2.Подготовка мультимедийной презентации с кадрами предвоенного времени и военной хроники
3.Оформление актового зала школы или классной комнаты
4.Оформление приглашений для ветеранов
Классный руководитель:
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие наши гости, Валентина Ивановна и Александр Иванович. Сегодня у нас необычная встреча, она посвящена не только и не столько 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, так как о войне мы сегодня будем говорить немного. Сегодня мы с ребятами хотим поговорить о вас, наших ветеранах. И не просто поговорить, а вспомнить. Вспомнить вашу юность, ваши мечты, ваши мысли. На нашу долю не выпало тяжелое испытание по имени «война». Оно было в вашей жизни, в вашей юности. Давайте поговорим об этом.
На сцену выходит ведущий с гитарой в руках, он исполняетпесню А. Макаревича «Я не видел войны» (или звучит фонограмма этой песни, ведущий читает на ее фоне)
Ведущий: Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про неес детских лет.
Сколько книг про войну, гдекак будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах,украшенных светом,
Сомневаюсь в кино - там, в кино,как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал - почему-тоне любят об этом:
Может быть, оттого, что об этомв словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишкоммного и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть,не убить этот звук.
(Продолжает перебирать руками струны гитары).На фоне тихой мелодии звучат его слова:
Я иногда думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, грустим, веселимся. У каждого из нас свои интересы, друзья, увлечения, у каждого из нас своя любовь… Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной… Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, на чьи юные плечи тяжким грузом лег день 22 июня 1941 года. Тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь и смог выжить. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить…, чтобы помнить…
I. Юность, прерванная войной
(На фоне лирической музыки появляются юноша и девушка, держась за руки)
Девушка: Я помню тот чудный апрельский день, когда впервые увидела тебя. Ты шел по освещенному солнцем тротуару красивый, сильный. Весь мир теплый, мягкий, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревал добротой, радостью, ожиданием любви. В воздухе была разлита зеленовато-светлая акварель, и не было жестких черных красок. Ты остановился у киоска, чтоб купить газету, луч солнца вспыхнул возле твоего виска, осветив светлую прядь волос. Юноша:Яне видел тебя в тот апрельский день. Но я запомнил отчетливо зимний вечер. Шел крупный снег. Он медленно падал вокруг фонарей, около заборов, в тихих переулках. Мохнатый снег лежал у тебя на воротнике, он белел на бровях, на ресницах. Я внимательно смотрел на твое замерзшее и такое красивое в свете фонарей лицо. В руках у нас были коньки. Мы только что вернулись с катка. Мы стояли на углу, и я знал: через несколько минут надо расстаться.
Девушка: а потом было лето. В теплой траве горячо трещали кузнечики, духота стояла в окутанном паутиной ельнике. На сочно зеленевшей поляне висела волейбольная сетка, слышался стук мяча, смех. А вечером, после короткого летнего ливня, над дачами тянулся синий дымок самоваров, звучала мелодия популярного тогда танго, и мы танцевали.
Звучит «Утомленное солнце».
(пара танцует танго, главные герои и ведущий продолжают говорить).
Юноша: Явспоминаю наши разговоры, которые мы вели в школе.
Мы рвались спасать челюскинцев, тревожились за плутающую в тайге Марину Раскову, мы говорили о покорении полюса, обсуждали события в Испании и огорчались, что родились слишком «поздно».
Ведущий: Вы грезили о счастье, читали Есенина и Грина, мечтали о мировой революции, алых парусах и прекрасных принцах. Были максималистами и пытались понять эту жизнь, которая была далеко не простой.
Девушка:Мы были молоды и счастливы, верили в мощь своей страны. Где-то там, далеко, уже начиналась война, но она была не здесь и не сейчас.
Юноша:А сегодня здесь?
(Прерывается танго, слышны взрывы, гул самолетов. Дальше звучит мелодия «Рио-Рита» на ее фоне звучат слова песни).
Чтец 1:
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной - музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна,
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
(Музыка заканчивается. Юноша и девушка, взявшись за руки, повторяют две последние строчки).
Ведущий: Война не кончилась через месяц, она затянулась на долгие четыре года. И были в вашей жизни расставанья, слезы, обещанья, горечь разлук.
(На последних словах девушка и юноша расходятся по разным сторонам сцены). Звучит «»Вставай, страна огромная»
Девушка: Ты отправился, в военкомат. Ты был здоровым, молодым, сильным, и тебе, конечно же, сразу вручили повестку.
Юноша:Мы пошли всем нашим десятым классом. «Если не мы, то кто же?» - говорили мы себе. А когда я шел домой, держа повестку в кармане, то думал о том, как страшно мне будет расставаться с тобой.
(юноша и девушка уходят)
Ведущий:Война тяжким бременем упала на ваши юные плечи…
(звучит фономВенгерский танец №4 – Брамс)
Чтец 2: Он уходил ранним утром 2 октября 1941 года. В то утро его провожала мама да женщины их коммуналки. Мама стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок. Женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей. Он оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили: Я вернусь, мама. Не вернулся… И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное: от 17 декабря; остальные - если были они - либо не дошли, либо где-то затерялись. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку. «Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят...» И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве - все письмо. Кроме нескольких строчек:
«...Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку...»
И еще в самом конце:
«...Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?»
И последняя фраза - после «до свидания», после «целую крепко, твой сын»:
«...Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»
Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова:
«Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга! Ваш сын был...»
Был. Был сын, сынок, сыночек. Был ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девочкой Риммой, хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить.
Ведущий:Многим вашим сверстникам война стоила жизни, они уходили в небытие, оставаясь навеки 17-ти, 18-ти, 19-ти, 20-летними, но вы не согнулись, выстояли. Александр Иванович, мы хотим попросить Вас рассказать о том, как вы уходили на войну, что чувствовали тогда, кого из родных или друзей, оставшихся дома, уходили защищать? Пожалуйста, мы просим Вас рассказать о себе.
(Рассказ ветерана А.И.Бухтиярова)
I I. «Идут по войне девчата, похожие на парней…»
Ведущий: Это было странное и суровое время... И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла вам выстоять, выжить и победить. Она жила в ваших сердцах, звучала в ваших песнях, читалась в строчках ваших писем. Пусть завидуют люди других поколений той любви, которой вы любили, что жила и осталась жить в душах ваших любимых.
(Звучит фоном «Ах, война» Б.Окуджавы, появляются Юноша и Девушка по разным сторонам сцены, у каждого в руке горящая свеча, «пишут» письма)
Девушка: Мой дорогой, любимый мой! Каждую минуту, каждый день я жду тебя. Каждую ночь я вижу тебя во сне. Однажды мне снился такой упоительный сон! Мы с тобой танцуем вальс. В ушах моих так ясно звучала мелодия «Большого вальса», и мы так легко, чуть касаясь земли ногами, неслись куда-то. Любимый мой, я проснулась с таким ярким ощущением твоих рук, так крепко и нежно обнимавших меня в танце! Рощи, в которых мы когда-то бродили с тобой, снова стоят зеленые, снова поют птицы и плывут легкие белые облака в бездонном небе, а тебя рядом нет. Мальчик мой милый! Если бы ты знал, как я люблю тебя и мечтаю о встрече с тобой.
(Далее звучит фоном «В землянке»)
Юноша:Мимо скольких смертей надо пройти, чтобы возвратиться к тебе.
Но я уверен, что мне не суждено погибнуть в этой войне. Я не выпущу из рук оружия, пока в состоянии его держать, я не боюсь смерти, я привык к ней, вижу ее ежеминутно, но я мечтаю о жизни, о тебе, о мирном очаге, только теперь я по-настоящему понял и оценил, что значит родной дом, твоя любовь. Я вернусь, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из «Спящей красавицы», под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.
(юноша уходит, музыка смолкает)
Ведущий:Война закончится не скоро…
(Звучит «»Вставай, страна огромная»)
Девушка(гасит свечу):Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты, то юность моя в огне.
Идут по войне девчата, похожие на парней.
(музыка затихает)
(звучит фономВенгерский танец №4 – Брамс)
Чтец 3 (девушка): «Дорогая мамочка! После сегодняшнего боя много раненных. Невозможно без слез смотреть на изуродованных молодых ребят. У одного оторвало ногу, а он все кричал, что она у него болит. Но не буду плакаться. Беспокоюсь, как дела у вас. Номер моей полевой почты пока тот же. Целую вас крепко, ваша Клавдия».
Ведущий: Из архива Министерства обороны:
Чтец 4:«Донесение о героических подвигах воинов Красной Армии: Дочь кузнеца завода «Арсенал» 16-летняя Скворчинская явилась в артдивизион 14 кавалерийской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. В период военных действий подвижной группы 26 армии Скворчинская, пренебрегая опасностью, во время бомбежки авиацией противника оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия, когда сама не могла донести пострадавшего, заставляла бойцов вылезать из щелей и оказывать ей помощь. Скворчинскя спасла жизнь десяткам бойцов и командиров».
Чтец 5:Она была смешлива, весела,
Болтались косы в лентах за плечами,
Ее сестренкой братья величали:
Еще девчонка, мол, не доросла!
Был день ее несложен: хохочи,
Учи уроки, расцветай на воле!
И высоко над ней на волейболе
Взлетали вверх веселые мячи.
Но школа кончена. Война...
И вот уже ей тесен мир бумажной карты,
И в мир живой она со школьной парты
Идет сестрой в сражение - на фронт.
И кладь ее не ручка, не тетрадь,
Не книжки те, которые любила, -
Она на плечи юные взвалила
Бойца в крови, чтоб от врага убрать.
И для бойцов, что вновь вернулись в строй,
Чье сердце билось тихо и устало,
Она теперь родной и близкой стала –
Не маленькой сестренкой, а сестрой.
Ведущий: Все мы знаем, что не только юноши и мужчины сражались с врагом. Милые юные девушки и женщины не уступали «сильному полу», а иногда совершали такие героические подвиги и поступки, на которые не каждый мужчина был способен. Дорогая Валентина Ивановна, в каком возрасте и с какими чувствами Вы уходили на фронт, на что надеялись, чего ждали, о чем думали, о чем мечтали, ведь Вы были тогда очень юной?
(выступление ветерана ВОВ В.И.Алексеевой)
III. Победный май 45-го.
Ведущий:И придет май 1945-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.
(Выходят солдаты и читают поочередно).
1 солдат:За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет, мнилось, прожили их так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
2 солдат: Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка: тогда горизонт утонет в черно-багровой завесе дыма. Мы узнавали мир вместе с человеческим подвигом и страданиями. Кто из нас мог сказать раньше, что зеленая трава может статьфиолетовой, потом аспидно-черной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?
3 солдат:Мы входили в разрушенные, безлюдные города, дико сияющие черными пустотами окон, провалами подъездов; поваленные фонари с разбитыми стеклами не освещали толпы гуляющих на израненных воронками тротуарах, и не было слышно смеха, не звучала музыка, не загорались веселые огоньки папирос под обуглено - черными тополями мертвых парков.
Ведущий: Война была жестокой и грубой школой, вы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед вами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. Из памяти не сотрутся разговоры в. окопе перед танковой атакой, страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, и то страшное чувство, которое возникает, когда над головой трещит пулеметная очередь, убивающая жизнь.
Классный руководитель: Минутой молчания почтим память всех, чья жизнь осталась в 1941-1945годах.
(минута молчания)
(После минуты молчания выходят юноша и девушка).
Юноша:Мы одолели ту проклятую войну и вернулись домой, чтобы любить, растить детей и радоваться жизни.
Девушка: Мы дождались вас, чтобы вместе с вами растить детей, любить и радоваться жизни. Юноша: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой, любить тебя. Мой мир из черно-белого снова превратился в цветной и стал радостным и солнечным.
Девушка:Мы будем жить с тобой долго и счастливо, и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.
(пара танцует вальс «Весна 45-го года»)
Классный руководитель: Дорогие ветераны! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности. Спасибо вам за то, что много лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, не пожалев для Победы ничего, даже своих юные судьбы, и тем самым обеспечили нам, вашим потомкам, мирную и счастливую жизнь. Спасибо вам за эту встречу, за предоставленную возможность прикоснуться к вашей судьбе.
Размещено пн, 01/08/2011 - 23:06 пользователем Любовь Викторовна Буленкова.
Классный час " Встреча поколений" носит гражданско- патриотический характер,учит детец помнить о тех, кто ценой своей жизни дал нам светлое бубущее. Очень точно создан образ войны через сценический диалог парня и девушки. методически правильно, что на таких мероприятиях выступают ветераны войны. Своих героев дети должны знать, помнить о них, относиться к ним с уважением1Спасибо Вам за такое мероприятие.
На: Классный час "Встреча поколений"
Классный час " Встреча поколений" носит гражданско- патриотический характер,учит детец помнить о тех, кто ценой своей жизни дал нам светлое бубущее. Очень точно создан образ войны через сценический диалог парня и девушки. методически правильно, что на таких мероприятиях выступают ветераны войны. Своих героев дети должны знать, помнить о них, относиться к ним с уважением1Спасибо Вам за такое мероприятие.