Автор:
Братчикова Алла Альбертовна
Место работы:
<p> учитель биологии, МОУ СОШ №4 п. Песковка<br /> Омутнинского района Кировской области</p>
Урок биологии по теме «Эмоции» (8 класс)
Презентация
Дидактическая цель: способствовать осознанию, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – создать условия для усвоения сведений о ВНД человека, выявлении общих черт высшей нервной деятельности человека и особенностей, связанных с биосоциальной сущностью человека.
Развивающая – продолжить развивать мышление учащихся в процессе анализа рисунков и выполнения лабораторных работ. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации. Развитие представлений о единстве живой природы, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, схемы- рисунки для групповой работы, рабочая тетрадь, учебник биологии 8 класса под редакцией Пономаревой И.Н.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствую учащихся и настраиваю их на успешную работу. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.
- Актуализация . Составление кластера по теме урока «Эмоции?»
- Изучение нового материала с использованием учебной презентации
1-й слайд.
Человек не только воспринимает окружающий нас мир, но и воздействует на него.
Ко всем предметам и явлениям у нас есть определённое отношение
Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, мы ощущаем радость грусть, огорчение, воодушевление.
2-й слайд
Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к себе.
3-й слайд
Очень часто наши эмоции бывают «написаны» на нашем лице, т.е. отражены в мимике.
Зачитываю (швейцарский священник, поэт и художник Иоган Лафатер)
...Только человек из всех живых существ
Открытым отличается лицом.
Имеет нос, миниатюрный рот
И очи с заострёнными углами…
И тайны изумительных пропорций.
Лик может радовать, сулить блаженство,
Дарить доверие, внушать надежды.
В нём мысли волшебство и чувств запечатлённость.
Лицо – природы дар и гордость человека.
5-16 слайды (со схемами эмоций)
Предлагаю составить описание эмоций людей, изображённых на картинах, по их выражению лица. При этом используйте описание глаз, губ, мимических мышц
Скажите, а что является самым выразительным на лице человека?
Верно глаза.
Михаил Булгаков писал об этом так:
Вам задают вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину… и ни одна складка на Вашем лице не шевельнётся, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и всё кончено. Она замечена…
По выражению глаз оценивается уровень понимания происходящего. А неспособность сосредоточить взгляд на чём-то специалисты оценивают как эмоциональную неуравновешенность.
Но помимо выражения глаз, важное значение играют и мимические мышцы, их около 100. Есть «мышцы иронии», «мышцы траура» - опускают и поднимают уголки рта.
Работа в группах.
Составьте схему-рисунок «эмоциональное состояние» по мимическим складкам
- Недовольство
- Отвращение (человек морщит нос и поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза)
- Злость, ярость (прижатые к оскаленным губам зубы, пристальный взгляд, нахмуренное лицо)
- Радость (выражается улыбкой смехом)
- Горе, печаль (брови дугой, уголки рта опущены)
- Удивление (поднимаются брови, широко открываются глаза, а иногда и рот)
Обсуждаем результаты работы в группах, сравниваем схемы с 16-м слайдом презентации.
Эмоциональные реакции
Слайд 17
Приведите примеры положительных и отрицательных эмоций.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий головного мозга и отделов промежуточного мозга.
Слайд 18
Любая эмоция сопровождается появлением в крови биологически активных веществ – гормонов, которые изменяют деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
Человек может сдерживать внешнее проявление эмоционального состояния, но внутреннее проявление эмоций при этом не исчезают, а даже усиливаются.
Слайд 19.
Эмоциональные отношения - называются чувствами в узком смысле. Выражают отношение человека к объектам, эмоционально его затрагивающим: людям, вещам, проблемам, к лицам другого пола (любовь, ненависть, ревность и пр.).
Слайд 20
Эмоциональные состояния - более или менее длительные состояния человека, находящегося под влиянием эмоционально-значимых событий.
- Настроение – мажорная или минорная окраска поведения человека на данном отрезке времени.
- Аффект – бурная вспышка, нередко с потерей волевого контроля.
- Стресс – переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения
Сдерживание проявления отрицательных эмоций, а также стрессовые ситуации ведут к нарушениям работы внутренних органов: язва желудка, гипертония и др.
Зато положительные эмоции благотворно влияют на организм.
Врачи, например, считают, что оптимисты быстрее выздоравливают.
Помните мультфильм про Крошку Енота?
Он боится подойти к пруду, потому что ТОТ, КТО СИДИТ в ПРУДУ, корчит ему страшные рожи и угрожает палкой, и Енот не понимает, что это его собственное отражение.
Помните, что посоветовала ему МАМА?
Верно, УЛЫБНИСЬ! Сам вид улыбающегося лица – уже положительная эмоция. Слайд
22-ой слайд
- Рефлексия
23-й слайд (слайд со смайликам)
Общаясь с друзьями, мы присылаем им вместо слов смешные мордашки-смайлики, которые выражают наши эмоции.
Давайте и мы выберем для описания своих эмоций смайлик
Желаю вам положительных эмоций!
5. Домашнее задание
1.Прочитать § 6, выполнить задания в рабочей тетради
2.Составить синквейн используя термины темы «эмоции»
3. Подобрать репродукции с портретов. Составить устное описание эмоционального состояния изображенных на них людей.
Использованная литература:
- Т. В. Новгородова Особенности высшей нервной деятельности человека. Биология: Первое сентября № 37, 1996.
- Сайты: www.openclass.ru, http:// viki.rdf.ru.
|