Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте"(1 класс)

 

     Пояснительная записка

     Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.

     Программа рассчитана на детей 6 - 7-ми лет (1 класс).

     В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Программа «Обучение грамоте» - начальный этап в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Это интегрированный курс, объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей «Русский язык» и «Литературное чтение».   

   Одним из центральных принципов программы «Обучение грамоте» является достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке. Этот общий позиционный принцип русского языка и определяет в последующем порядок изучения букв в букварный период. 

     Цели предмета «Обучение грамоте»:

- овладение первоначальными  знаниями в области родного языка;

- обучение чтению и письму;

- формирование умения учиться.

     Задачи:

-  развитие фонематического и речевого слуха;

- обучение сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

-  формирование основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

     Сроки реализации программы:  16 учебных недель - из расчета 9 часов в неделю, всего 144 часа.

      Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.

     Содержательные линии: предложение и слово; звуковой анализ; чтение; письмо; развитие речи. Учитывая возрастные особенности первоклассников, все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей, что даёт возможность формировать важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия. Разработанные дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей, способствуют плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

     Методы работы: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации; методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации; методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия; методы стимулирования и мотивации (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные), методы контроля и самоконтроля (устные, письменные, самоконтроль и взаимоконтроль).

     Режим занятий: «Русский язык» - 5 часов в неделю; «Литературное чтение – 4 часа в неделю, из них 1 ч в неделю отводится на «Литературное слушание».

     Предполагаемые результаты: введение школьника в языковую действительность; формирование основных компонентов учебной деятельности (желание и умение учиться), навыка чтения и письма.

   

     Содержание тем учебного курса (184 ч)

     Предложение и слово

     Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

     

     Звуковой анализ

     Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.

     Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.

     Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

     Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

 

     Чтение

     Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

     Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

 

     Восприятие художественного произведения

     Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

     Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

          Чтение по ролям

      Работа с воображаемыми ситуациями. Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и др.

 

     Графика и письмо

     Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е,ё,ю,я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.

     Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

     Практическое освоение гигиенических требований при письме.

     Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста.

     Правила правописания: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.

 

     Развитие речи

     Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

     Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

     Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.

     Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).

 

    

     Требования к уровню подготовки  учащихся, обучающихся по данной программе:

     называть, приводить примеры:

  • звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
  • слов, называющих предметы;

различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

     кратко характеризовать:

  • качественные признаки звуков;
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех- пяти звуковых слов;
  • правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
  • писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).

    

 

    

 

 

 

 Перечень учебно-методического обеспечения

   

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:

 

 

Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

 

Москва «Вентана-Граф»

2008

2

Учебник:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетради:

Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

 

 

 

 

Ефросинина

Л. А.

 

 

 

Безруких М.М., Кузнецова М.И

 

 

 

 

Кузнецова М.И

 

 

 

Ефросинина

Л. А.

«Букварь» (часть I) для 1 класса четырёхлетней начальной школы

 

Литературное чтение: Уроки слушания

 

 

 «Прописи»

 № 1, 2, 3

 

 

 

 

«Я учусь писать и читать»

 

Литературное чтение: Уроки слушания

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

 

Москва «Вентана - Граф»

 

 

Москва «Вентана –Граф»

 

 

 

Москва «Вентана –Граф

 

Москва «Вентана - Граф»

 

2008

 

 

 

 

 

 

2008

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

2009

 

3

Учебные методические пособия:

 

 

 

Журова Л. Е.

 

 

 

 

 

Евдокимова

 А. О.,

Кочурова Е. Э.,

Кузнецова М. И.

 

Ефросинина

Л. А.

 

 

 

 

 

Шукейло В.А.

 

 

 

Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс

 

Грамота: 1 класс: Методический комментарий

 

Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

 

Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы

 

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

Москва «Вентана - Граф»

 

 

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

 

Москва «Вентана - Граф»

2007

 

 

 

 

 

2007

 

 

 

 

2006

 

 

 

 

 

 

2006

 

      Список литературы

   

      Литература, использованная при подготовке программы (основная):

книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.

     Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 480 с.- (Начальная школа XXI века).

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 224 с.

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 208 с.

     Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Грф, 2006.-360 с.- (Начальная школа: результаты обучения).

книга под редакцией

     Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 384 с.: ил.

     

     Литература, рекомендованная для учащихся:

 книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., с уточн.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 160 с.: ил.

     Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или  равно трём

     Безруких М. М. Пропись № 1 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).       

     Безруких М. М. Пропись № 2 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).        

     Безруких М. М. Пропись № 3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).       

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. /Л. А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

      Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Кузнецова М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; [под ред. Л. Е. Журовой]. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн