Размещено: Елена Александровна Чернявская - чт, 23/06/2011 - 00:39
Педагогическая концепция
«Научу, как делать это самому».
Мой ученик!
Я так надеюсь на твоё желанье
Узнать, постичь, преодолеть себя.
Пойдем по лесенке познанья
Дай руку и не бойся: рядом я…
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не трудился, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он трудится порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам, на мой взгляд, относятся ключевые, а именно:
как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое освоение суммы знаний, а прежде всего развитие творчества и приобретением каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Самоеглавное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании жизни, мира и самого себя.
От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи
учащихся на трудном пути познания.
«Ты можешь!» - он должен напоминать учитель ученику.
«Он может!» - должен понимать коллектив ребят.
« Я смогу!» - должен поверить в себя сам ученик.
Поэтому центральное место в моей структурной модели концепции «Научу, как делать это самому» занимает личность ребёнка, обладающая устойчивой мотивацией к саморазвитию; личность, которая может самоопределиться и самореализоваться; и обрести социальную значимость.
Понимаю, что невозможно заставить каждого ученика отлично учиться, быть хорошо воспитанным, деятельным. Надо, чтобы он этого захотел сам. В этом ему помогу я, учитель. Поиск решения данной проблемы привёл к необходимости выдвинуть гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта:
«Адаптивность образования к уровням развития школьников с учётом их способностей интересов, склонностей на основе педагогики сотрудничества». Для этого я определила следующие направления своей работы: познавательный интерес, ценностный, творческий потенциалы; и положила в основу преподавания математики идею создания на уроке и вне его адаптивной среды.
Опираясь на разработанную Петром Яковлевичем Гальпериным теорию поэтапного формирования умственных действий и теорию развивающего обучения известного педагога Л.В. Занкова, выделила по каждому из направлений основные задачи и отобрала, на мой взгляд, оптимальные средства: технологии, методы и приемы.
Задачи развития познавательного потенциала– интеллектуальная востребованность и осознанный познавательный интерес ребёнка. Формула моей работы в данном направлении «Научу не мыслям, а мыслить». Для ученика главное – не само новое знание, а индивидуальный самостоятельный поиск, путь от вопроса до ответа – а это и есть движение мысли. Средствами для достижения этих целей являются личностно-ориентированные технологии, развивающая и адаптивная системы обучения. Предпочитаю использовать поисково-исследовательские методы и методику ОЧС. Обучение приёмам умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, синтез – позволяет сделать ум ребёнка не только хорошо наполненным,
сколько хорошо устроенным. Так рождается «живое» знание, полученное не через слова, а через труд души и ума.
Задачами развития ценностного потенциалаявляются: становление духовности как индивидуальной выраженности через познание мира и формирование стойкой мотивации здорового образа жизни. Свою задачу вижу в создании атмосферы тепла, доброжелательности, задушевности. На своих уроках знакомлю детей не только с законами одной из величайших наук – математики, но и помогаю им осознать, что такое добро, честность, отзывчивость. Считаю необходимым научить ребят видеть в книге и на доске не сухие формулы, но, если говорить словами Уильяма Блейка:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Элементы здоровье сберегающих технологий на уроке и вне его помогают научить ребёнка как сохранить своё здоровье самому. Сюда входят: учёт самочувствия учащихся, психогимнастика, математическая зарядка, самомассаж и другое.
Творческий потенциал.
В данном аспекте считаю нужным развивать устойчивую направленность на творческую деятельность и стремление к самореализации. Каждый неповторим! У каждого ученика есть свой талант. Его только надо увидеть. Но, чтобы углублять и развивать его, сначала надо включить учащихся в творческую атмосферу образовательной среды, адаптационной к возможностям каждого ученика с учетом его темперамента, интересов, качеств, интеллекта, потребностей и способностей. Ежегодно мною проводятся исследования по определению перспективы развития личности, готовности к саморазвитию, к самореализации. Предлагаю вашему вниманию работу, в которой описан метод ключевых понятий. Он основывается на исследовании остаточных знаний учащихся по проверяемой теме, разделу, курсу и отвечает задаче – дать экспертную оценку сформированности понятийного аппарата. (Работа прилагается).
Таким образом, концепция строится на таких главных приобретениях ребёнка, которые можно образно назвать так:
хочу – мотив,
могу – знаю как,
и как результат – имею;
а для этого: творю,
ищу и поэтому
достигаю вершин знаний.
Мы вместе постигаем неизвестное. Дети узнают закономерности и противоречия наук, а для меня открываются всё новые и новые качества моих учеников.
Чтобы учить других, надо и самой быть интересной, справедливой, умной и доброй. Чтобы вселять уверенность, дать почувствовать свою самоценность, надо и самой быть уверенной в своих мыслях и поступках.
А основным результатом своей педагогической деятельности я считаю не только хорошие оценки моих учеников, их победы в предметных олимпиадах и конкурсах, но и то, что у них формируется система знаний, личностных качеств и способов поведения, позволяющая занять им достойное место в обществе. Ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. организовывать, консультировать, контролировать, что обязательно ведет к повышению профессионального мастерства любого педагога.