Тематическое планирование по обществознанию 10класс
Submitted by Любовь Александровна Костенко on пн, 27/06/2011 - 11:05
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО УЧЕБНИКУ «Обществознание» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л.Н. БОГОЛЮБОВА И УЧЕБНИКУ «ЭКОНОМИКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ И.В.ЛИПСИЦА. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 7О
№
П-п
Тема урока
Дата
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню ПОДГОТОВКИ
обучающихся
Вид контроля. Измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Примеч.
1
2
3
4
S
6
7
8
9
10
Раздел I. Общество и человек.
Глава 1. Общество
1-2
§ 1. Что такое
общество
А.
2,6.09
Б.
2,7.09.
Изучение
нового ма-
териала.
Комбини-
рованный
.
Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Соци-
альное взаимодействие и обще-
ственные отношения. Основные
институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества
Уметь высказывать свое мне-
ние, работать с текстом учебни-
ка, отвечать на поставленные
вопросы, давать определение
понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности соци-
Устный
опрос.
Проблем-
ные задания
Эволюция
и револю-
ция как
формы со-
циального изменения
§ 1 учеб-
ника, во-
просы
после § 1
1
2
3
4
5
б
7
s
9
10
альной сферы общества, под-
тверждая ответ примерами из
истории и современности разви-
тия общества
3
§2. Общество
как сложная
динамиче-
ская система
А,Б.
9.09.
Комбини-
рованный
Общество, страна, государство.
Общество в узком и широком
смысле. Общество как социаль-
ная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры
Знать основные положения по
теме урока.
Уметь объяснять взаимосвязь
всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ
Устный
опрос
в форме
диспута; проверка домашнего задания
Процессы
глобали-
зации
§2
Глава 2.Человек
4
§ 3. Природа человека
А.
13.09.
Б.
14.09.
Комбинированный
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды
Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.
Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Устный опрос, практические задания
§3
5
§ 4. Человек как духовное существо
А,Б.
16.09
Комбинированные
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения
Устный опрос
§4
1
2
3
4
s
6
7
s
9
10
6-7
§ 5. Деятельность - способ существования
людей
А.
20,23.09
Б.
21,23
09.
Комбинированные
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения
Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.
Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания
Опрос
§5, вопросы после параграфа
8-9-10-11-12
§ 6,7 Позна-
ние и знание. Человек в системе социальных связей
А.
27,3009,
4,7,
11.10
Б.
28,30
09.
5,7,
12.10
Комбини-
рованные
Роль знаний в жизни человека.
Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность.Социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка
Знать основные положения по
теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания. Связь свободы и необходимости
Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке
Тест
Понятие
истины, её критерии
§ б, 7под-
готовить материал о рациональном и чувственном познании
Раздел П. Основные сферы общественной жязнн.
Глава 3. Духовная культура
13
§ 8. Культура
Комбини-
Традиции и новаторство в куль-
Знать основные положения по
Опрос, тест
§8
и духовная жизнь общества
А,Б.
14.10
рованный
туре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы
-
14-15
§ 9. Наука
и образование
А.
18,21
10
Б.
19,21
10
Изучение
нового материала.
Основная задача и исторические
формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы
школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские н
академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.
Зарождение и развитие университетов. История и разновидно-
сти академий
Знать основные положения по
теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФУметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших вре-
мен до наших дней; разъяснять
особенности правового статуса ученика современной школы
Опрос
§9, во-
просы после параграфа
16-17
§ 10. Мораль.
Религия
А.
25,
28.
10
Б.
26.
28.
10.
Комбини-
рованный
Категории морали. Становление
нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях
Знать основные положения по
теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
Устный
опрос
§10,
вопросы после параграфа
18.
§ П. Искусство и духовная жизнь
А.
8.11.
Б.
9.11.
Комбинированный
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Тест
§ 11.вопросы параграфа
Глава 5. Социальная сфера
19-20
21.
Социальная структура общества
А.
11,
15.
11.
Б.
11,
16.
11.
А.Б.
18.
11.
Изучение нового материала
Изучение нового материала
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей
Уметьразъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека в обществе
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Социальная мобильность
Проблема неполных семей
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента
§ 14.вопросы параграф
§ 15.вопросы параграфа
§ 16.
§ 17 ответить на вопросы.
§18
ответить на вопросы.
§19
§20
§21
§22
§23
§24
§25,вопросы
§26
§27
§28
§29
§30
§12
§13
§ 1,
Вопросы
§2
Социальное взаимодействие
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Источники доходов класса богатых. Средний класс и уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда
Знатьосновные положения по теме урока: социальная связь и социальное взаимодействие; причины социальных конфликтов; сущность богатства и бедности; бедность, какие типы бедности выделяют социологи.
Уметьопределять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни
22.
23-24.
25.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Нации и межнациональные отношения
Семья и быт
А.
22.
11.
Б.
23.
11.
А.
25,
29.
11.
.
Б.
25.
30.
11.
А.Б.
2.12.
Изучение нового материала. Повторение и обобщение
Изучение нового материала. Повторение и систематизация знаний
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и меньшинством. Мирные и военные формы взаимоотношения народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и социальные проявления
Знать: нормы и социальный контроль; самоконтроль
Уметьприводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности
Знатьмежнациональные отношения
Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей
Изучение нового материала. Повторение и систематизация знаний
Семья как функциональный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы разводов. Последствия развода, его социальная роль
Знатьчто такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи
Уметьописывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей
26
27.
Социальное развитие и молодежь
А.
6.12
Б.
7.12
Комбинированный
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
Знатьактуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников
Уметьхарактеризовать особенности молодежи как социальной группы
Политика и власть
А,Б.
9.12
Изучение нового материала
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть
Знатьформы проявления влияния в обществе; власть, ее виды
Уметьанализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
28-29.
Политическая система
А.
13,
16.
12.
Б.
14.
16.
12.
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и квалификация политических режимов
Знать политическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы
Уметь давать разъяснение слову государство Употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов
Устный опрос
30-31.
32-33.
34
35.
36-37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46-47.
48-49
50-51.
52-53.
54-55-56.
57-58.
59-60.
61-62-63.
64
-65
66-67.
68-69-70.
Гражданское общество и правовое государство
Демократические выборы и политические партии
Участие граждан в политической жизни
Право в системе социальных норм
Источники права
Правоотношения и правонарушения
Современ-ное российское законода-тельство
Предпосылки правомерного поведения
Общество в развитии
Роль экономики в жизни общества
Экономическая культура
Что такое экономика
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Типы экономических систем
Спрос и предложение в рыночной экономике
Как работает рынок
Мир денег
Банковская система
Человек на рынке труда
Социальные проблемы рынка труда
Доходы и расходы семей
Государственные финансы
Экономическое устройство России на рубеже ХХ-ХХIвв
Обобщающее повторение курса
А.
20,
23.
12.
Б.
21.
23.
12.
А.
27.
12,
10.
01.
Б.
28.
12,
11.
01.
А,Б.
13.
01.
А.
17.
01.
Б.
18.
01.
А.
20,
24.
01
Б.
20.
25.
01.
А.Б.
27.
01.
А.
31.
01.
Б.
1.02.
А.Б.
3.02.
А.
7.02.
Б.
8.02.
А.Б.
10.
02.
А.
14.
02.
Б.
15.
02.
А.Б.
17.
02.
А.
21.
02
Б.
22.
02.
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Изучение нового материала
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Знатьосновные положения по теме урока
Уметьанализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос. Тестовые задания
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы
Голосование как форма участия граждан в политической жизни общества. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
Основные источники права. Виды нормативных актов
Знатьчто представляет собой голосование, референдум и каков их механизм
Уметьобъяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения
Знатьчем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; социальные нормы и их видовое разнообразие
Уметьобъяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют различия между ними; разъяснять сущность права и различные его значения; правильно употреблять понятие право в вариативных контекстах.
Знатьосновные положения по теме урока
Уметьпояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
ЗнатьОсновные положения по теме урока
Уметь разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы
Знать общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Знать что такое правосознание, его основные элементы; каким образом взаимодействуют право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Формы общественного прогресса
Знать основные положения по теме урока
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Знатьосновные положения по теме урока
Пониматьсущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов экономики
Уметьопределять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере
Комбинированный
Сущность и структура экономической культуры. Экономическая культура личности. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Знать основные положения по теме
Уметьопределять значение экономической направленности и социальных установок личности
Изучение нового материала
Экономика, ее проблемы. Потребности. Блага в экономике. Факторы производства. Специализация. Товар. Услуга. Торговля.
Знать основные положения по теме
Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме
Комбинированнный
Основные жизненные потребности людей. Различные виды потребностей. Ограниченность. Собственность . Основные формы собственности. Факторные доходы и прибыль
Знать основные положения по теме
Уметь применять знания в конкретных жизненных ситуациях
А.
24,
28.
02.
Б.
24.2.
1.03.
Изучение нового материала
Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем и их признаки
Знать основные черты всех типов экономических систем
Уметь работать с документальным материалом, применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Опрос
Опрос. Тестовая работа
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
ОПРОС. Тестовая работа
ОПРОС. Тестовая работа
Опрос
ОПРОС
§3-4, вопросы, Эссе
§5-6, вопросы
§7-8
§9-10, подготовить мини-проект
§11-13, вопросы
§14-15, Эссе по теме
§16-17, вопросы
§23,24,25, Эссе
§28-29
§34-35
Комбинированный
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Величина предложения. Эластичность предложения по цене. Закон предложения
Знать основные положения по теме
Уметь работать с графическим материалом, раскрывать сущность спроса и предложения, работать со статистическим материалом
А.
3,7.
03.
Б.
3.10.
03.
А.
10,
14.
03.
Б.
15,
17.
03.
Комбинированный
Формирование рыночных цен. Затоваривание и дефицит. Равновесная цена. Механизм цен. Розничная торговля. Виды капитала. Финансовый рынок. Сбережения. Ипотека. Ссуда. Кредит. Инвестирование. Ценные бумаги и их виды
Знать основные положения по теме урока.
Уметь работать со статистическим материалом, анализировать основные вопросы работы рынка
А.
17,
21.
03.
Б.22,24.3
А.
24.3,4,7.
04.
Б.5,712.04.
А.11,14.04.
Б.14,19.
04.
А.
18,
21.
04.
Б.
21,
26.
04
А.25,27.4.
5.05.
Б.
28.4.
5,12.
05.
А.
12,16.05.
Б.17,19.05.
А.19,23.05.
Б.
24,26.05.
А.
19.23.26.05.
Б.
26.
05.
Изучение нового материала
Комбинированный
Изучение нового материала
Комбинированный
Комбинированный
Изучение нового материала
Комбинированный
Причины возникновения и формы денег. Символические деньги. Эмиссия денег. Функции денег в современной экономике
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Депозиты и кредитный договор. Роль Центробанка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Государственное казначейство. Инфляция и ее виды
Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Производственный спрос. Факторы формирования предложения на рынке труда.
Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формировании я заработной платы. Прожиточный минимум. Трудовой контракт. Генеральное соглашение. Коллективный договор. Трудовая пенсия
Доходы и расходы семей. Закон Энгеля. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможность его сокращения.
Налоги как источник доходов государства. Финансы. Основы налогообложения. Виды налогов. Формирование и расходование государственного бюджета. Виды государственного бюджета
Тип экономической системы России
Знать основные положения по теме урока
Уметь готовить мини-проекты
Знать основные положения по теме урока
Уметь анализировать статистический материал, применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Знать основные положения по теме урока
Уметь работать с графическим материалом, анализировать статистический материал
Знать основные положения по теме
Уметь применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Знать основные положения по теме урока
Уметь работать с дополнительным материалом, анализировать различные источники
Знать основные черты всех типов экономических систем
Уметь работать с документальным материалом, применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Уметь работать с документальным материалом
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО УЧЕБНИКУ «Обществознание» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л.Н. БОГОЛЮБОВА И УЧЕБНИКУ «ЭКОНОМИКА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ И.В.ЛИПСИЦА. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 7О
№
П-п
Тема урока
Дата
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню ПОДГОТОВКИ
обучающихся
Вид контроля. Измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Примеч.
1
2
3
4
S
6
7
8
9
10
Раздел I. Общество и человек.
Глава 1. Общество
1-2
§ 1. Что такое
общество
А.
2,6.09
Б.
2,7.09.
Изучение
нового ма-
териала.
Комбини-
рованный
.
Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Соци-
альное взаимодействие и обще-
ственные отношения. Основные
институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества
Уметь высказывать свое мне-
ние, работать с текстом учебни-
ка, отвечать на поставленные
вопросы, давать определение
понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности соци-
Устный
опрос.
Проблем-
ные задания
Эволюция
и револю-
ция как
формы со-
циального изменения
§ 1 учеб-
ника, во-
просы
после § 1
1
2
3
4
5
б
7
s
9
10
альной сферы общества, под-
тверждая ответ примерами из
истории и современности разви-
тия общества
3
§2. Общество
как сложная
динамиче-
ская система
А,Б.
9.09.
Комбини-
рованный
Общество, страна, государство.
Общество в узком и широком
смысле. Общество как социаль-
ная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры
Знать основные положения по
теме урока.
Уметь объяснять взаимосвязь
всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ
Устный
опрос
в форме
диспута; проверка домашнего задания
Процессы
глобали-
зации
§2
Глава 2.Человек
4
§ 3. Природа человека
А.
13.09.
Б.
14.09.
Комбинированный
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды
Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.
Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Устный опрос, практические задания
§3
5
§ 4. Человек как духовное существо
А,Б.
16.09
Комбинированные
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека
Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения
Устный опрос
§4
1
2
3
4
s
6
7
s
9
10
6-7
§ 5. Деятельность - способ существования
людей
А.
20,23.09
Б.
21,23
09.
Комбинированные
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения
Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.
Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания
Опрос
§5, вопросы после параграфа
8-9-10-11-12
§ 6,7 Позна-
ние и знание. Человек в системе социальных связей
А.
27,3009,
4,7,
11.10
Б.
28,30
09.
5,7,
12.10
Комбини-
рованные
Роль знаний в жизни человека.
Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность.Социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка
Знать основные положения по
теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания. Связь свободы и необходимости
Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке
Тест
Понятие
истины, её критерии
§ б, 7под-
готовить материал о рациональном и чувственном познании
Раздел П. Основные сферы общественной жязнн.
Глава 3. Духовная культура
13
§ 8. Культура
Комбини-
Традиции и новаторство в куль-
Знать основные положения по
Опрос, тест
§8
и духовная жизнь общества
А,Б.
14.10
рованный
туре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы
-
14-15
§ 9. Наука
и образование
А.
18,21
10
Б.
19,21
10
Изучение
нового материала.
Основная задача и исторические
формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы
школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские н
академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.
Зарождение и развитие университетов. История и разновидно-
сти академий
Знать основные положения по
теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФУметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших вре-
мен до наших дней; разъяснять
особенности правового статуса ученика современной школы
Опрос
§9, во-
просы после параграфа
16-17
§ 10. Мораль.
Религия
А.
25,
28.
10
Б.
26.
28.
10.
Комбини-
рованный
Категории морали. Становление
нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях
Знать основные положения по
теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
Устный
опрос
§10,
вопросы после параграфа
18.
§ П. Искусство и духовная жизнь
А.
8.11.
Б.
9.11.
Комбинированный
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Тест
§ 11.вопросы параграфа
Глава 5. Социальная сфера
19-20
21.
Социальная структура общества
А.
11,
15.
11.
Б.
11,
16.
11.
А.Б.
18.
11.
