Приоритетное направление деятельности нашего детского сада – коррекция речевых нарушений дошкольников.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Для того чтобы такие навыки у детей вырабатывались, надо сначала научить его правильно говорить. И не случайно основные направления деятельности нашего учреждения это:
Слайд второйдля реализации этих направлений поставлены следующие задачи:
Дошкольное образование сегодня направлено на создание духовной пространственно-предметной среды, предпосылок для раскрытия способностей ребёнка.
Ребёнок развивается на фоне среды. И среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Среда должна способствовать максимальному полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждать у них трудности в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.
Вот почему одной из задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий по преодолению речевых нарушений у детей. Чтобы создать эти условия были поставлены следующие задачи.
Слайд третий «Задачи и создание условий по преодолению речевых нарушений у детей»…
Первая из них– диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и психолого-медико-педагогическом контроле за состоянием речи детей, задержек и недостатков в её развитии и их правильной квалификации. Результаты диагностики рассматриваются на психолого-медико педагогическом консилиуме, который собирается 1раз в квартал. Работа консилиума заключается в обсуждении и принятии единого решения при определении индивидуального маршрута для каждого воспитанника, а также определяются проблемы в развитии ребёнка и его достижения.
Вторая задача– коррекционно-образовательная задача, которая своевременно полно или частично устраняет недостатки в речевом развитии.
Учитель-логопед направляет и координирует всех специалистов и воспитателя, а также помогает воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии. Профилактика – это стимуляция развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников, создание потребностей в речи и условий для её удовлетворения.
Воспитатель решает коррекционные и общеобразовательные задачи в соответствии с программами
(типовой и коррекционной) во всех режимных моментах.
Индивидуальный маршрут сопровождает ребёнка во всех видах деятельности.
Диагностическая работа педагога – средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. Исходя из опыта работы педагогов, в рамках диагностического блока можно действовать по следующему алгоритму:
· изучать уровень и динамику речевого развития воспитанников;
· выделять детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
· квалифицировать (с помощью вид речевых недостатков, устанавливать их возможные причины;
· конструировать групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей направленности.
Эффективность диагностической работы зависит от условий.
Слайд четвёртый «Условия диагностической работы»
Первое из таких условий– систематическое изучение состояния речи дошкольников. Изучение состояния речи детей должно проходить дважды в год: осенью, что бы выявить уровень речевого развития и правильно спланировать свою работу на учебный год, весной, что бы проследить эффективность своей работы.
В междиагностический период им проводятся наблюдения за характером развития речи воспитанников и при необходимости вносятся коррективы в коррекционные программы развития речи воспитанников.
Второе условие - это результативное изучение речевого развития дошкольников – разнообразие методов и источников сбора информации. Чтобы правильно оценить полученные данные, учителю-логопеду необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться такими проверенными длительной педагогической практикой и взаимодополняющими методами диагностики, как:
· привлечение к обследованию детей других специалистов – педагога-психолога, музыкального руководителя, преподавателя изодеятельности и инструктора по физической культуре;
· наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
· изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
· беседы с родителями.
Так, в процессе направленного наблюдения учитель-логопед получает достаточно полные данные о состоянии всех компонентов речевой системы дошкольников. Из бесед с родителями, изучением медицинских карт может быть получена информация о наличие или отсутствии в их анамнезе факторов, влияющих на развитие биологической или социальной стороны речи. Например, нарушения в произношении м.б. связано с неправильным прикусом или недостаточно внимательное отношение в семье \ говорит, но мы его понимаем\ , осложнения при родах, которые могут вести к разнообразным нарушениям как речи, так и поведения и нарушениям психических функций.
Третье условие– четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур.
Наряду с речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться и недостатки неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов.
Поэтому в процессе обследования должны быть учтены тесные связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей.
Четвертое условие– оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксации его результатов.
В процедуре изучения детской речи недопустимо, чтобы она носила тестовый характер и у детей возникло ощущение, что их оценивают.
Результаты обследования фиксируются в «речевой карте».
Таким образом,грамотное решение педагогами задач диагностического блокаво многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности.
Это помогло нам создать условия коррекционно-речевой работы в ДОУ.
Слайд пятый, «Условия коррекционно-речевой работы в ДОУ»…читаю.
Слайд шестой «Совершенствование воспитательно-образовательного процесса» включает в себя…
Только совместная работа всех специалистов, воспитателей и родителей даёт возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к детям и добиваться высоких результатов в коррекционной работе.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов:Слайд седьмой «Модель профессионального роста педагогов»…
Уровень профессиональной и методической компетентности педагогов повышается через…
Для реализации коррекционно-развивающих программ и новых подходов к коррекционо-воспитательной работе с детьми ОНР в ДОУ создана развивающая речевая среда.
Слайд восьмой «Развивающая речевая среда»…
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева.
Поэтому во всех группах мы уделили внимание пространственно-развивающей среде. Ведь дошкольная группа – это среда обитания ребёнка, в которой он находится большую часть времени и где может реализовать свои интересы. В группах созданы дифференцированные условия для пребывания детей в ДОУ и их успешного развития с учётом особенностей развития воспитанников.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает материал для проведения и отслеживания динамики развития воспитанников, ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал. Гибкое зонирование позволяет решать многие задачи, так как спального помещения нет. Обстановка в группах уютная и комфортная, способствует формированию положительного эмоционального состояния у ребенка, успешной адаптации, повышению чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих речевых трудностей.
Кабинеты всех специалистов оборудованы для проведения групповых и индивидуальных занятий согласно целям и задачам коррекционно-образовательной работы, оснащены необходимым оборудованием, который включает материал для проведения обследования, отслеживания динамики их коррекционного и психического развития.
При создании пространственно-развивающей среды, которая обеспечивает интенсивно развивающий характер педагогического процесса, мы стараемся организовать жизнедеятельность детей на коррекционно-развивающей основе. Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми ОНР мы создали в группах развивающую предметную среду, где основой коррекционно-развивающего обучения стала речевая среда.
Создание развивающей речевой среды должно стимулировать развитие ребёнка, обеспечивать более высокий уровень познавательного развития, провоцировать его речевую активность. Совершенствование развивающей речевой среды зависит:
· от умения воспитателя в быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом,
· предоставлять для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах,
· удовлетворять потребности детей в обсуждении данной информации,
· выслушивать детей, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками.
При создании речевой среды воспитатели стремятся к тому, чтобы слово стало установкой, помощью, положительным прогнозом к созданию детям ситуации успеха в любой деятельности. Важным компонентом в речевой среде является и правильная речь взрослых. Речь должна быть абсолютно правильной и литературной, по форме и по тону быть всегда вежливой; речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, эмоциональная выразительность, образность и достаточная громкость. Культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей.
Значимую помощь в реализации коррекционно-образовательной работе мы получаем от совместной деятельности с родителями.
Слайд девятый «Включение родителей в коррекционно-образовательную работу»…
Опыт показывает, что оптимальным является вариант, когда все участвуют при создании развивающей речевой среды в ДОУ: и педагоги, и родители.
Именно совместная работа учителей-логопедов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога изодеятельности, медиков и родителей даёт возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к детям и добиваться высоких результатов в коррекционной работе.
Совершенствование развивающей речевой среды зависит и от совершенствования воспитательно-образовательного процесса
Слайд десятый «Организация сотрудничества с социумом»…
Вывод.Качеством коррекционно-речевого воздействия стала искренняя заинтересованность педагогов в их результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости педагогов и одновременно – от их настойчивости, последовательности в работе зависелрезультат всей нашей работы и таким результатом является выпуск всех детей в школу с хорошей речью.
Речевая среда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем саду.
|