Ход урока. I.Организационный момент. - С каким настроением вы пришли на урок? (Поднимают солнышко или облачко). - У кого из вас есть желание успешно поработать на уроке? Я с удовольствием с вами пообщаюсь и, надеюсь, что мы сможем преодолеть вместе все сложности, которые могут появиться по ходу урока. II.Повторение изученного. На доске слова: Звонок, уроки, дети, Аня, Боря. - Прочитайте написанные на доске слова. Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена существительные, отвечают на вопросы кто?, что?, обозначают имена нарицательные, имена собственные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). III. Каллиграфическая минутка. - Угадайте какую букву мы будем писать. Она находится в этих словах. Стоит первой в слове, состоящем из двух слогов и обозначает гласный ударный звук. (Это заглавная буква А. Она стоит первой в слове Аня, которое состоит из двух слогов). - В каких случаях мы употребляем заглавную букву А? (В именах собственных и в начале предложения). - Охарактеризуйте букву а и звук [а]. ( Гласный ударный или безударный. Звук [а] обозначает твёрдость согласного звука). - Напишите по образцу прописи с.25 буквы, их элементы, соединение буквы А с согласными буквами. Запишите предложения: Анютины глазки робко смотрели на мир. - Какие глазки имеет в виду автор? (Это цветы). - Какие ещё вы знаете цветы, названные именем? (Роза, мальва, маргаритки, виола, гортензия, камелия, лилия). - Объясните написание орфограмм, разберите предложение по членам предложения и по частям речи. - Слово глазки разобрать по составу (Один ученик работает у доски). IV. Актуализация знаний. - Из предложения запишите имена существительные в тетрадь в начальной форме. (Глазок, мир). Выставляю предложения на плакате: Расцвела черёмуха около ручья. На апрельском солнышке ветками шепча. - Выпишите имена существительные в начальной форме. (Ученики записывают на доске: черёмуха, ручей, солнышко, ветка). - Как можно разбить эти существительные на три группы? (По родам). V. Формулирование учащимися темы и цели урока. (Сегодня мы будем определять род имён существительных и в каком числе они стоят). VI. Изучение нового материала. 1. Устный диктант. - Я называю слова, а вы показываете карточку с безударной гласной, которую нужно запомнить. Рисунок, яблоко, метро, трамвай, урожай, тетрадь, ягода, картофель, капуста, пенал, пшеница, салат, горох. - Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, неодушевлённые). - Запишите по памяти 5-6 слов. - Как у записанных имён существительных определить род? (Дети выдвигают гипотезы). - Послушайте стихотворение: Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё. - Какие же слова мы ставим к именам существительным, чтобы определить род? (он, мой – м.р.; она, моя – ж.р.; оно, моё – с.р.). Над каждым словом надпишите род: м.р. – мужской род, ж.р. – женский род, с.р. – средний род. Выделите окончания. (Проверяю у каждого ученика, проходя по рядам). VII. Словарно-орфографическая работа. 1. Какие слова были новые в устном диктанте? (метро, трамвай – запишите в словарик). 2. Ознакомление со словами метро, трамвай (сопоставить трактор). (Трамвай и метро – это городской транспорт, а трактор используется в сельском хозяйстве. Метро и трамвай предназначены для перевозки людей, а трактор – для перевозки грузов. Трамвай и трактор – это наземный транспорт, а метро – подземный. Мотор в трамвае и поезде метро работает от электричества, а в тракторе – от топлива. Трамвай и поезд метро передвигаются по рельсам, а трактор – по обычной дороге. VIII. Продолжение работы по теме. 1.Запишите слова в три столбика по родам: вражда, зло, скука, печаль, ссора, лень, жадность, дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, помощь. Выделите окончания. - К какой группе имён существительных вы бы отнесли данные слова? (Абстрактные понятия). - Существительных какого рода среди этой группы очень мало? (м.р.) - Назовите существительные ж.р., ср.рода. - А теперь подчеркните те имена существительные, которые важны для вашего образа жизни. С использованием данных слов составьте правила жизни в нашем классе. (Дети составляют предложение со словами: дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, помощь). - Правила составлены. Я надеюсь они помогут вам стать друзьями и приходить на помощь друг другу. IX. Физкультминутка. Под фонограмму песни «Если с другом вышел в путь» выполняют танцевальные движения. X. Продолжение работы по теме. Работа по учебнику. 1.Упр. 30 (Учащиеся записывают существительные группами: он, она, оно). 2. Как изменяются имена существительные? - В каком числе они употреблены? - Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? (Один предмет – в единственном числе, много предметов – во множественном числе). - Что изменяется в имени существительном при изменении числа? (Окончание). 3. Упр.26 4. Запишите слова в единственном числе. (Слова записаны на доске: машины, качели, ручки, кони, сани, океаны, ножницы, лица, брюки) - Какие слова вызвали у вас затруднения? (Слова: качели, сани, ножницы, брюки нельзя записать в единственном числе). - Действительно, в русском языке встречается много слов, которые, даже называя один предмет, сами относятся ко множественному числу. 5. Упр.28(устно). XI. Закрепление изученного. 1. На доске слова: вечер – … кефир – … корова – … осень – … лошадь – … мужчина – … - Прочитайте слова. В каком числе они стоят? К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. Определите род имён существительных, выделите окончания. 2.Проверка работы (учащиеся отвечают с места). XII. Итог урока. Оценивание учащихся. 1.Обобщение. - Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? - Сколько родов имеет имя существительное? - Как определить род имён существительных? - Какие окончания имеют существительные каждого рода? 2. Рефлексия. - У кого из вас вызывает затруднение в определении рода и числа имён существительных? - Какое настроение в конце урока? - Какое задание вам больше всего понравилось? Домашнее задание: № 32 с.64, правило с.63 Коле нужно красиво списать текст упражнения; Антону – списать второй столбик стихотворения и определить число имён существительных; остальным учащимся выполнить все задания.