Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта работы по теме: «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей 5-7 лет»

Submitted by ольга яковлевна кляйн on пн, 23/05/2011 - 14:24

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Рябинушка»

общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме:

  «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей 5-7 лет»

Продолжительность реализации: 3 года

Автор программы: Погорелова Е. В.

 

 

 

 

 

Рецензенты программы:                                                                                                                       заведующая МДОУ детский сад №7

«Рябинушка» О. Я. Кляйн______________                                          

 заместитель заведующей по УВР

 Е. М. Кулик_________________

 

Слайд №1

 «Развитие творческих способностей детей на основе приобщения к художественному и ручному труду».

 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, так как человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберд Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

           Именно художественная деятельность способствует развитию творческих способностей детей, эстетических чувств, развитию вкуса, понимания красоты мира.

       Одним из направлений развития творческих способностей детей, является работа с подручными материалами, которые представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание, и создание художественного образа.

        Наблюдения за процессом создания детьми пятого года жизни художественного образа показали, что значительная часть детей проявляет беспомощность, низкую самостоятельность; при работе с подручными материалами, не достигает результата.

         Анализ психолого–педагогической литературы и собственной деятельности позволил сделать вывод о том, что причиной возникших трудностей у воспитанников является:Слайд № 2

  • частое использование воспитателем репродуктивных методов в работе с детьми на занятиях по ручному и художественному труду;
  • отсутствие системы в использовании подручных материалов;
  • отсутствие преемственности в обучении детей работе с подручным материалом;
  • отсутствие в методических пособиях личностно – ориентированной направленности на отдельно взятого ребёнка.

В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы приобщения детей к художественному и ручному труду и развития творческих способностей детей. Изучение теоретической литературы, освещающей проблему развития творческих способностей детей на основе художественного труда с использованием природного и бросового материала, позволило мне выстроить систему работы с детьми, разработать программу Слайд №3 «Приобщение к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет». Для того, чтобы моя программа отличалась от ранее изученных, значительно сократила  количество занятий репродуктивного характера, увеличила  количество занятий по совершенствованию усвоенных операций; развитию  у детей творческого и исследовательского потенциала, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категорических отрицаний со стороны воспитателя. Слайд №4Для создания программы была поставлена цель: Развитие творческих и художественных способностей детей. Из этой цели «вытекли» следующие задачи:

  • Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  • Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  • Изготовление поделок вместе с родителями.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.Слайд №5

Программу построила на основе как общепедагогических, так и специфических принципах, таких как, принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).. Общепедагогические принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  • Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением, расширением от возраста к возрасту.
  • Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом. Слайд №6Специфические принципы:
  •  Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  •  Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  •  Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Слайд №7

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

  • 1 этап -знакомство со свойствами материалов.
  • 2 этап- обучение приемам изготовления.

        в процессе многократных упражнений, ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных. К концу этапа ребёнок после ряда упражнений при первом приближении усваивает правильные приёмы работы.

  • 3 этап-совершенствования усвоенных операций.

       здесь совершается переход от зрительной, а также второсигнальной регуляции движения, к регуляции кинестетической.

На каждый этап выделила определённое количество часов. Представляю вам учебный план занятий. Слайд №8

Учебный план

Название темы

Средняя группа

Старшая

Подготовительная

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1

Работа с природ

ным материа

лом.

1

2

1

1

2

3

-

2

6

2

Работа с бумагой

1

2

1

1

1

5

-

1

5

3

Работа с тканью

1

2

1

1

1

2

-

1

3

4

Работа с парало

ном

1

2

1

1

1

1

-

-

1

5

Работа с деревом, корой.

1

2

1

-

1

1

-

1

1

6

Работа с кожей.

1

2

1

-

1

1

-

1

3

7

Работа с пухом, ватой.

-

-

-

-

-

-

1

1

-

8

Работа с пластиком

-

-

-

-

1

-

1

-

1

9

Работа с берестой.

-

-

-

1

1

-

-

-

-

10

Работа с бросов

ым материа

лом.

