Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 6 - 7-ми лет (1 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Программа «Обучение грамоте» - начальный этап в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Это интегрированный курс, объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей «Русский язык» и «Литературное чтение».
Одним из центральных принципов программы «Обучение грамоте» является достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке. Этот общий позиционный принцип русского языка и определяет в последующем порядок изучения букв в букварный период.
Цели предмета «Обучение грамоте»:
- овладение первоначальными знаниями в области родного языка;
- обучение чтению и письму;
- формирование умения учиться.
Задачи:
- развитие фонематического и речевого слуха;
- обучение сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- формирование основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Сроки реализации программы: 16 учебных недель - из расчета 9 часов в неделю, всего 144 часа.
Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.
Содержательные линии: предложение и слово; звуковой анализ; чтение; письмо; развитие речи. Учитывая возрастные особенности первоклассников, все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей, что даёт возможность формировать важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия. Разработанные дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей, способствуют плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы работы: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации; методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации; методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия; методы стимулирования и мотивации (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные), методы контроля и самоконтроля (устные, письменные, самоконтроль и взаимоконтроль).
Режим занятий: «Русский язык» - 5 часов в неделю; «Литературное чтение – 4 часа в неделю, из них 1 ч в неделю отводится на «Литературное слушание».
Предполагаемые результаты: введение школьника в языковую действительность; формирование основных компонентов учебной деятельности (желание и умение учиться), навыка чтения и письма.
Содержание тем учебного курса (184 ч)
Предложение и слово
Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Звуковой анализ
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.
Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Чтение по ролям
Работа с воображаемыми ситуациями. Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и др.
Графика и письмо
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е,ё,ю,я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Практическое освоение гигиенических требований при письме.
Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста.
Правила правописания: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.
Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
- слов, называющих предметы;
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех- пяти звуковых слов;
- правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Ефросинина
Л. А.
Безруких М.М., Кузнецова М.И
Кузнецова М.И
Ефросинина
Л. А.
|
«Букварь» (часть I) для 1 класса четырёхлетней начальной школы
Литературное чтение: Уроки слушания
«Прописи»
№ 1, 2, 3
«Я учусь писать и читать»
Литературное чтение: Уроки слушания
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана –Граф»
Москва «Вентана –Граф
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2008
2009
2009
2009
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Журова Л. Е.
Евдокимова
А. О.,
Кочурова Е. Э.,
Кузнецова М. И.
Ефросинина
Л. А.
Шукейло В.А.
|
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс
Грамота: 1 класс: Методический комментарий
Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие
Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2007
2007
2006
2006
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 480 с.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 224 с.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 208 с.
Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Грф, 2006.-360 с.- (Начальная школа: результаты обучения).
книга под редакцией
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 384 с.: ил.
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., с уточн.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 160 с.: ил.
Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Безруких М. М. Пропись № 1 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Безруких М. М. Пропись № 2 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Безруких М. М. Пропись № 3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. /Л. А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Кузнецова М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; [под ред. Л. Е. Журовой]. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|