Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа на тему: «Особенности организации работы в группах продленного дня». Выполнила воспитатель ГПД МОУ СОШ с. Озёрки Строганова А.А.

Submitted by Анна Строганова on Wed, 08/06/2011 - 16:17

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

  1. правовые аспекты организации групп продленного дня.
  2. Воспитательное пространство ГПД.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ГПД КАК ПРОЦЕСС

 МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1. Модель воспитательного процесса в ГПД

2.2. Основные формы организации деятельности ГПД

2.3. Описание педагогического мониторинга и его результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.

Перечитывая книгу Шабалиной З.П. “Первый год – самый трудный”, автор обратила внимание на слова В.А. Сухомлинского, которые цитировались в данном издании. Сухомлинский откровенно говорил, что невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребенка в группах продленного дня. “ Очень обидно, что положительный опыт лучших школ продленного дня, хорошо обобщенный в педагогической литературе, во многих школах мало приживается. И главной причиной здесь является общая слабость воспитательной работы (в узком смысле этого понятия)” (Сухомлинский  1973. – С. 12).

На данном этапе развития школьного образования актуализируется проблема организации продленного дня в современной школе.

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Однако изменения, произошедшие в системе российского образования за последние десять лет, сделали достоянием исторического прошлого отечественной педагогики многие передовые наработки в теории и практике организации продленного дня в школе. Сейчас уже трудно говорить о том, что в режиме продленного дня складываются наиболее благоприятные для развития ребенка условия, что с целью повышения эффективности приготовления домашних заданий с учащимися после уроков работают учителя-предметники на базе учебных кабинетов, а работой кружков и секций руководят специалисты.

На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работы школ с продленным днем. Среди таких можно назвать проблему организации предметно-пространственной среды (наличие специально приспособленных для работы группы помещений), проблему кадрового и программного обеспечения, проблему организации жизнедеятельности группы в целом, с учетом особенностей ее комплектации, и многие другие.

Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос как в современной школе организовать жизнь и деятельность группы продленного дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался?

Ответом на этот достаточно актуальный и острый вопрос станет разработанная автором и апробированная модель воспитательного пространства в режиме группы продленного дня.

Объект исследования– процесс воспитания школьников в группе продленного дня.

Предмет исследования– средства, методы, формы организации воспитательной  работы в группе продленного дня.

Цель исследования– выявить оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы в группе продленного дня.

Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи:

- изучить научную, публицистическую, педагогическую и   методологическую литературу по проблеме исследования.

-   провести первичный мониторинг уровня воспитанности школьников посещающих ГПД.

-  выявить приоритетные направления воспитательной деятельности, осуществляемой в ГПД.

-  разработать программу воспитательной деятельности в ГПД по выбранным направлениям.

-  воспитательную работу в ГПД построить на основе разработанной программы.

-  провести итоговый мониторинг уровня воспитанности школьников, посещающих ГПД, после окончания действия данной программы.

Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе группы продленного дня МОУ СОШ с.Озёрки Петровского района Саратовской области.

Гипотеза.Мы предположили, что уровень воспитанности школьников, посещающих ГПД, повысится, если будут применяться формы и методы воспитательной работы, способствующие развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение опыта, беседа, анкетирование, изучение документации, синтез, сравнение.

Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

  Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.

В первом разделе «Правовые аспекты организации групп продленного   дня» даются определения основных понятий исследования, раскрывается их сущность, рассматриваются научные, организационные аспекты воспитательной деятельности в ГПД.

   Второй раздел посвящен описанию хода и результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению программы воспитательной работы детского коллектива в ГПД.

  В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования.

 Список использованной литературы включает 20 наименований  книг, статей и нормативных документов.

Исследовательская работа расширена за счет приложений и иллюстрирована таблицами.

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

 

 

1.1. Правовые аспекты организации групп продленного дня

 

 

 Группы продленного дня в начальной школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Обратим внимание на особенности организации деятельности учащихся в группах продленного дня.

Согласно п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (далее – Типовое положение), общеобразовательное учреждение (далее – школа) вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей) обучающихся. В данном случае слово "вправе" означает, что принятие решения о создании группы продленного дня целиком находится в компетенции школы. Ни учредитель, ни вышестоящие органы управления образованием, ни родители (законные представители) учащихся не могут требовать создания группы продленного дня, если школа не имеет на то желания или возможности.

Современное законодательство Российской Федерации, в т. ч. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании), не содержит точного определения понятия "группа продленного дня" (в Законе об образовании об этих группах вообще не сказано ни слова). Однако это не должно препятствовать созданию таких групп в школах.

Согласно методическим рекомендациям "Организация и режим работы группы и школ продленного дня", утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79 (далее – Методические рекомендации), группы продленного дня представляют собой одну из форм общественного воспитания детей, располагающую большими возможностями для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

Группы продленного дня создаются в школе для учащихся 1–8-х классов при наличии необходимой материальной базы и при условии, что их организация не приведет к увеличению сменности занятий в школе.

Рекомендуется комплектовать группы продленного дня из учащихся одного класса либо из учеников параллельных классов. Наполняемость групп продленного дня в школе установлена в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 26 Типового положения при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп продленного дня с меньшей наполняемостью (определяется уставом школы). Время пребывания детей в группе продленного дня – до 18.00 ..

Группу продленного дня целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций или на одном этаже, что позволяет организовать дифференцированный режим и более эффективно использовать все выделенные помещения, включая рекреации.

Согласно Методическим рекомендациям минимум необходимых помещений для группы продленного дня учащихся первых классов предполагает наличие спальни и игровой комнаты. При отсутствии в школе специальных помещений для этих целей могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью (шкафами, одноярусными кроватями). Наличие таких помещений предусматривается для групп, состоящих из учащихся только одного класса.

Из письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" следует, что обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей). Внеучебная деятельность детей организуется в соответствии с их интересами и желаниями. Такие виды деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и прочее, должны продолжаться не более 30 минут.

Первоклассники, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 часа. Для детей седьмого года жизни и ослабленных детей рекомендуется проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 (после дневного сна продолжительностью 1,5–2 часа).

Те же требования содержит п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться не менее двух раз в течение дня общей длительностью 2,5–3 часа. При необходимости (по заявлению родителей) работа групп продленного дня может быть продолжена в каникулы.

Первое направление деятельности групп продленного дня – организация выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка). При этом воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

 - выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся;

 - начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности);

 - ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для вторых классов – 1,5–2 часа; для третьих и четвертых классов – 2–2,5 часа;

 - предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика;

 - предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей;

 - проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1–2 минуты по мере проявления учащимися утомления;

 - предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).

Второе направление деятельности групп продленного дня – внеучебная деятельность: занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.

Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут для учащихся 2-х классов и 1,5 часа – для учащихся 3–4-х классов с 5–10-минутным перерывом в середине занятий.

Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1–2 раз в месяц.

Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1–2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 минут; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров – не чаще 1–2 раз в месяц.

Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).

Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам воспитатель группы продленного дня осуществляет следующие функции:

- планирует и организует жизнедеятельность и воспитание посещающих ее детей;

- проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся;

- на основе изучения индивидуальных особенностей учеников и рекомендаций психолога планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

- совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;

- контролирует соблюдение обучающимися режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;

- организует с учетом возраста обучающихся работу по самообслуживанию, соблюдение требований охраны труда, участие в общественно полезной работе;

- принимает меры по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек;

- взаимодействует с родителями учеников или их законными представителями.

 

 

1.2.  Воспитательное пространство ГПД

 

Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач. [7]

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.

Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения. [2]

При создании любых образовательных моделей необходимо учитывать основные особенности данной группы детей. Школьный возраст открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

Также необходимо учесть, что в режиме ГПД первого класса существует структурная особенность – отсутствие самоподготовки. Т.е. объем свободного времени значительно больше, чем в других классах. Поэтому возникает необходимость четкого планирования и организации отдыха детей.[7]

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ГПД КАК ПРОЦЕСС

 МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ


2.1. Модель воспитательного процесса в ГПД

 

 

В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

 -   создание условий для личностного развития воспитанников;

 - создание условий для реализации, основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

 -  создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе группы продленного дня МОУ СОШ с.Озёрки Петровского района Саратовской области. Группу посещают 20 учащихся с 1 по 7 классы, поэтому при разработке модели, учитывая их возрастные особенности, мы обратились к новейшим методическим разработкам, были изучены подходы О.С. Газмана, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой. Опыт белорусских коллег (М.П.Осиповой, С.И.Козлович, Е.Д.Король и др.), разработавших модель “Ориентир” показался нам особенно интересным. Изучив и проанализировав литературу по данной проблеме, мы выстроили свою модель воспитательного процесса.

Основой нашей модели организации жизнедеятельности в ГПД – являются 6 направлений.

1. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ.

2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

3. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

4. ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ.

5. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

6. ПРИРОДА – НАШ ДОМ.

Содержание деятельности каждого дня недели планируется по двум направлениям. Для удобства планирования создали циклограмму направлений (см. таблицу 1).

                                                                                                                Таблица 1

 

Циклограмма основных направлений воспитательной деятельности

Дни недели

Направления воспитательной

деятельности

ПН

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНИ

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

ВТ

ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

СР

ПРИРОДА– НАШ ДОМ

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ

ЖИЗНИ

ЧТ

ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

ПТ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

 

 

Каждое из направлений имеет свой методический аспект.

 

1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

2. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ – формирование понятия о важности знания ОБЖ.

3. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.

4. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ – формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания.

5. ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ – формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности.

6. ПРИРОДА – НАШ ДОМ – развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.

Эти направления и определяют содержание модели в целом, способствуют обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу

 

2.2. Основные формы организации деятельности ГПД

 

 

Используя перечисленные выше направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные нами на этот учебный год, создали недельную циклограмму расписания занятий ГПД (см. таблицу 2).

Таблица 2

Недельная циклограмма расписания занятий ГПД

п/п

Наименованиезанятий

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

1

Прием детейнастольные игры

12.00.-

13.30.

12.00.-

13.30.

12.00.-

13.30.

12.00.-

13.30.

12.00.-

13.30.

2

Обед

13.30.-

14.00.

13.30.-14.00.

13.30.-

14.00.

13.30.-

14.00.

13.30.-

14.00.

3

Пребывание на воздухе:

прогулка-экскурсия

спортивные игры

подвижные игры

общественнополезный труд

14.00.-

15.00

14.00.-

15.00.

14.00.-

15.00.

14.00.-15.00.

14.00.-

15.00.

4

Самоподготовка

15.00.-

16.30.

15.00.-

16.30.

15.00.-

16.30.

15.00.-

16.30.

15.00.-

16.30.

5

Свободное врмя:

работа кружков, занятия

по интересам.

16.30.-

17.30.

16.30.-

17.30.

16.30.-

17.30.

16.30.-

17.30.

16.30.-

17.30.

6

Прогулка

17.30.-

18.00.

17.30.-

18.00.

17.30.-

18.00.

17.30.-

18.00.

17.30.-

18.00.

 

Циклограмма, по  мнению автора, помогает систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей.

Особенно удачными считаем:

• Клуб путешественников.

• Школу сказок.

• Клуб “Почемучка”.

• “Разговор о правильном питании”.

На занятиях “Клуба путешественников” дети знакомятся с окружающим миром, получают начальные географические, астрономические знания ( Приложение А). Учатся пользоваться картой, глобусом. Пробуют себя в роли докладчиков, великих путешественников. Каждый ребенок оформил свой “Дневник путешественника”. Получились творческие альбомы, в которых дети с удовольствием пишут свои путевые заметки и рисуют.

Очень интересная форма организации театральной деятельности младших школьников – “Школа сказочников”. Ее содержание:

- кукольный театр;

- конкурс “Моя сказка”;

- инсценировка любимых сказок;

- игры.

Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Эта форма деятельности принимается детьми особенно хорошо и оказывает благоприятное влияние на развитие речи и воображение учащихся, их творческой активности.

Отлично зарекомендовал себя клуб “Почемучка”. Заседания клуба проводятся в форме тематических викторин, брейн-рингов, конкурсов. Тематика самая разнообразная. Часто ребята сами участвуют в выборе тем и подготовке вопросов. Клубный час всегда начинается с песни “Почему”, что создает положительный эмоциональный настрой, объединяет детей.

Программа "Разговор о правильном питании" ориентирована на детей 6–8 лет (старших дошкольников, младших школьников). Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание один из "краеугольных камней", на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществлялось по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле".

Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Герои программы – участники известной телепередачи "Улица Сезам", сказочные персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие ребенку множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом наших весьма непростых экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением – "Здоровое питание – дорогое питание". Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Большое внимание в своей работе стараюсь уделять здоровьесберегающим программам. Использую в течении дня различные виды фитнеса: дыхательные упражнения, аэробику, подвижные игры на свежем воздухе.

Творческие занятия (“Коллекция идей”, “Карандашик”) очень нравятся детям, прекрасно развивают их творческое воображение, фантазию.

  

2.3. Описание педагогического мониторинга и его результатов

 

 

Для выявления уровня воспитанности учащихся и определения оптимальных форм, методов и приемов воспитательной работы в группе продленного дня был проведен педагогический мониторинг

Задачи мониторинга :

-  определить состояние уровня воспитанности учащихся;

-  оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

-  по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

-  отследить траекторию развития учащихся 1-7классов, в процессе воспитательной работы ГПД.

В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в группе продленного дня.

Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.

Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя ГПД по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

Методика проведения мониторинга.

 Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.

Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.

Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам,  а именно: 1-5 классы; 6-7 классы.

Основные требования к определению критериев воспитанности:

- связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания, переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 3).

Таблица 3

Ступени обучения

Цели воспитания

Критерии оценки

 

1-4 классы

Развитие любознательности

Любознательность

 

 

Уважение к школе

Мое отношение к школе

 

 

Трудолюбие

Прилежание, трудолюбие

 

 

Бережное отношение к природе

Бережное отношение к природе

 

Чувство прекрасного

Красивое в моей жизни

 

 

Я - человек

 

Как я отношусь к себе Мои полезные привычки

 

5-7 классы 

 

Развитие познавательного интереса

Кругозор

 

 

Уважение к людям

Я и школа

 

 

Интерес к трудовой деятельности      

Прилежание

 

 

Эстетический вкус      

 

Эстетический вкус      

 

 

Я - личность      

 

Я (отношение к себе и ко мне)

 

 

Отношение к природе

Отношение к природе

        

каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания;

-   доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;

-  количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом);

- в ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей;

- системность в отслеживание результатов воспитания.

      Исследование уровня воспитанности проводится два раза в год (в сентябре-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.

   Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.

  Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.

       Примеры анкет для учащихся (см. Приложение Б).

       Учитывая полученные результаты проведенного мониторинга, составлена и внедрена программа воспитательной системы детского коллектива. По окончанию действия, которой проведен итоговый мониторинг, в ходе которого было выявлено, что воспитанники ГПД показали высокий уровень воспитанности .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей  среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе группы продленного дня МОУ СОШ с.Озёрки Петровского района Саратовской области. Целю нашего исследования,  было выявить оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы в группе продленного дня.

Для достижения цели мы изучили  научную, публицистическую, педагогическую и   методологическую литературу и правовые аспекты  по проблеме исследования. Проведен первичный мониторинг уровня воспитанности школьников посещающих группу и выявлены приоритетные направления воспитательной деятельности, осуществляемой в ГПД. Учитывая данные направления,  нами разработана программа воспитательной деятельности в ГПД. Воспитательная работа в ГПД была построена на основе разработанной программы. Итоговый мониторинг уровня воспитанности школьников, посещающих ГПД, показал, что выбранные нами формы и методы воспитательной работы, способствующие развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек, повысили уровень воспитанности школьников, посещающих ГПД. Цель курсовой работы достигнута.

Нужно стараться построить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Л.С. Бескровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин Второклассники любят праздники … Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. – Серия “Школа радости” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005. –  448 с.
  2. В.В. Гордеева Система воспитательной работы в группах продленного дня. – Серия «В помощь администрации школы» - Волгоград, 2007 – 1с.
  3. Н.Ф. Дик Классные часы в 3 – 4-х классах  - Серия  “Сердце отдаю детям”. – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2007. – 416 с.
  4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  5. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 2008. – 192 с.
  6. И.М. Коротков Подвижные игры во дворе. Серия “Физкультура и спорт”.
  7. . Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
  8. Г.И. Куценко, И.Ф.Коротков Режим дня школьника.
  9. Методические рекомендации "Организация и режим работы группы и школ продленного дня", утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79
  10. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240с.
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08")
  12. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
  13. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  14. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
  15. Постановление Минтруда России от 11.11.1992 № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации"
  16. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 "Об установлении тождества отдельных должностей"
  17. Письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик"
  18. Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
  19. Е.Ю. Пиглицина Энциклопедия детских праздников. – М.: “Рипол классик”, 2006. – 320 с.
  20. И.Г. Сухин Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
  21. С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн