Правописание корней с чередующимися гласными Е-И, О-А.
Submitted by Наталья Сократовна Пушкова on вс, 26/06/2011 - 09:37
Ход урока.
1.Актуализация ранее изученного.
Экспресс-опрос по теме предыдущего урока.
А)Назовите часть науки о языке, изучающую единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.
Б)Как называется система правил правописания слов?
В)Что такое орфограмма?
Г)Что, по-вашему , означает выражение: «Человек обладает орфографической зоркостью»?
Д)Назовите основные группы, на которые делятся все орфограммы?
Е)Сколько типов(принципов ) написаний существует в русском языке?
Ж)К какому типу написаний относится :1)правописание слов с безударной гласной корня?
2)правописание сочетаний ЖИ-ШИ ?
3)правописание корней с чередованием?
4)правописание приставок на З и С?
З)Какова задача дифференцирующих написаний в русском языке?
Проверку выполнения этого задания проведут дублёры преподавателя по имеющемуся «ключу».
Пока они работают, вся группа выполняет на интерактивной доске выборочное письмо.
Задание:1)найти различные типы написаний слов (опора на конспект предыдущего урока);
2)выписать слова с приставками на согласную, вспомнить правило их написания.
1.Около полудня мы _делали привал.
2.Туман _гущался над берегами.
3.Местные жители с бе_покойством наблюдали за ра_ливом реки.
4.Белый пар по лугам ра_стилается.
5.Река и_вивается змейкой.
6.Облако ра_таяло и и_чезло в глубокой синеве неба.
-Сообщение учителей-дублёров о результатах выполнения экспресс-опроса.
2. Изучение нового материала.
2.1. Сообщение темы и цели урока.
2.2.Работа с учебником Боженковых(стр.171,таблица-алгоритм №3;стр.172-173,таблицы-алгоритмы №4,4а,4б.
Задание: сформулировать основные правила правописания чередующихся гласных в корне слова, опираясь на таблицы-алгоритмы.
2.3.Практическая работа.
А)Диктант «Проверяю себя».
Задание: выделить трудные орфограммы, выделить их и объяснить. Найти в тексте орфографические ошибки и исправить их.
Наступили первые осенние заморозки. С низкорослых кустов начинает исчезать богряная листва. С деревьев безконечным дождём рассыпаются листья. Расщедрилась красавица осень на краски. Реже стали распевать весёлые песни птицы. Они готовятся к отлёту на юг. Ранним утром и позним вечером лёгкий марозец беспощаден к ним. Птицам становится голодно и холодно. Не жалуются на бескормицу в эту пору только дрозды. С большим апетитом набрасываются они на сочьные гроздья рябины. Всё чаще по ночам изморозь безшумно окутывает деревья. (75 слов)
-Самопроверка ( назвать ошибки, допущенные в тексте)
Бесконечным, бесшумно- правописание приставок на согласную,
Багряная, морозец- правописание безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением.
Аппетитом- правописание удвоенной согласной в корне слова. и т.д.
-Взаимопроверка (работа в статических парах).
-Анализ ошибок, допущенных учащимися.
Б)Игра «Четвёртое лишнее».
Задание: отметить «четвёртое лишнее» в следующих «четвёрках» словосочетаний:
Задание: выписать слова с чередующимися корнями РАСТ-РАЩ-РОС; восстановить текст по опорным словам(текст на интерактивной доске)
Папирус-это болотное р_стение. Ещё в древние времена оно р_сло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы сделать из него бумагу. Когда папирус выр_стет, достигнув 3-5 метров и толщины с руку, проникнуть в его зар_сли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разр_стаясь, группа р_стений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству. Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произр_стает на озере Чад.
Г) Лингвистическая задача
Задание: найдите отгадку, подумайте: на какое орфографическое правило больше всего следует обратить внимание при работе с этим текстом в начальной школе.
Шла девчонка с торга, несла гороху торбу,
Да рассыпала горох на четырнадцать дорог.
Ни лопатою сгрести, ни метёлкою смести!
А как стало рассветать, стало нечего сметать.(Звёзды на небе)
3.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
4.Домашнее задание:1)работа с опорными таблицами; 2)восстановить текст про папирус по опорным словам.