Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Употребление причастий и деепричастий в речи

Submitted by Ирина Викторовна Сотина on чт, 09/06/2011 - 00:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сотина Ирина Викторовна
Место работы, должность: 
Краснодарский край, г. Новокубанск, МОУ Гимназия №2 Муниципального образования Новокубанский район, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Необходимость формирования теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: «Дрофа», 2008 г.

Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор, тексты для анализа

Краткое описание: 
Урок – семинар «Употребление причастий и деепричастий в речи» завершает систему уроков по темам «Причастие как особая форма глагола; «Деепричастие как особая форма глагола» в 6 классе по программе М.М. Разумовской.

 

Семинар как активная форма обучения русскому языку

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №2 г. Новокубанска Сотиной Ирины Викторовны, победителя конкурса «Лучший учитель РФ 2006 г.»

 

Урок – семинар «Употребление причастий и деепричастий в речи» завершает систему уроков по темам «Причастие как особая форма глагола; «Деепричастие как особая форма глагола» в 6 классе по программе М.М. Разумовской. Подготовка к семинару начинается уже на первых уроках, когда предлагаются вопросы и задания. Учащиеся подбирают необходимый материал, систематизирует языковые формы, готовят сообщения, что способствует формированию научного  стиля речи.

Семинар оказывается эффективной формой контроля.

Основой содержания урока-семинара является теория. Ведущей целью такого урока становится необходимость формирования теоретического мышления, которое обеспечивает перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал, что позволяет подросткам самостоятельно изучить новую информацию и применить полученные знания на практике.

 

Подготовка к семинару

Вопросы и задания.

  1. Назовите особые формы глагола. Почему они так называются?
  2. Расскажите, как вы понимаете фразу В.И.Даля о причастии: «Часть  речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»?
  3. Дайте определение деепричастию.
  4. Что вы знаете из истории причастий и деепричастий?
  5. Назовите общее и различное у причастий и деепричастий.
  6. Расскажите об образовании причастий и деепричастий.
  7. Подготовьте рассказ о знаках препинания при причастных и деепричастных оборотах.
  8. Расскажите о синтаксической роли причастий и деепричастий.
  9. Подберите тексты с причастиями и деепричастиями, определите в них роль особых форм глагола.
  10. Подготовьте рассказ о стилистических свойствах и особенностях употребления причастий и деепричастий.
  11. Творческое задание: попытайтесь написать сказку о причастии и деепричастии.

 

Перед уроком- семинаром  учитель предлагает карточки ребятам, которые не выбрали для себя задания.

 

Карточка

Задания.

  1. Определить, какой частью речи являются выделенные слова.
  2. Какими  членами предложения они являются?
  3. Выполнить морфологический разбор  одного причастия и одного деепричастия.
  4. Какую роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

 

Сосна-великанша, будто отдаваясь сладкой своей гибели, еще не шевельнула ни единой иглой. Она возвышалась над остальными, как и прежде, хотя была уже перерублена. ...Сосна стояла в небе, подпертая с двух сторон. Она еще замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться во­круг своей оси. Ее повело в сторону, словно вывинчивая из роди­мой земли, она сначала медленно, но потом молниеносно, нара­щивая движение, начала падать и вдруг тяжко и страшно обру­шилась. (...)

Теперь она лежала среди снежных холстов, большая, мерт­вая. Карько, рванувшись было в сторону, остановился и, дрожа мускулами, тревожно заржал... Как бы дивясь и пугаясь того, что сделали, они глядели на лесное погибшее чудо. На поляне сразу стало темней и тесней, а в синем небе образовалась зияю­щая пустота. Сучья, как живые, еще долго трещали, ломаемые тяжестью уже мертвого дерева. (В. Белов.)

 

Цели урока:

 

 

 

 

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты для анализа.

 Ход урока-семинара.

 

  1. Проблемная ситуация.

Прочитать высказывание А.С. Пушкина. О какой языковой особенности причастия в нем говорится?

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

 

А теперь прочитаем отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском.

 

Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен мо­им очерком, ему не понравилось только одно выраже­ние... У меня было написано так: «Когда шарманка neрестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, кото­рый падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам.,  Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая..». Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...  Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литератур­ным приёмом.

 

Как вы понимаете выражение Д.В. Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?

 

  1. Сообщения учащихся по индивидуальным вопросам
  2. Анализ текстов, выполненный по группам.(Заслушивание подготовленных сообщений)

Вопросы для анализа текста:

  1. Какова тема отрывка?
  2. Сколько в них причастных и деепричастных форм и оборотов?
  3. Все ли причастные обороты выделены запятыми?
  4. Какова их роль в тексте?

 

 

 

 

 

Текст №1

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед убегая в свободном задоре —

Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.

 

Текст №2

Было высокое, светло-синее, предвесеннее небо. Роговская поляна, вся залитая слепящим солнцем, светилась из своей снежной глуби. Ее белизна, прошитая строчками более темных, но тоже белых заячьих следов, переходила в тени от опушки в еле ощутимую и тоже какую-то глубинную будто небесную синь. Лес на той стороне поляны разделял общее световое раздолье на два: на слепящее снежное и мягкое небесное.

Каждая сосновая лапа жила отдельно и вместе с другими; они, не враждуя друг с другом, переходили в более крупные вет­ки. Ветки незаметно перевоплощались в мощные бронзовые уз­лы, расчлененные по всей кроне и объединенные в ней, единой и неделимой.

В каждой сосне не было ничего лишнего, и они, дополняя друг дружку, каждая по-своему сберегали лесную семью.

 

Текст №3

Цепь, шедшая в сорока саженях позади чехов-разведчиков, после первого же залпа залегла. Ракета вскинула алое зарево; при свете его Валет увидел, как солдаты муравьями ползали меж кустов и деревьев, уже не брезгуя грязной землей, а прижи­маясь к ней, ища защиты. Люди копошились у каждой рытвин­ки, никли за каждой крохотной складкой земли, совали головы в каждую ямку. И все же, когда майским ливнем буйно брызнул и затопотал по лесу стрекочущий пулеметный огонь,— не выдер­жали: ползли назад, до предела втягивая головы в плечи, гусе­ницами влипали в землю, передвигались, не сгибая ни рук, ни ног, ползли по-змеиному, влача за собою по грязи след... Некото­рые вскакивали и бежали. По лесу, осекая хвою, щепя сосны, с гадючий шипом, зарываясь в землю, скакали и, чмокая, рвались разрывные пули. (М. Шолохов.)

 

 

Текст №3

Оказывается, существуют бактерии, как свободно живу­щие в почве, так и поселяющиеся на корнях бобовых расте­ний, которые усваивают атмосферный азот, переводя его в состав органических соединений. Небольшие количества ат­мосферного азота связываются при грозовых разрядах: образуется оксид азота (II), а из него — оксид азота (IV). При реакции последнего с водой получается азотная кисло­та, которая превращается в почве в нитраты. В результате этих процессов происходит непрерывный круговорот азота в природе. При уборке урожая с полей выносится значительная часть азота. Внесением удобрений, содержащих азот, восполняют эту убыль. (Из учебника химии, 9 класс)

 

Выводы:

  1. Причастия, совмещая признаки разных частей речи, богаче содержательно, а потому более экономны. В текстах картины природы переданы через причастные формы и обороты, которые выполняют изобразительную функцию. Например, в тексте №2 мы представляем предвесенний лес, наполненный солнцем, полный тайны. Причастия создают живую картину, усиливая образную и эмоциональную значимость слов. Таким образом, причастия являются средством живописания.
  2. Деепричастия также являются средством образного изображения действительности. Обладая изобразительными качествами глагола, его разнообразными смысловыми и экспрессивными оттенками, они более лаконично и точно выражают значения. В тексте М. Шолохова скопление деепричастий создает атмосферу напряжения на поле боя, ярко передает поведение солдат, звуки выстрелов.
  3. В научном стиле широко используются причастные и деепричастные формы и обороты с ними, которые позволяют в пределах одного предложения указать свойства предметов, выразить различные отношения между описываемыми действиями и явлениями – одновременности, следования, способа и характера действия.

 

  1. Творческая работа.

 

Выберите определения из справки и, согласуя их с определяе­мыми словами, вставьте на место пропусков. Запишите текст, выделяя знаками, если нужно, причастные обороты.

 

С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны ... и со всей своей гру­стью, спокойствием и простором, как средняя полоса России. Ве­личину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку ... или ... каждую кружку воды из ... колодца, каждое деревце над озером каждый крик петуха и каждое облако... .

И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю ... силу нашей ... природы. (К. Паустовский.)

Справка: обладающий такой огромной лирической силой, такой трогательно живописный; поникший от росы, согретый солнцем; откры­тый; трепещущий в безветрии листьями; плывущий по бледному и высо­кому небу; исцеляющий; русский.

 

Прочитайте выразительно получившийся текст (полный авторский вариант), сравните оба варианта и оцените выразительные возможности определений в тексте.

 

  1. Коллективное сочинение сказки о роли причастий и деепричастий в речи.
  2. Итоговая беседа по вопросам:

- в каком разделе языкознания изучается причастие и деепричастие?

- почему причастие и деепричастие являются глагольными формами?

- чем отличается причастие от прилагательного?

- чем отличается деепричастие от наречия?

- что теряет текст без причастия и деепричастия?

- в каких стилях речи уместнее употреблять причастные и деепричастные формы и обороты?

VII.  Подведение итогов семинара.

  1. Домашнее задание: лингвистическое сочинение «Употребление причастий и деепричастий в речи».

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн