Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по предмету "Литературное чтение (3 класс)

 

     Пояснительная записка

     Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.

     Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс).

     В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Данный курс построен с учётом следующих концептуальных положений:

·        изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

·        в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

·        содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

     Главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.

     Цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

     Задачи:

а) обучающая – формирование такой деятельности, когда ребёнок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;

б) развивающая – способствовать развитию навыка чтения, эмоционально-творческой деятельности в процессе чтения, развитие речи и мышления;

в) воспитывающая – расширение круга чтения, привитие интереса и любви к самостоятельному чтению.

     Сроки реализации программы:  99 часов (33 учебные недели по 3 часа в неделю).

      Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.

     Содержательные линии: развитие навыка чтения (наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения); развитие восприятия произведения (восприятие жанра, особенности его композиции и языка); развитие литературоведческих представлений и понятий (вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения); развитие речевых умений («видеть» слово в тексте, использовать его в собственной речи; формулировать высказывание о своём отношении к произведению, героям и их поступкам; обучение пересказу и рассказыванию, чтению наизусть); развитие творческой деятельности (выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструирование отдельных картин сюжета, описание героев и т. п.).

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

     Методы и приёмы работы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения; подчёркивание, пометы, перегруппировка текста; рисование, аппликация, раскрашивание; работа с кроссвордами, дидактические игры; дописывание, списывание, сочинения; составление высказываний, описаний сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

     Режим занятий: 3 часа в неделю.

     Предполагаемые результаты: помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

     Система оценивания достижений учащихся:

Литературные диктанты (кол-во слов – 10-12):

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Тесты (10 заданий, за каждое выполненное – 1 балл, невыполненное – 0 баллов):

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7- 8 баллов;

«3» - ученик набрал 5- 6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Диагностические задания (в первом полугодии – 10 заданий, во втором – 15 заданий):

выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются не оценкой, а  баллами:  

  0 баллов – задание не выполнено;

  1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

  2 балла – задание выполнено верно.

Уровни:

- высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;

- средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;

- низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):

   Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нём собственное суждение.

   Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

   Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более 5 ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

  Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Выразительность чтения (проверка осуществляется по подготовленному тексту):

   Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

  Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

  Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

  Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:

   Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾  всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено  менее ½  всех заданий.

     Инструментарий для оценивания результатов:

- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

- тесты по изученному произведению, теме, разделу;

- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

- тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 класса);

- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).

 

     Содержание тем учебного курса (99ч)

     Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

     Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно этических понятиях (добро, зло, честь, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

     Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдения за ритмическим рисунком, рифмой строкой, строфой).

    Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

     Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность, яркость образов, эмоциональные переживания.

     Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений устойчивых выражений.

     Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы художественной формы, наличие реальных знаний.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

     Присказка, зачин, диалог, произведения (художественные произведения, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средство выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

     Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

     Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиции текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

     Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

     Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятий): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

     Навык чтения. Чтения вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям героя, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

     Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; Выявление авторской позиции и своего отношение к событиям и персонажем.

     Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

     Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловие;
  • отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
  • самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

     Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация и прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по теме чтения;
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведения;
  • с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

 

  

  Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

     К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
  • пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.

 

Перечень учебно-методического обеспечения

   

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:

 

 

Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

 

Москва «Вентана-Граф»

2008

2

Учебник:

 

 

 

 

 

Тетради:

Ефросинина

Л. А., Оморокова М. И.

 

 

Ефросинина

Л. А.

Литературное чтение: в 2 ч.

 

 

 

 

Литературное чтение №1, 2

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

Москва «Вентана –Граф

2009

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

3

Учебные методические пособия:

 

 

 

Ефросинина

 Л. А.

 

Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список литературы

   

      Литература, использованная при подготовке программы (основная):

книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 208 с.   

     

     Литература, рекомендованная для учащихся:

 книга, меньше трёх авторов или  равно трём

      Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или  равно трём

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1  для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 112с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2  для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 96с.: ил.- (Начальная школа XXI века).


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн