Submitted by Наталия Мbхайловна Петлевская on пн, 16/05/2011 - 13:51
1..Мобилизующее начало. Приветствие гостей.
2.Индукция.
-Ребята, сегодня у нас урок развития речи, я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы сегодня будем наблюдать, исследовать, удивляться и создавать – это мастерская художника. Какие инструменты для работы есть у художника?
-(Палитра, краски, кисточки, мольберт).
- Но наш художник не человек, а весна…. Весна – художник, что имеет в своём арсенале?
-Ну что художники, пришла пора и нам подбирать краски - слова для нашей картины.
(Работа на полосках бумаги, запись слов по заданию для каждой группы)
5.Афиширование.
Какие действия?
Какие они?
цветы земля/трава
С чем сравнить?
На что похоже?
Сияет
Золотые
мёрзлая
Корзинка золотых звезд
Украшает
Жёлтые
Пожухлая
Чашечка
Появляются
Яичные
Седая
Золотая звезда
Расцветают
солнечные
Прошлогодняя
Солнце
Оживает
Мохнатый стебель
Чёрная
Одуванчик
Пробивается
Стебель с розовыми чешуйками.
Серая
Летающая тарелка
Прогрелась
Пятиконечные
Сырая
Жёлтая антенна
Раскрылись
Золотые гвоздики
6. Разрыв.
- Теперь у нас есть краски можно приступать к работе? Давайте немного перераспределим прилагательные, ведь они относятся и к растению и к земле.
(Разбивка прилагательных в две колонки).
-Давайте спланируем работу… Составляется план:
1) Весна.
2)Первоцвет.
3) Моё отношение (впечатление).
-Ребята, вы уже знакомились с описанием первоцвета, кто уже уверен, что он готов можете приступать к работе.( Смотри: « Дополнительный материал к уроку».)
-Для тех, кому кажется, что красок маловато, прочитайте упражнение 581. (Задание для учащихся, обучающихся по 7 программе.)
- Ребята при записи текста помните, что на родном языке писать с ошибками стыдно, поэтому не забывайте оставлять «окошки» в словах. При изменении по падежам названия Мать - и – мачеха изменения происходят только в окончании слова мачеха.
7. Рефлексия.
Запись сочинения на подготовленном листе. Чтение второй части сочинения учениками. Рецензии.
8. Подведение итогов урока.
- Ребята кем вы сегодня почувствовали себя? Трудно ли вам было писать портрет?
( Ученица К :Почувствовала себя художником слова,
ученик Д: Почувствовал себя писателем.)
9 Домашнее задание. Как говорят настоящие художники: «Нет предела совершенству», поэтому дома подкорректируйте текст и проверьте орфограммы. Познакомьте родителей с этим растением.
Дополнительный материал к уроку. Тексты с описанием растения.
Весенней улыбкой сияют первоцветы… И среди них ---------- первая украшает талую землю, выводя на блеклые лужайки хороводы золотистых головок.
Солнечные глазки первоцвета ------------ можно считать символом оживающей природы. Там, где чуть-чуть прогрелась на солнце земля, появляются ее скромные цветки на мясистых, покрытых чешуйками стебельках.
Эти цветы развиваются поразительно быстро. Пустой сегодня клочок земли на завтра покрывается тугими бутончиками на коротеньких стебельках, а через пару дней все они уже распустились желтыми корзиночками. Цветки держатся несколько дней, и все это время их стебли упрямо растут. Венчики цветов постоянно следуют за солнцем, поворачиваясь, в его сторону. В пасмурную погоду и на ночь они закрываются, и с появлением солнечных лучей вновь широко раскрываются. А вокруг них всегда кипит жизнь первых весенних насекомых.
Название свое этот цветок получил из-за контрастной фактуры листьев: по-матерински мягких и теплых на ощупь с нижней стороны и отстраненно холодных и жестких сверху.
Есть у этого растения и еще один удивительный контраст. Его цветки весной видят все, но где же листья? А листья начнут расти только после того, как растение отцветет.
Детские работы.
Сочинение.
Мать - и – мачеха.
Учащийся М.:
Ты когда – нибудь, видел ранней весной замечательный цветок? Он похож на одуванчик, но это мать – и - мачеха.
Этот цветок-первоцвет. Пригрелась земля и вот он пробился к свету. Этот цветок необычный, сначала вылезет сам, зацветёт, а потом листочки распустит. Внутри желтого солнца есть маленькие цветочки, они похожи на золотые звёздочки, а на мохнатом стебельке розовые чешуйки.
Этот цветок мне очень понравился, растение необычное и холода не боится.
Учащийся К.:
Пришла ранняя весна. Тает снег, бегут ручьи. На лесных полянках появляются цветы мать – и – мачехи.
Они зацветают раньше всех. Украшают овраги и берега рек. Цветут очень необычно: внутри жёлтой корзинки есть ещё несколько маленьких цветочков. Они как звёздочки из золота. Стебелёк похож на маленький стволик, потому что он очень толстый. И весь как бы в чешуйках. Эти цветы на земле, как летающие тарелки, блестят тут и там.
Мне очень нравится мать – и – мачеха, потому что цветок красивый.