Изучение нового материала
Изучение нового материала
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей
Уметьразъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека в обществе
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Социальная мобильность
Проблема неполных семей
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента
§ 14.вопросы параграф
§ 15.вопросы параграфа
§ 16.
§ 17 ответить на вопросы.
§18
ответить на вопросы.
§19
§20
§21
§22
§23
§24
§25,вопросы
§26
§27
§28
§29
§30
§12
§13
§ 1,
Вопросы
§2
Социальное взаимодействие
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Источники доходов класса богатых. Средний класс и уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда
Знатьосновные положения по теме урока: социальная связь и социальное взаимодействие; причины социальных конфликтов; сущность богатства и бедности; бедность, какие типы бедности выделяют социологи.
Уметьопределять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни
22.
23-24.
25.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Нации и межнациональные отношения
Семья и быт
А.
22.
11.
Б.
23.
11.
А.
25,
29.
11.
.
Б.
25.
30.
11.
А.Б.
2.12.
Изучение нового материала. Повторение и обобщение
Изучение нового материала. Повторение и систематизация знаний
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и меньшинством. Мирные и военные формы взаимоотношения народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и социальные проявления
Знать: нормы и социальный контроль; самоконтроль
Уметьприводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности
Знатьмежнациональные отношения
Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей
Изучение нового материала. Повторение и систематизация знаний
Семья как функциональный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы разводов. Последствия развода, его социальная роль
Знатьчто такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи
Уметьописывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей
26
27.
Социальное развитие и молодежь
А.
6.12
Б.
7.12
Комбинированный
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
Знатьактуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников
Уметьхарактеризовать особенности молодежи как социальной группы
Политика и власть
А,Б.
9.12
Изучение нового материала
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть
Знатьформы проявления влияния в обществе; власть, ее виды
Уметьанализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
28-29.
Политическая система
А.
13,
16.
12.
Б.
14.
16.
12.
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и квалификация политических режимов
Знать политическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы
Уметь давать разъяснение слову государство Употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов
Устный опрос
30-31.
32-33.
34
35.
36-37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46-47.
48-49
50-51.
52-53.
54-55-56.
57-58.
59-60.
61-62-63.
64
-65
66-67.
68-69-70.
Гражданское общество и правовое государство
Демократические выборы и политические партии
Участие граждан в политической жизни
Право в системе социальных норм
Источники права
Правоотношения и правонарушения
Современ-ное российское законода-тельство
Предпосылки правомерного поведения
Общество в развитии
Роль экономики в жизни общества
Экономическая культура
Что такое экономика
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Типы экономических систем
Спрос и предложение в рыночной экономике
Как работает рынок
Мир денег
Банковская система
Человек на рынке труда
Социальные проблемы рынка труда
Доходы и расходы семей
Государственные финансы
Экономическое устройство России на рубеже ХХ-ХХIвв
Обобщающее повторение курса
А.
20,
23.
12.
Б.
21.
23.
12.
А.
27.
12,
10.
01.
Б.
28.
12,
11.
01.
А,Б.
13.
01.
А.
17.
01.
Б.
18.
01.
А.
20,
24.
01
Б.
20.
25.
01.
А.Б.
27.
01.
А.
31.
01.
Б.
1.02.
А.Б.
3.02.
А.
7.02.
Б.
8.02.
А.Б.
10.
02.
А.
14.
02.
Б.
15.
02.
А.Б.
17.
02.
А.
21.
02
Б.
22.
02.
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Изучение нового материала
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний
Комбинированный
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Знатьосновные положения по теме урока
Уметьанализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос. Тестовые задания
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы
Голосование как форма участия граждан в политической жизни общества. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
Основные источники права. Виды нормативных актов
Знатьчто представляет собой голосование, референдум и каков их механизм
Уметьобъяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения
Знатьчем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; социальные нормы и их видовое разнообразие
Уметьобъяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют различия между ними; разъяснять сущность права и различные его значения; правильно употреблять понятие право в вариативных контекстах.
Знатьосновные положения по теме урока
Уметьпояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
ЗнатьОсновные положения по теме урока
Уметь разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы
Знать общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Знать что такое правосознание, его основные элементы; каким образом взаимодействуют право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Формы общественного прогресса
Знать основные положения по теме урока
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Знатьосновные положения по теме урока
Пониматьсущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов экономики
Уметьопределять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере
Комбинированный
Сущность и структура экономической культуры. Экономическая культура личности. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Знать основные положения по теме
Уметьопределять значение экономической направленности и социальных установок личности
Изучение нового материала
Экономика, ее проблемы. Потребности. Блага в экономике. Факторы производства. Специализация. Товар. Услуга. Торговля.
Знать основные положения по теме
Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме
Комбинированнный
Основные жизненные потребности людей. Различные виды потребностей. Ограниченность. Собственность . Основные формы собственности. Факторные доходы и прибыль
Знать основные положения по теме
Уметь применять знания в конкретных жизненных ситуациях
А.
24,
28.
02.
Б.
24.2.
1.03.
Изучение нового материала
Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем и их признаки
Знать основные черты всех типов экономических систем
Уметь работать с документальным материалом, применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Опрос
Опрос. Тестовая работа
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
ОПРОС. Тестовая работа
ОПРОС. Тестовая работа
Опрос
ОПРОС
§3-4, вопросы, Эссе
§5-6, вопросы
§7-8
§9-10, подготовить мини-проект
§11-13, вопросы
§14-15, Эссе по теме
§16-17, вопросы
§23,24,25, Эссе
§28-29
§34-35
Комбинированный
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Величина предложения. Эластичность предложения по цене. Закон предложения
Знать основные положения по теме
Уметь работать с графическим материалом, раскрывать сущность спроса и предложения, работать со статистическим материалом
А.
3,7.
03.
Б.
3.10.
03.
А.
10,
14.
03.
Б.
15,
17.
03.
Комбинированный
Формирование рыночных цен. Затоваривание и дефицит. Равновесная цена. Механизм цен. Розничная торговля. Виды капитала. Финансовый рынок. Сбережения. Ипотека. Ссуда. Кредит. Инвестирование. Ценные бумаги и их виды
Знать основные положения по теме урока.
Уметь работать со статистическим материалом, анализировать основные вопросы работы рынка
А.
17,
21.
03.
Б.22,24.3
А.
24.3,4,7.
04.
Б.5,712.04.
А.11,14.04.
Б.14,19.
04.
А.
18,
21.
04.
Б.
21,
26.
04
А.25,27.4.
5.05.
Б.
28.4.
5,12.
05.
А.
12,16.05.
Б.17,19.05.
А.19,23.05.
Б.
24,26.05.
А.
19.23.26.05.
Б.
26.
05.
Изучение нового материала
Комбинированный
Изучение нового материала
Комбинированный
Комбинированный
Изучение нового материала
Комбинированный
Причины возникновения и формы денег. Символические деньги. Эмиссия денег. Функции денег в современной экономике
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Депозиты и кредитный договор. Роль Центробанка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Государственное казначейство. Инфляция и ее виды
Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Производственный спрос. Факторы формирования предложения на рынке труда.
Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формировании я заработной платы. Прожиточный минимум. Трудовой контракт. Генеральное соглашение. Коллективный договор. Трудовая пенсия
Доходы и расходы семей. Закон Энгеля. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможность его сокращения.
Налоги как источник доходов государства. Финансы. Основы налогообложения. Виды налогов. Формирование и расходование государственного бюджета. Виды государственного бюджета
Тип экономической системы России
Знать основные положения по теме урока
Уметь готовить мини-проекты
Знать основные положения по теме урока
Уметь анализировать статистический материал, применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Знать основные положения по теме урока
Уметь работать с графическим материалом, анализировать статистический материал
Знать основные положения по теме
Уметь применять знания в конкретных жизненных ситуациях
Знать основные положения по теме урока
Уметь работать с дополнительным материалом, анализировать различные источники
Знать основные черты всех типов экономических систем
Уметь работать с документальным материалом, применять знания в конкретных жизненных ситуациях