Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя существительное"

Фото пользователя Наталья Андреевна Осипова
Submitted by Наталья Андреевна Осипова on Sat, 18/06/2011 - 01:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осипова Наталья Андреевна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МОУ" Кобринская ООШ"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Обобщающий урок, завершающий изучение темы &quot;Имя существительное как часть речи&quot;</p>

     Тип урока.Обобщение и систематизация знаний.

Тема. Обобщение по теме «Имя существительное».

Цель.Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

Задачи.

  • Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
  • Закрепить навык работы с текстом.
  • Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.

     Оборудование:мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.  (1 мин.)

Проверка готовности к уроку русского языка.

Оформление рабочих тетрадей.

2. Постановка цели урока. (1мин.)

Слайд…

- Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное». Сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения  по данной теме, т. к. сегодняшний урок является обобщающим.

3. Работа с эпиграфом.(2 мин.)

- Эпиграфом к уроку я взяла слова (карточки вывешены на доску):

«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский

«Хлеб –имя существительное». М. Алексеев

- Читаем хором… Все ли вам понятно?

- Как вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово «хлеб»?

(Если учащиеся затрудняются с ответами, вернемся к словам в конце урока).

4. Обобщение и систематизация. (30-35 мин.)

1) Место среди других частей речи.

- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого вы  узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.

 

Сообщение ученика.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

2) Имя существительное как часть речи.

Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.

- Далее будем говорить о грамматических и морфологических признаках имени существительного, повторим изученные орфографические правила, вспомним о синтаксической роли имени существительного в предложении.

Несколько учащихся получают индивидуальное задание у доски.

 

Индивидуальное задание № 1

Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:

Липовый легкий лист разметало по тротуарам.

Индивидуальное задание № 2.

Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является?

Мерцают далёкие звезды.

 

Коллективная работа

- Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры (правило повторяется 2 раза).

- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).

Проверка индивидуальных заданий у доски.

3) Актуализация грамматического значения имени существительного.

 - Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Обратите внимание на слайд, приведите примеры.

Слайд…

живые существа: девочка:

неживые существа: камень:

явления природы: гроза:

признак как предмет: белизна:

действие как предмет: бег, ходьба:

(Если возникают затруднения, то подсказываю…)

- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).

4)Словарный диктант.

Цель. Закрепление орфографического навыка.

- Сейчас вы выполните словарный диктант, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить:

- склонение имен существительных (3 типа);

- падежи и падежные вопросы.

(1-2 ученика с места проговаривают)

(Слова с «окошечками» заранее записаны на доске и напечатаны на карточках) Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют букву, выполняют задание, остальные работают на карточках.

Карточка № 1

Р…зерв, на д…тал…, в ак…деми…, д…быча, в тр…л…ейбус…, в кафе, кашне, о газ…провод…,шимп…нзе, (не)п…седу, в б…тон…, егозой, врем…н…м.

Резерв (склон., падеж), на детали (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в академии (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), добыча (склон, падеж), в троллейбусе (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в кафе (род, особенность), кашне (лекс. знач., род, особенность), о газопроводе (склон., падеж, пад. оконч.),шимпанзе (род, особенность), непоседу (род, СИНОНИМ), в бетоне (склон., падеж, пад. оконч.),егозой (род, падеж), временем (род, склон., падеж).

Итог.

- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.

5)Работа с текстом.

Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи.

- Возьмите карточку № 2.

1. Чтение текста про себя.

2. Выразительное чтение вслух.

Слайд…

Карточка № 2.

Пусть тот бой (не)уп…мянут

В списк…славы з…л…той,

День пр…дет – еще п…встанут

Люди в памят… ж…вой.

(А. Твардовский)

3. Определение темы и идеи текста.

- О чем этот текст? (ВОв)

- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт , ничто не забыто).

- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?

4. Работа над художественными образными средствами.

- Найдите эпитет.

- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).

- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).

5. Орфографическая работа.

- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово , вставляем пропущенную букву.

6. Синтаксический разбор предложения.

Еще повстанут люди в памяти живой.

6) Роль существительных в тексте.

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)

Карточка № 3.

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

 Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?

 

 

 

Слайд…

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

 

Итог.

- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).

7) Сочинение – миниатюра.

Цель.Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.

- Мы рассмотрели примеры, в которых с помощью существительных можно нарисовать картину природы.

- Я предлагаю вам сейчас написать мини – сочинение на тему «Зимний вечер».Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину зимнего утра необходимо «нарисовать» при помощи существительных.

Слайд… (слова и картина)

 В случае затруднения можно использовать существительные – помощники:

 улица, сумерки сугробы, мороз, иней, хрусталь, снежинки, одеяло, деревья, танец, крыши, зима, месяц

Итог.

 -Зачитайте свои миниатюры… (По возможности заслушиваются все учащиеся).

5. Срезовая тестовая работа по вариантам. (5 мин.)

Цель. Закрепление наиболее трудных орфографических правил, изученных по теме.

(Заранее подготовленные карточки с тестовым заданием. Используется дифференцированный подход: слабым учащимся предлагается задание, соответствующее их уровню обученности).

Карточка №1 (6 шт.)

1 вар. (сильн.).

1. Укажи слово среднего рода:

-кофе;

-шимпанзе;

-авеню.

2.Укажи слово с окончанием –И в дат. падеже:

-дочер…;

- Дарь…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, РАССКАЗ…, ШЛИФОВАЛЬ…:

- -чик, -чик, -щик;

-  везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не является частицей:

- (Не)правда на его стороне, а сила;

- (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах:

Ключ…к, горош…к, огурч…к, девч…нка, одеж…нка, кусоч…к, крош…чка, замоч..к..

Карточка № 2 (3 шт.)

2 вар. (слаб.).

1. Укажи слово мужского рода рода:

-шимпанзе;

-мечта;

- пополнение.

2.Укажи слово с окончанием –е в дат. падеже:

-дочер…;

- мыш…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, поливаль…:

- -чик,  -щик;

-  везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не пишется раздельно с существительным:

- (Не)правда на его стороне, а сила;

- (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах: замоч…к, горош…к, огурч…к, мальч…нка,  огонеч…к, крош…чка.

Работы сдаются учителю на проверку.

6. Итог урока. (2 мин.)

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какая  тема вызвала затруднения? Какие задания выполняли с удовольствием?

(Проблемный вопрос)

- Чем имя существительное отличается от остальных частей речи? (Обозначает предмет, склонение).

- Как доказать, что слово ЗИМА является именем существительным?

7. Выставление оценок. Домашнее задание. (1 мин.)

Все учащиеся получают оценки за работу на уроке. За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

Дома вам предлагается красиво оформить ваши мини-сочинения, которое мы поместим в копилке творческих работ.

 

Прикрепленный файл Size
обобщающий урок 1.ppt 4.71 MB

»  Tags for document:

На: Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя существительно


Наталья Андреевна, спасибо за помощь. Я использовала ваши методические приемы на своем уроке.Получилось интересно. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн