Оборудование урока:карта " Атлантический океан", проигрыватель, музыкальная пластинка.
Римский - Корсаков • Шахрезада 1 часть ( тема моря)
Литература для учащихся: В.А. Коринская И.В. Душина под редакцией Дронова " География материков и океанов"; " По материкам и океанам» Н.П. Смирнова, А.А, Шибанова - М. " Просвещение" 1988г.; Н.А. Максимов « За страницами учебника географии» - М.: Просвещение,1981г.
Литература учителяжурнал « ГЕО» - №1.2,3, 1998год.
Опережающие д/з - 4 учащихся подготовили выступлений по новой теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент( 1-2 мин).
2. Опрос пройденного материала ( 5-6МИН.)
(КАЖДОМУ учащ, раздается тест: НАПРОТИВ каждого океана поставить соответствующую цифру:
Тихий океан ( 2,3,4,6,7), Индийский океан ( I,4,5,8)
1. Находятся острова : Сейшельские, Маскаренские, Мальдивы.
2. Самый большой по площади.
3. Находятся течения: Куросио, Аляскинское, Перуанское
4. Минимальная соленость поверхностных вод
5. Имеет уникально течение, направленное летом от экватора к Северу и являющиеся холодным, а не теплым
6. Самый теплый по ТЕМПЕРАТУРЕ поверхностных вод
7. Ф. Магеллан дал название ....
8. Берега океана – один из регионов древней цивилизации.
Ответы Оценка
7- 8 "5"
6 "4"
5-4 "3"
менее4 «2"
III. Объяснение нового материала (30 м.)
Атлантический океан!!
«Необозримая водная равнина, раскинувшаяся на 25 миллионов квадратных миль! Величественная водная гладь. ИЗ конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира».
Ж. Верн
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями природы Атлантического океана, как крупного природного комплекса Земли. С видами хозяйственной деятельности ведущейся в океане!
Первое, с чего МЫ начнем - это покажем ГРАНИЦЫ ОКЕАНОВ
I. Название, границы, размеры.
Атлантический океан расположен большей частью в З.П. и ограничен берегами Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Антарктиды. Граница с С - Л.0. по условной линии восточного входа в Гудзонов залив, через Пролив Девисов и Датский к берегам Норвегии.
- Ребята, сообщаются ли воды А. о. с другими о.?
(Да на Юге широко соединяется с Тихим океаном и Индийским, на севере с сСеверно - Л.о.)
В этих пределах океан имеет площадь 93 млн. км21
Сравните его с S других океанов - 2-й, но величине океан
Сравните его с S других материков В 2 р. больше Евразии
В 3 р. Африки.
В 4 раза – С.Америки.
В 5 раз Южной Америки.
В 13 раз Австралии.
В 6,5 раз – Антарктиды.
2. Нахождение географического положения.
- Большая протяжённость с С Ю - 16 тыс.км.
( от Арктики до Антарктиды)
- Сравнительная узость в экваториальных широтах. - 2900 км.
Эта часть Атлантики наиболее узкая, подвержена сухим горячим ветром Сахары,
- В каких климатических поясах располагается океан?
Воды А.о. имеют широкий контакт с холодными арктическими и антарктическими водами.
3. Берега, моря, острова. Береговая линия его в С.п. сильно
расчленена полуострова.
Давайте назовем и покажем на карте основные - Скандинавский,
Пиренейский, Лабрадор
Крупные заливы - Бискайский, Мексиканский.
Много островов - Великобритания, Ирландия, Ньюфаундленд. Внутренние моря - Средиземное, Черное, Азовское, Балтийское окраинных - Карибское, Саргассово.
Выступление о Саргассовом Море.
За кормой убегает вода, впереди неизвестность, и не видно уже ни Земли, ни остров очка... А тут- еще каким - то страшным, необычным стал океан: то тут, то там виднелись длинные - предлинные водоросли .
Иx становилось все больше и больше, ветер стих, волны успокоились,
Корабли замедлили ход. Казалось дно рядом, близко, водоросли ведь обычно растут на дне! Но сколько ни мерили длинной предлинной веревкой, дна она так и не достала. Откуда было знать морякам, что эти удивительные водоросли плавают сами по себе, а до океанического дна тысячи метров! Это страшное место посреди океана называют Саргассовым морем! Из воспоминаний Колумба.
- Ребята, почему наибольшая соленость в тропических широтах?
- Большое испарение, выпадает мало осадков, почти нет крупных
рок, несущих пресные воды в океан.
- Почему температура поверхностных вод Атлантического океана ниже, чем Индийского Тихого?
- Широкий контакт с холодной арктической антарктической водой.
Водой.
- Объясните нахождение низких температур южной части Атлантики.
- Близость материка Антарктида полностью покрытого ледовым
панцирем.
6. Особенности природы Атлантического океана.
Благодаря ярко выраженным приливно - отливным течением на берегах океана успешно действуют приливные электростанции во Франции, США.
Наибольшую опасность в северной части океана представляют
aайсберги.
Что же такое айсберг?
- Белая гора льда, большей частью погруженная в воду. - Как вы думаете, почему айсберги опаснее в северной Атлантике, чем в южной? Для этого откройте учебник на стр. 8О и атлас Политическая карта мира.
- По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны США, Канада, Франция, Португалия, Германия, Великобритания - морские супер державы расположенные в С.п.
Ребята, в 1912 г. произошло столкновение корабля с айсбергом.
Как назывался корабль?
- Титаник.
- Почему большая часть пасс ажиров погибла?
Суперлайнер, оснащенный по последнему слову
техники, не имел положенного количества жилетов и шлюпок, что и привело к большим человеческим жертвам.
- Какой урок извлекли люди?
- Создан ледовой патруль.
С тех пор от столкновения с айсбергами не погиб ни один человек. Хотя лучшая защита от них по - прежнему заключается в наблюдении за движением " ледяной горы" и своевременном оповещение судов по радио.
Показываю иллюстрации журнала " ГЕО» о Титанике. Какое место занимает Атлантический океан в хозяйственной деятельности человека?
Издревле Атлантический океан занимает важнейшее место в мировом судоходстве, торговле и рыболовстве.
Показываю иллюстрации журнала "Гео" о древних цивилизациях, расположенных на Среднеземноморским побережье - Греция - Афины» Египет.
- Какие причины способствовали быстрому и давнему освоению
Атлантического океана?
Расположение древних цивилизаций, плавание X, Колумба к берегам Индии.
- Как же используется Атлантический океан человеком?
Выступление №2.
Многие страны Атлантики используют опресненную воду. Например:
Тунис, Ливия, государства на побережье Карибского моря, Канада, Великобритания разрабатывают подводные месторождения каменного угля. В Северном море и на шельфе Мексиканского залива на плавучих платформах добывает нефть»
Выступление №3.
Ведется добыча морских водорослей. Морские водоросли очень питательны. Жители некоторых стран употребляет в пищу ламинарию -морскую капусту , а так же зеленый и красный морской салат, эти водоросли идут на приготовление супов, соусов, различного рода запеканок, гарниров. Из морских гарниров готовят водорослевую крупу, которую засыпают в супы.
Из приготовленных соответствующим образом водорослей получают вкусную пастилу, мармелад, доле» Являются они и лечебным средством
Человек не может всё время пользоваться дарами Атлантического океана не соблюдая охраны его вод. В 1973 году была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов. Суда " сдают" теперь грязные воды, на берег, где они проходят специальную очистку.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4
Но чтобы океан щедро отдавал людям свои богатства его воды необходимо охранять от загрязнения. Первым признаком приближающейся экологической катастроф стала массовая гибель тюленей, на сегодняшний день число найденных мертвых животных в Северном и Балтийских морях уже превысило 3000. Гибнут морские звезды, рыбы. Серьезней опасностью стало гигантское скопление мелких морских водорослей: они покрывают жабры рыб и разрушают их b течение нескольких минут. Кроме того, они употребляют огромное количество кислорода, отбирая его у других обитателей моря. Ученые считают, что такой быстрый рост водорослей вызван тем, что попадающие в море речные воды, несут в себе рас творящие минеральные удобрения с полей, а также боды промышленных предприятий содержат в себе большое количество окиси азота, ускоряющий рост этих водорослей.