Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семья-общество в миниатюре...

Фото пользователя Любовь Александровна Костенко
Submitted by Любовь Александровна Костенко on пн, 27/06/2011 - 10:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Костенко Любовь Александровна
Место работы, должность: 
МОУ сош №3 п.Матвеев Курган Ростовской области
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Обучающая:сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе

Развивающая:формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; умение работать с документами; коммуникативные навыки общения при работе в группе

Воспитательная: создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

 учебник Никитина «Право»

учеб. для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / Л. И. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.

 

Обществознание: профил. уровень: учеб. для И кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

Используемая методическая литература: 

  

  1. Обществознание.11 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  2. Никитин.А.Ф.  Права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2008. Глава VIII.Семейное право. 
  3. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 
  4. Конституция РФ

 

       6. Семейный кодекс РФ

       7. Сайт 

      8. Сайт ВИКИПЕДИЯ

     9.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Санкт-Петербург,2009

 

 

10.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.

11.Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.

12.Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тес­тирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009

Используемое оборудование: 

компьютер,проектор, экран

Используемые ЦОР: 

учебник Никитина «Право», Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, технологические карты, афоризмы, презентации

Краткое описание: 
План-конспект урока по теме "Правовые основы семьи и брака" -это практическая работа с использованием нормативно-правовых документов и заданий на развитие логического мышления учащихся

ПРЕДМЕТ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС:  11

ТЕМА УРОКА: «СЕМЬЯ – ОБЩЕСТВО В МИНИАТЮРЕ…»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ФОРМА УРОКА: практическая работа

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе

Развивающая:формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; умение работать с документами; коммуникативные навыки общения при работе в группе

Воспитательная: создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Семья
  • Брак
  • Условия вступления в брак

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия
  • Раскрыть основы семейного права
  • Разрешать ситуации в семейных отношениях
  • Высказывать собственную точку зрения

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: учебник Никитина «Право», Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, технологические карты, афоризмы, презентации

                                        СТРУКТУРА УРОКА

I.Мотивация в начале урока.( Цели, план урока. Проблемные вопросы)

II.Изучение нового материала

                                План изучения нового материала:

        1) Семья . Типы и виды семьи..

       2) Семейные ценности

       3)Нормативно-правовая основа современной семьи.

       4)Заключение и прекращение брака

       5)Права и обязанности супругов

       6)Права и обязанности родителей и детей

III.Подведение итогов урока

IY.Домашнее задание

 

Оформление кабинета: на доске  записаны тема урока, план изучения нового материала, мысли мудрых о семье, мультимедиоматериалы, таблицы

                                          ХОД УРОКА

I.Мотивация занятия.

-звучит легкая музыка, на экране  Слайд №1.Работа со значением слова МИНИАТЮРА

-Слайд №2   Семья – это общество в миниатюре,от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества

                                                                                                   Ф.Адлер

Проблемный вопрос. Используя знания, полученные на уроке, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт изложите свою точку зрения, отношение по поводу поднятой проблемы Ф.Адлера. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

II. Изучение нового материала

  1. Семья. Типы и виды семьи.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
СЛАЙД №3

Беседа по вопросам и заполнение схемы «Что дает семья человеку и государству»:

( Что такое семья? Что дает семья человеку и обществу? Какие типы  и виды семейных отношений существуют в современном обществе ?)

2.Семейные ценности

   В мире проживают миллионы людей, каждый из которых рано или поздно находит свою половинку и создает семью. Мы уникальны, уникальны и семьи. У каждой из них свои ценности, традиции, особая душевная атмосфера, правила и привычки.

    Человек, как частичка неповторимого общества, что-то принимает, что-то считает совершенно ненужным. Есть ли в вашей семье качества отдельных ее членов или ценности, которые вы бы хотели сделать частью своей будущей семьи?

ЗАДАНИЕ:Красным фломастером написать на одном трафарете одну ценность или качество, которые вы бы хотели взять в свою будущую семейную жизнь, а черным фломастером на другом трафарете то качество, которое вы бы хотели оставить навсегда в прошлом.

(работы учащихся крепятся на магнитную доску в две колонки, где написаны слова О.де Бальзака «Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества»)

   Мы все хотим, по словам педагога А.С.Макаренко, чтобы семья нам приносила полноту жизни, счастье. А как относитесь к семье вы?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 (ПРОЕКТ «Мое отношение к семье». Социологический опрос учащиеся проводили среди своих сверстников в 2008году и 2010г)

3.Нормативно-правовая основа современной семьи.

 

       Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:

 Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

МИНИ-ПРОЕКТ УЧ-СЯ:Развитие СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

    Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака : похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.

    С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введеннще в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.

    Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

   Реформы Петра! положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающие значение стало предаваться добровольности вступления в брак. Родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

   С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

  Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество , которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.

  После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 г вышел декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласи будущих супругов. 19 декабря 1917 года был принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.

   Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Целями семейного законодательства признаются укрепление семьи, недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и др.

 

Практическая работа №1 учащихся с текстом Семейного кодекса РФ. Фронтальная беседа.

Вопросы практической работы: Когда был принят Семейный кодекс РФ? Какие отношения регулирует семейное зконодательство? В чем ведении находится семейное законодательство РФ? На каких принципах оно основывается? Как осуществляется защита семейных прав?

