Давайте найдем в словаре это слово.
1 учащийся: Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни.
2 учащийся: Этика –
3 учащийся: Мораль –
4 учащийся: Доброта –
Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формирует образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2].
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) инравственность(нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Учитель: корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. Эти мудрые слова по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье.
(Детям заранее известно о проведении конкурса. Игра проходит по рядам: какой ряд больше назовет пословиц и поговорок о семье. Например:
Примеры пословиц:
Счастлив тот, кто у себя дома.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Не нужен и клад, коли в семье лад
При солнышке - тепло, при матери – добро
Согласную семью и горе не берет
2. Нравственные заповеди семьи
Учитель: Как вы понимаете пословицу: «Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить»? (Ответы учащихся)
Ученик читает стихотворение:
И. Анненский «Завещание»
Где б ты ни стал на корабле,
У мачты иль кормила,
Всегда служи своей земле:
Она тебя вскормила.
В волнах иль по ухабам,
Будь вынослив, отважен будь,
Но не кичись над слабым,
Быть добрым не забудь.
Не отступай, коль принял бой –
Платиться – так за дело,
А если петь – так птицей пой –
Свободно, звонко, смело.
Учитель: Такой наказ (духовное завещание) может дать отец сыну.
Обсуждение темы «Нравственные заповеди моей семьи».
Методика неоконченных предложений (отвечают дети и родители)
Добро – это_________________________________
Человечность – это_________________________
Воспитанность – это________________________
Доброжелательность – это__________________
Порядочность – это__________________________
Зло- это___________________________________
Грубость – это___________________________
Хамство – это___________________________
Ложь – это________________________________
3. Выступления родителей на тему «Нравственные традиции и обычаи нашего дома»
"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде…." Сенека
Учитель: Какие семейные традиции существуют в вашей семье? (Детям было предложено принести фотографии, где запечатлены праздники в семье, какие-либо предметы, семейные реликвии, связанные с историей семьи и ее традициями. Также надо было подготовить рассказ о фотографии, предмете или инсценировать).
По желанию ребята и родители рассказывают о семейных традициях.
4. Примеры нравственности в истории цивилизации
Учащийся:
В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости.
Во время есть, во время пить,
Во время делать гадости…
А можно и так:
На рассвете встать, и помышляя о чуде
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.
Кл. руководитель. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.
Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?
***
1 уч. Я хочу рассказать вам о супруге великого князя Сергея Александровича Романова, дяди последнего русского императора Николая II, великой княгине Елизавете Федоровне. Сергей Александрович погиб от бомбы террориста в 1905 году. В это время Елизавета Федоровна (ныне причисленная к лику святых великомучеников) находилась в Кремле. Узнав о случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба террориста разорвала великого князя на части. Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца был уже схвачен, у места происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и слез начала собирать останки Сергея Александровича и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на крыше ближайшего здания. Москва была поражена совершенным злодейством. Террориста Каляева посадили в тюрьму. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души.
2 уч. Во время взрыва пострадал кучер Ефим, которого сразу отправили в больницу. Елизавета Федоровна, спрятав глубоко в сердце свою личную трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Вернувшись после отпевания мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это специально, чтобы слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь спасся. В дальнейшем великая княгиня побеспокоилась и об обеспечении семьи погибшего.
3 уч. Забота и милосердие проявились у нее и к убийце мужа. Елизавета Федоровна подала прошение царю о том, чтобы террориста оставили в живых. Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: «Он не ведал, что творил». Это ли не доказательство любви к людям и даже к своим врагам? Это ли не пример для подражания?
4 уч. После смерти мужа вдова, бывшая принцесса, продала все свои драгоценности и на полученные средства устроила Марфо-Мариинскую обитель. Вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования и любви к несчастным и нуждающимся.
Кл. руководитель:
Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уважением и гордостью...
Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.
люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить.
В честь и в память о близких и далеких людях, несших в этот мир добро и свет, мы зажигаем свечу. Пусть она горит и напоминает нам о тех, чей нравственный подвиг не имеет цены.
***
1 уч. Старый доктор зябко повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцем переносицу. Закончился трудный день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно, если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести..,
2 уч. В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве дом сирот, содержавшийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями старого доктора нормальную жизнь и будущее. Он создал настоящую детскую республику, основой которой были любовь и уважение, к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что можно говорить правду, что на свете есть правда».
3 уч. Старый доктор долго не мог понять, что есть' Бог, пока не решил, что его Бог — это глубочайшее уважение и любовь к детям. Старый доктор так и не завел семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал служение детям».
Все я, Боже, получил сполна,
Где, в какой мне расписаться ведомости?
Об одном прошу — спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
4 уч. Наступило завтра - 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, они, как птенцы, жались к старому доктору. Он шел впереди, держа на руках маленькую девочку, ослабевшую после тяжелой болезни. Старый доктор давал детям последний урок — он учил их достойно умирать.
5 уч. У вагона, отправлявшегося в Треблинку, эсэсовец спросил: «Кто этот человек?». Ему ответили, что это — господин Януш Корчак, автор книги «Как любить детей», старый доктор, возглавивший Дом сирот в Варшаве.
6 уч. Эсэсовец вспомнил, что в детстве он читал знаменитую книгу Кор-чака «Банкротство маленького Джека» и предложил доктору остаться. Но Корчак ответил: «Дети — это главное», вошел в вагон и захлопнул дверь в газовую камеру, уйдя вместе со своими чужими детьми в бессмертие...
VI. Мысли вслух о воспитании нравственности(говорят родители)
- Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.
- Ребенок – тот же человек, что и взрослый, только маленький.
- Маленький – значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере…
- Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет…
- Чтобы понять ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки.
Классный руководитель:
Я призываю вас, прошу вас стать на цыпочки и прислушаться к тому, что говорят нам наши дети.
И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Уважаемые родители!
«Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше» (Л.Н. Толстой)
Родительский комитет и классный руководитель приглашают вас принять участие в разговоре о нравственности 29 апреля в ____________ час.
Мы надеемся, что ваше участие поможет сделать обсуждение проблемы интересным и полезным для детей и взрослых.