Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 9 - 10-ти лет (4 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
б) развивающая –осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;
в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Сроки реализации программы: 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).
Структурные элементы содержания программы: образ, факт, связь, деталь.
Содержательные линии: человек как биологическое существо (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и другие люди (в теме «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»); человек и мир природы (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и общество (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»; история родной страны (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»).
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: беседа, чтение и обсуждение, дидактическая игра, игра-моделирование, литературная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, игры-соревнования, экскурсия, логические задачи, игра-конструирование, рассказ, классификация рисунков, разыгрывание сценок, сочинялки, прогулка в парк, сравнение.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Предполагаемые результаты: понимание себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни, выполнение правил поведения, осознание сущности нравственно-эстетических установок, получение первоначальных навыков экологической культуры.
Система оценки достижений учащихся:
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный):
- оценивается уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос:
- самостоятельная работа (10-15 мин.) – проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой ещё не закончено;
- контрольная работа - проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой закончено.
Инструментарий для оценивания результатов:
- Тетради для индивидуальной работы.
- Карточки.
- Схемы. Ребусы.
- Графические задания
- Работа с картой.
- Тесты.
Содержание тем учебного курса (64 ч)
Введение
Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек – живое существо (организм)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Значение своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство в России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьника. Какие расы живут на Земле Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поручение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символ царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины и произведения изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима для школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах):
называть (приводить примеры):
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
- основные органы и системы органов человека и их функции;
- правила здорового образа жизни;
- права гражданина и ребенка в России;
- основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
- народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
- год и век, арабские и римские цифры;
- искусственные тела (изделия) и тела природы;
- полезные и вредные привычки;
- эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
- события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия));
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
- применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательной режим и др.);
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
- составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память»», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
- объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
- в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
- работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Виноградова
Н. Ф.,
Калинова Г. С.
Виноградова
Н. Ф.
Калинова Г. С.
Виноградова
Н. Ф.
|
Окружающий мир: 4 класс: в 2 ч.
Окружающий мир: 4 класс: №1
Окружающий мир: 4 класс: №2
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2010
2010
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Виноградова
Н. Ф.
Клепинина З. А.
|
Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы
Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2006
2007
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 240 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Клепинина З. А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 144 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 128 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова .- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 32 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова.- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|