      СЛАЙД №4

4.Заключение и прекращение брака

 5.Права и обязанности супругов

 6.Права и обязанности родителей и детей

Создаются творческие группы «Работники Загса», «Юристы», «Родители», «Дети».

Практическая работа №2

Каждая группа получает технологическую карту с проблемными заданиями.

Отчет творческих групп по  проблеме.

Работа над проблемным вопросом Слайд №2. Используя знания, полученные на уроке, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт изложите свою точку зрения, отношение по поводу поднятой проблемы Ф.Адлера. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 ПРОЕКТ уч-ся по теме«Демографическая ситуация в Матвеево-Курганском районе Ростовской области»      ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3

III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестовая работа

IY.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Звучит легкая музыка)

Семья – источник изначальный,

Небесным ангелом хранимый,

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех, неразделимы!

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани! (И.Резник)

Y.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Никитин А.Ф. Право§51-54 .Составить развернутый план ответа по теме «Семья как социальная группа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1 ГРУППА «РАБОТНИКИ Загса»

1.Можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

2.Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)

Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?

3.Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак

4. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?

5.Одни ученые считают, что в определение брака нужно ввести дополнительно такой признак: брак - это пожизненный союз мужчины и женщины. Другие, основываясь на статистических данных, высказываются против этого.

Как вы думаете, кто из ученых прав? Почему в настоящее время так много разводов и их количество все увеличивается?

6. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак. Разрешите данную ситуацию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2 ГРУППА «Юристы»

1.При заключении брака Сергей Павлов сразу признался своей жене, что он с детства не любит мыть посуду, и просил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама. Оцените эту ситуацию с позиции личных прав и обязанностей супругов.

2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.

Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?

3. Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.

В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

4.Многие семейные пары при вступлении в брак заключают брачный договор. Какие пункты вы хотели бы включить в брачный договор. (Составить брачный договор)

5. По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности.

6.. По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3 ГРУППА «РОДИТЕЛИ»

1. Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

2. Определить, с кого из родителей, и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.

 3.Объясните, как вы понимаете суждение: “Ребёнок в семье – самостоятельная личность”. (Ребёнку в семье должны быть созданы условия для нормальной жизни, воспитания, всестороннего развития и духовного становления).

4.Привлекая правовые знания объясните слова А.Макаренко «Семья становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человечества, где растут и живут дети – главная радость жизни»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №4 ГРУППА «ДЕТИ»

1. Выбери из списка то, что относится к правам ребенка

а) жить и воспитываться  в семье

б) самостоятельно распоряжаться полученным в дар имуществом

в) общаться с родственниками

г) распоряжаться имуществом родителей

д) самостоятельно распоряжаться своей стипендией

е)получать содержание от своих родителей

2.Привлекая  правовые знания, прокомментируйте высказывание  Л.де К.Вовенарга «Всего отвратительнее, но и всего обычнее древняя как мир неблагодарность детей по отношению к родителям»

3.Разрешите спорную ситуацию.

    Взрослый сын А. живет далеко от своих пожилых родителей, которые нуждаются в уходе. На просьбы родителей  о материальной помощи он не откликается, ссылаясь на тяжелое материальное положение своей семьи.

ТЕСТОВАЯ РАБОТА

А1.Нормы семейного права применяются в случае:

1)жестокого обращения с ребенком   2)усыновления ребенка

3)получения наследства                       4)злостного отказа от выплаты алиментов

А2.Верны ли следующие суждения о механизме расторжения брака в судебном порядке?

А.Расторжение брака в судебном порядке происходит при наличии у супругов несовершеннолетних детей

Б. Расторжение брака в судебном порядке происходит при обоюдном согласии сторон

1)верно только А  2)верно только Б  3)оба суждения верны   4)оба суждения неверны

А3.Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1)родители-алкоголики были лишены родительских прав

2)ДОЧЬ ПОЛУЧИЛА НАСЛЕДСТВО ОТ Друга семьи

3)на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4)сын устроился работать на семейную фирму

 

В4.Найдите в приведенном ниже списке экономические функции семьи:

1)обучение детей трудовым навыкам

2)материальная поддержка близких

3)распределение домашнего труда

4)наделение наследственным статусом

5)организация досуга

6)семейное предпринимательство.

 

ТАБЛИЦЫ:

Таблица №1

Условия для вступления в брак:

  • достижение брачного возраста – 18 лет;
  • добровольное согласие мужчины и женщины;
  • отсутствие другого зарегистрированного брака;
  • не должно быть близкого родства между брачующимися;
  • лицо, вступающее в брак, не признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

 

 

Таблица №4

Совместная собственность супругов:

  • имущество, нажитое ими во время брака;
  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • пенсии, пособия;
  • ценные бумаги и вклады в банках;
  • квартиры, дачи, гаражи, автомобили;
  • земельный участок;
  • предприятия;
  • вещи, полученные в дар обоими супругами.

Литература:

  1. Обществознание.11 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2008
  2. Обществознание.11 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  3. Никитин.А.Ф.  Права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2008. Глава VIII.Семейное право. 
  4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 
  5. Конституция РФ

 

       6. Семейный кодекс РФ

       7. Сайт 

      8. Сайт ВИКИПЕДИЯ

     9.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Санкт-Петербург,2009


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей истории

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн