Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Данный курс построен с учётом следующих концептуальных положений:
· изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
· в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
· содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.
Цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
а) обучающая – формирование такой деятельности, когда ребёнок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;
б) развивающая – способствовать развитию навыка чтения, эмоционально-творческой деятельности в процессе чтения, развитие речи и мышления;
в) воспитывающая – расширение круга чтения, привитие интереса и любви к самостоятельному чтению.
Сроки реализации программы: 99 часов (33 учебные недели по 3 часа в неделю).
Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.
Содержательные линии: развитие навыка чтения (наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения); развитие восприятия произведения (восприятие жанра, особенности его композиции и языка); развитие литературоведческих представлений и понятий (вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения); развитие речевых умений («видеть» слово в тексте, использовать его в собственной речи; формулировать высказывание о своём отношении к произведению, героям и их поступкам; обучение пересказу и рассказыванию, чтению наизусть); развитие творческой деятельности (выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструирование отдельных картин сюжета, описание героев и т. п.).
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения; подчёркивание, пометы, перегруппировка текста; рисование, аппликация, раскрашивание; работа с кроссвордами, дидактические игры; дописывание, списывание, сочинения; составление высказываний, описаний сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Предполагаемые результаты: помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Система оценивания достижений учащихся:
Литературные диктанты (кол-во слов – 10-12):
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - если в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Тесты (10 заданий, за каждое выполненное – 1 балл, невыполненное – 0 баллов):
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7- 8 баллов;
«3» - ученик набрал 5- 6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Диагностические задания (в первом полугодии – 10 заданий, во втором – 15 заданий):
выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются не оценкой, а баллами:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Уровни:
- высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;
- средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;
- низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нём собственное суждение.
Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более 5 ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Выразительность чтения (проверка осуществляется по подготовленному тексту):
Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Инструментарий для оценивания результатов:
- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
- тесты по изученному произведению, теме, разделу;
- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
- тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 класса);
- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Содержание тем учебного курса (99ч)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно этических понятиях (добро, зло, честь, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдения за ритмическим рисунком, рифмой строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность, яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы художественной формы, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведения (художественные произведения, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средство выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиции текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятий): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения. Чтения вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям героя, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; Выявление авторской позиции и своего отношение к событиям и персонажем.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
- самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловие;
- отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
- самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: аннотация и прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по теме чтения;
- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведения;
- с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
- читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
- пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Ефросинина
Л. А., Оморокова М. И.
Ефросинина
Л. А.
|
Литературное чтение: в 2 ч.
Литературное чтение №1, 2
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана –Граф
|
2009
2009
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Ефросинина
Л. А.
|
Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания
|
Москва «Вентана - Граф»
|
2006
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 208 с.
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 112с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 96с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|