Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Программа курса «Русский язык» реализует основные концепции лингвистического образования младших школьников.
Цель: обучения русскому языку - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
а) обучающая – формирование навыка грамотного, безошибочного письма и развитие речи;
б) развивающая – развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся;
в) воспитывающая – совершенствовать коммуникативные умения, стимулировать познавательную активность, интерес к языку и речевому творчеству.
Сроки реализации программы: всего 170 часов (34 учебные недели по 5 часов в неделю).
Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.
Содержательные линии: выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», где даются основы лингвистических знаний, «Правописание», где формируются навыки грамотного письма, и «Развитие речи», в котором проводится систематическая работа над письменным текстом, его структурой, а также типами текстов. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, но уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Программа позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия, доклад ученика, инструктаж); методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, экспериментальная задача, наблюдение); методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (практические упражнения, анализ таблиц, схем, дидактическая игра); методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (свободный выбор заданий), познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку), волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности), социальные (взаимопомощь); методы контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный, тихий), письменные (тест, сочинение, изложение, диктант), самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Режим занятий: 5 часов в неделю.
Предполагаемые результаты: ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы; расширение кругозора, знакомство с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.
Система оценивания достижений учащихся:
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»;
При оценке работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4»- если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее ½ всех заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Диагностические задания (в начале и в конце изучения темы):
Оценка заданий (отметка не ставится):
0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущено три ошибки;
1 балл – выполнена часть задания или допущено две ошибки;
2 балла – большая часть задания выполнена правильно или допущена одна ошибка;
3 балла – задание выполнено правильно.
Тесты:
«5»- если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Диктант (объём – 40-60 слов; кол-во – 9-10 за год):
За исправления уч-ся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок. Допускается 1 недочёт: отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы; неправильное и верное написание одного и того же слова;
«4» - если допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более 2-х по изученному ранее;
«3» - за 4-6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее;
«2» - 7 ошибок по текущему материалу или 6 ошибок по изученному ранее.
Вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы (аккуратность, чёткость исправлений, красота оформления).
Списывание (объём – 40-60 слов; кол- во – 3 за год):
За исправления уч-ся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.
«5» - без ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» - 3 ошибки.
Словарный диктант (10-12 слов):
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две ошибки;
«2» - за работу, в которой три ошибки.
Обучающее изложение (объём - 60-80 слов; кол-во – 1 проверочное за год):
Оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. В изложении оцениваются:
- полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
- построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (точное употребление слов в свойственном им значении).
Отметка «5»:
· правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
· нет фактических ошибок;
· правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
- содержание передано правильно и достаточно точно;
- в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
- имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
- допущено существенное отклонение от авторского текста;
- допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
- есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
- допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
- допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Инструментарий для оценивания результатов (Приложение 2):
- Проверочные работы:
· диагностические задания;
· разноуровневые задания по изучаемой теме (текущий контроль);
· словарные диктанты (в том числе терминологические);
· списывание;
· тесты (в том числе разноуровневые);
· диктанты с грамматическими заданиями;
· изложения.
- Контрольные работы (текущий контроль – в конце изучения темы, итоговый – в конце каждой четверти и года):
· тесты;
· диктанты с грамматическими заданиями.
Содержание тем учебного курса
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных имен прилагательных, относительные и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой теста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученной во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
Основные требование к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
· грамматическую основу простого двухсоставного предложения;
· в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных;
- суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Иванов С. В.,
Евдокимова
А. О.,
Кузнецова М.И.
Кузнецова М. И.
Кузнецова М.И
Кузнецова М. И.
|
Русский язык: 3 класс
Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1
Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 2
Учусь писать без ошибок: 3 класс
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана –Граф»
Москва «Вентана –Граф
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2009
2009
2009
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Шукейло В.А.
|
Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы
|
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2006
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Грф, 2006.-360 с.- (Начальная школа: результаты обучения).
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, больше трёх авторов
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.-160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.-160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 2-е изд.,испр. - М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Приложение 1
Наглядность
- Таблица «Звуки и буквы».
- Карточки «Словарные слова».
- Схема-алгоритм «Фонетический разбор слова».
- Таблица «Типы текстов».
- Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
- Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
- Схема-алгоритм «Правописание согласных в конце слова».
- Таблица «Словообразование».
- Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
- Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
- Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
- Таблица «Виды предложений».
- Таблица «Главные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
- Таблица «Обстоятельство».
- Таблица «Определение».
- Таблица «Слова с двумя корнями».
- Таблица «Дополнение».
- Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в конце слова».
- Таблица «Однородные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
- Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
- Таблица «Части речи».
- Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
- Схема «Имя существительное».
- Таблица «Род имён существительных».
- Таблица «Число имён существительных».
- Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
- Таблица «Падежи имён существительных».
- Таблица «Склонение имён существительных».
- Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц- в сочетаниях –ичк- и –ечк-».
- Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-».
- Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
- Таблица «Одуш. и неодуш. имена существительные».
- Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
- Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
- Таблица «Имя прилагательное».
- Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
- Таблица «Качественные имена прилагательные».
- Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
- Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
- Таблица «Относительные имена прилагательные».
- Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
- Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
- Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
- Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
- Схема-алгоритм «Правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
- Таблица «Местоимение».
- Схема-алгоритм «Личные местоимения».
- Таблица «Склонение местоимений».
- Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами».
|