1

2

1

1

1

1

-

2

5

 

Итого в год:

7

14

7

6

10

14

2

9

25

 

В программу включила работу с природным материалом, бумагой, тканью, поролоном, кожей, деревом, корой, ватой, пластиком, берестой, бросовым материалом. Обучение построила на основе программы «Детство». Содержание программы составила на основе тематического принципа построения деятельности, что позволяет варьировать её в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительных результатов.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их во оформлении группы, дошкольного учреждения. Слайд № 9;10. Дают возможность объединять детей в общие группы для коллективной работы – «Портрет осени», «Осенний букет», «Портрет зимы», «Портрет весны», «Портрет лета», «Клумба с цветами». Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, чётко не зафиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятие из одной темы в другую, заменить одно занятие  другим, не меняя при этом основной цели и материала.

Прежде чем приступить к реализации программы, создала различные коллекции – «Ткань», «Бумага», «Фантики». Был собран разный бросовый и природный материал. Сделан набор инструментов для работы. Собраны книги и пособия – «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилки», «Делаем сами», «Творчество детей с различными материалами»; рассказы и поделки, пословицы и поговорки о труде, загадки, стихи и рассказы для применения в процессе изготовления поделок.

Работу с детьми построила с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определила в результате диагностического обследования, проводимого в первой половине октября. Результаты данного обследования позволили выстроить план индивидуальной работы, сделать определенный прогноз, проследить за динамикой развития мелкой моторики и творческих способностей детей.

В каждое занятие, как правило, включала теоретическую часть и практическое выполнение задания. В теоретическую часть входило объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно – прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включали изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Чтобы у детей возник интерес к тому или другому материалу, и они захотели сделать поделку из него, проводила беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, знакомила с коллекцией материалов и поделок из них, водила детей на выставки детского декоративно – прикладного творчества.

  • На первых занятиях использовала полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т. е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приёмов занимал процесс изготовления поделки, в процессе создания детьми поделок из различных материалов особое внимание обращала на освоение основных приёмов, но и не исключала творческие задания. Слайд №11(методы, используемые на занятиях)
  • наглядные (показ педагога, пример, помощь);
  • словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц, поговорок, загадок);
  • практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Часто обучение техническим приёмам шло параллельно с развитием творчества детей.

В процессе занятий перед ребёнком открывался мир фантазии и увлечений, дети получали знания о том, какой материал можно использовать для композиции, в какое время нужно собирать цветы и травы. По мере приобретения детьми необходимого опыта привлекала и детей к показу. Часто использовала поэтапный показ изготовления поделки.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, но чтобы сделать е ещё более увлекательной, и помочь преодолеть возникающие трудности, использовала на занятиях художественную литературу и сюрпризные моменты.

Всё это помогало детям приобрести необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами: бумагой, картоном, нитками, спичками, клеёнкой. В процессе занятий, накапливался практический опыт в изготовлении игрушек. Дети от простых изделий постепенно переходили к освоению сложных, от изменения каких – то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Игровые приёмы положительно влияли на эмоции детей, которые в свою очередь оказывали влияние на развитие творчества детей. Часто приходил к детям Мастерилка, Самоделкин, Всезнайка или Незнайка с просьбами помочь или научить…

Во время работы использовала народную, классическую и инструментальную музыку, что являлось хорошим фоном для практической деятельности, способствовало созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости. Коллективная форма проведения художественного и ручного труда помогали создавать интересные многоплановые и красочные композиции, влияющие на нравственно – эстетическое развитие ребёнка, воспитывать умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогая друг другу в сложных ситуациях.

Использовала разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно.

Анализ работ в разных группах проводила по-разному: с малышами использовала различные игровые упражнения и игры (радость и песня героя, похвала от лица героя превращения и т.д.). Старших детей учила самостоятельно анализировать свою поделку, высказываться о работе товарища, давать советы, делиться мнением. Было очень важно научить доброжелательно, уважительно относится к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и достоинствах, не обижаться на критику. Мне было важно показать детям, что его работа не безразлична педагогу, поэтому всегда брала ее в руки. рассматривала и оценивала.

Итогами работы с детьми послужили выставки работ: «Подарки белоствольной красавицы», «Делаем сами своими руками», «Лоскутная мозаика» и другие. СЛАЙД №12; 13 (ФОТОГРАФИИ ПОДЕЛОК).

Для детей с высоким потенциалом творческих способностей был разработан план программы кружка «Природные дары для поделок и игры». У детей вырос интерес к ручному труду, желание узнавать новые приемы и технологии работы с природным материалом. Дети принимали участие в городских конкурсах, выставках детского прикладного искусства: из 12 участников 5 детей получили дипломы за 1, 2, 3 место.

СЛАЙД №14

Достижения воспитанников МДОУ детский сад №7 «Рябинушка»

группа «Березка» 2008 – 2009 учебный год.

Название мероприятий

Уровень

Ф. И. ребенка

Результат

«Калейдоскоп» номинация «Бумажный мир».

Муниципальный

Мезенцева Арина

Диплом, 2 место

Конкурс «Мир, в котором я живу».

Муниципальный

  1. Шамазова Руфина

Диплом, 3 место

Выставка «День Земли»

Муниципальный

1.Шамазова Руфина

2.Куров Никита

3.Мезенцева Арина

4.Базарнова Даша.

5.Пантюхина Наташа

6.Кляйн Эмили

Сертификаты

 

 

 

Грамота, 2 место.

Многообразие вековых традиций

Муниципальный

1.Мезенцева Арина

2.Фишерова Нина

3.Есина Даша

4.Пантюхина Наташа

Сертификаты

Грамота, 1 место

«Зелёная планета глазами детей»

Муниципальный

Пантюхина Наташа

Грамота, 2 место

 

Своим опытом работы по данной теме делилась с педагогами. Предлагались индивидуальные советы по изготовлению поделок. Провела ряд занятий для педагогов: интегрированное занятие «Встреча с весной», «Подарки для мам» и др.; заседание семинара – практикума по изготовлению поделок из соломы и бересты, также была проведена консультация с педагогами: «Коллекция – как форма организации познавательной деятельности детей. Опыт работы по приобщению детей к художественному и ручному труду, развитие творческих способностей детей обобщен в детском саду и используется педагогами детского сада.

Параллельно велась работа и с родителями. Для родителей оформлена библиотечка «Делаем сами», «Мастерская», «Пёстрые странички», был проведён мастер - класс «Очумелые ручки» на родительском собрании. С родителями проводились индивидуальные и групповые консультации по изготовлению поделок.

Для выявления овладением приёмами ручного труда и развития творческих способностей детей была проведена диагностика.СЛАЙД №15

Диагностика развития конструктивных способностей детей проводилась два раза в год: сентябрь – май. Изучались:

  • уровень овладения приёмами работы с материалами;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • уровень развития конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, пилить, вырезать, прибивать).
  • методы изучения:
  • метод беседы с детьми;
  • наблюдения за практическим изготовлением поделки;
  • анализ.

Высокий уровень оценивала в 3 балла – выполняет работу сразу и правильно.

Средний уровень в 2 балла  - выполняет работу после повторного объяснения.

Низкий уровень в 1 балл – выполняет работу при непосредственной помощи взрослого.

Проводя работу по приобщению детей к художественному и ручному труду, я добилась следующих результатов.

СЛАЙД №16

Критерии

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Всего по списку детей

24

24

24

Всего обследовано детей

24

24

24

Средний % детей выполнивших работу на высоком уровне

29

38

58

Средний % детей выполнивших работу на среднем уровне

50

54

42

Средний % детей выполнивших работу на низком уровне

21

8

0

 

СЛАЙД №17

 

Дети познакомились со свойствами различных материалов, овладели навыками работы с данными материалами. Не только у детей, но и у родителей появился огромный интерес к созданию поделок своими руками.

В настоящее время я работаю с детьми четвёртого года жизни, работу по развитию творческих способностей детей – продолжаю. Организовала работу кружка «Красота своими руками», который посещают 10 детей. Надеюсь, что мои дети к выпуску школы станут такими же умелыми, как и мой прошлый выпуск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн