Размещено: Ирина Аскольдовна Лебедева - пн, 11/07/2011 - 13:56
«Спасавшие Родину: на фронте и в тылу»
1. Обоснование актуальности проекта.
Страна, в которой мы живем сегодня,- это наша любимая Родина. С детских лет нам говорят о значимости, важности чувства любви к Родине. Воспитание гражданственности в юношестве – один из важнейших вопросов сегодняшнего дня. Произошедшие не так давно события, связанные со сломом советских общественных и экономических отношений, уничтожили многие ценностные ориентиры в общественном сознании граждан нашего государства. Такого рода трансформации привели к тому, что с потерей идеологической и экономической основ советского строя утратились и многие духовные, так необходимые сегодня основы жизни каждого человека. В новой постиндустриальной России необходимо восстановление и утверждение идей о социально справедливом, нравственном обществе, не забывающем свои истоки. Народы, не знающие и не желающие знать истории своей, обречены. Дабы не стать «Иванами, родства не помнящими», память и опыт поколений предков необходимо хранить, приумножать и передавать из поколения в поколение.
Актуальность работы, начатой данным проектом, обусловлена реалиями сегодняшней жизни: потерей взаимосвязи поколений, нравственной деградацией большого количества соотечественников, не признающих иных ценностей, кроме получения выгоды, отсутствием во многих душах и умах признательности и благодарности к создавшим материальную базу нашего государства, защитившим своё Отечество на полях сражений, трудившимся на заводах, фабриках, колхозных полях. Те, с кем нам удалось встретиться и поговорить о нелегкой судьбе и тяжелых испытаниях в годы Великой Отечественной войны, сегодня говорят с гордостью о любви к Отечеству, о своей работе и, вспоминая тяготы и лишения тех лет, ни на минуту не жалеют о своей жизни.
Это настоящие граждане нашей страны, у них есть чему поучиться, именно от них тянется та прочная нить, которая может связать нас с памятью поколений людей, отдавших десятилетия своей жизни на благо Родины, а самое главное - и с нашим будущим, с будущим наших детей и внуков.
Приближается одна из знаменательных дат в истории нашей страны – 65-летие Великой Победы. В канун этой даты будет отмечать свое 65-летие одно из крупнейших в прошлом предприятий нашего города – Владимирский моторо-тракторный завод. Приказ о его создании был отдан руководством страны в 1945 году. Но, еще ранее, в 1942 году, началось строительство первых цехов завода и началась подготовка выпуска первой продукции. На заводе работали жители города и области, а по окончании войны - и немецкие военнопленные. Трагична судьба первого директора завода: добровольцем он ушёл на фронт и погиб. На сегодняшний день в архивах, к сожалению, не сохранилось даже его фотографии. Многие из пришедших на производство в годы войны совсем юными людьми проработали на нем всю свою жизнь, есть Герои социалистического труда, есть ветераны войны, награжденные многими правительственными наградами.
Для нашей школы завод - это не просто крупнейшее в свое время градообразующее предприятие (на ВТЗ трудились более 18 тысяч человек), но еще и строители здания школы, строители многих учреждений социума, с которыми мы находимся в непосредственном контакте (ГДК, стадион «Торпедо», спортивный комплекс), это место работы родителей, бабушек и дедушек. Идея собрать по крупицам воспоминая тружеников завода - участников войны и тружеников тыла – возникла еще и потому, что многие из них находятся в преклонном возрасте и многие нуждаются в элементарной помощи, которую мы в силах и в состоянии оказать. Времена меняются, и сегодня на ВМТЗ трудится всего лишь 1200 человек, но есть заводской музей, есть совет ветеранов завода, есть труженики завода, готовые поделиться историей своей жизни, неразрывно связанной с жизнью города и страны. В ходе реализации нашего проекта мы хотели бы поднять проблему восстановления многих нравственных, духовных ориентиров в современном обществе, воссоздать взаимосвязь учебного учреждения и промышленного предприятия, пропагандировать историю предприятия, узнать как можно больше о жизни трудовой деятельности наших соотечественников, сохранить и передать это знание.
2. Цели и задачи проекта.
Целью проектаявляется дальнейшее развитие взаимоотношений школы и предприятия, установление тесных взаимоотношений с ветеранами предприятия, сотрудничество с музеем завода и взаимодействие в возникающих проблемах сегодняшней жизни.
Основные задачи проекта :
1. Сбор необходимой информации об истории завода и его тружеников.
2. Создание школьной базы данных (видео-, фото-архив, документальная база) о деятельности совета ветеранов завода - ветеранов войны и тружеников тыла.
3. Создание информационной среды по взаимодействию школы и предприятия в области профессиональной ориентации.
4. Участие в совместных мероприятиях на уровне школы, завода, города.
5. Пропаганда исторической значимости предприятия и вклада его работников в трудовые достижения города и страны.
6. Установление тесных контактов с Советом ветеранов завода и оказание посильной помощи.
7. Создание условий для пополнения краеведческой базы данных школы.
3. Этапы реализации проекта.
1 этап
Сроки реализации
Механизм реализации
Участники реализации
Ноябрь-декабрь 2009 г
Создание инициативной группы по разработке целей и задач проектной деятельности.
Выбор приоритетных направлений и определение целей и задач работы. Планирование основных этапов деятельности.
Совет старшеклассников, победитель школьного конкурса «Класс года», классный руководитель, зам.директора по ВР
Январь 2010 г
Посещение предприятия, организация работы в музее завода.
Учащиеся 9 «Г» класса, классный руководитель, директор музея
Февраль 2010 г
Работа совместно с Советом ветеранов завода (сбор документальных материалов).
Учащиеся 9 «Г» класса, классный руководитель, председатель совета ветеранов, директор музея завода.
2 этап
Март – апрель 2010г
Организация экскурсий для учащихся школы в музей завода.
Администрация предприятия, музей завода
Общешкольный конкурс «История моей семьи в истории города» (мои близкие в истории ВМТЗ).
Совет старшеклассников, родительский комитет школы, педагогический коллектив, учащиеся школы
1-5 классы – рисунки, фотографии
6-8 классы – сочинения, фото- и видеоматериалы
9-11 классы – оформление презентаций на сайтах школы
Организация книжной выставки «Ветераны ВМТЗ»
Музей ВМТЗ, библиотека школы, учащиеся 9 «Г» класса
Встречи с ветеранами войны и тыла – работниками завода. Оформление видеоматериалов и фотовыставки в школе.
Учащиеся 9 «Г» класса, классный руководитель, зам. директора по ВР, совет ветеранов завода
Организация и проведение классных часов и общешкольных мероприятий совместно с советом ветеранов завода и Советом ветеранов Октябрьского района.
Администрация школы, учащиеся, педагогический коллектив, советы ветеранов, КТОСы
23 апреля 2010 г.
Участие в праздновании 65-летия ВМТЗ, подготовка праздничного концерта.
Администрация предприятия, администрация школы, творческие коллективы школы, учащиеся 9 «Г» класса, педагоги школы, ГДК
3 этап.
Май 2010 г
Торжественное собрание и праздничный концерт, посвященный 65-летию Победы.
Администрация, педагогический коллектив, учащиеся школы, свет ветеранов предприятия, совет ветеранов Октябрьского района, ОФ «Милосердие и порядок»
Подведение итогов и планирование дальнейшей деятельности.
Непосредственные инициаторы проекта совместно с Советом ветеранов
Оформление информационного архива.
Совет старшеклассников
5. Результаты, достигнутые к настоящему времени.
Проведены первые мероприятия по запланированным в проекте этапам. Прошли встречи с представителями совета ветеранов завода, налажен тесный контакт с директором музея завода, начата экскурсионная работа, объявлен общешкольный конкурс, собраны первые материалы в информационный архив школы. На школьные мероприятия приглашены ветераны войны и тыла – работники ВМТЗ. Создана инициативная группа совета ветеранов, активно включившаяся в работу по созданию банка данных о трудовых и военных подвигах работников завода. В непосредственном контакте с Советом ветеранов работают учащиеся 9 «Г» класса как инициаторы проекта. На общих встречах ребята обсуждают не только вопросы далекого прошлого и собирают интереснейший материал воспоминаний ветеранов, но и обсуждают проблемы современной молодежи, вопросы, связанные с созданием специального направления в работе школы по оказанию непосредственной помощи ветеранам. Нашла поддержку и идея о создании школьного «телефона доверия», и в разработку ее активно включилась инициативная группа Совета ветеранов. Готовятся совместные творческие мероприятия. Создана лекторская группа учащихся для информационной работы в классах школы, освещающая ход работы над проектом и непосредственно сам собранный материал.
6. Предполагаемые конечные результаты, их социальная значимость.
В перспективе проект не ограничивается данными временными рамками и предполагает обязательное продолжение работы. В его реализацию будут включены силы не только одного класса. Проект содержит и воспитательный, и образовательный потенциал. Знание истории своей малой Родины «из первых уст» дает возможность выйти на новый уровень в краеведческой работе. Открытость и доступность в общении со старшим поколением, взаимовосприятие и духовное взаимообогащение вызывают уважение у молодежи и дают возможность взрослым выразить свои чувства, поделиться знаниями, получить непосредственную помощь, восполнить недостаток внимания. Совместная деятельность с ветеранами войны и тыла дает возможность учащимся ощутить значимость и необходимость таких понятий, как отношение к Отечеству, уважение к старшему поколению, сопереживание. Одним из социально значимых последствий инициаторы создания проекта предполагают привлечение внимания к проблемам людей, всю свою жизнь отдавших на благо Родины, переживших страшные годы войны. Время уходит, и в наших силах не забыть, не потерять в благополучном течении жизни, что люди, создававшие это благополучие, достойны благодарности и уважения соотечественников.
То, что акцент в проектной работе делается на трудовой подвиг людей в годы войны, дает возможность поддержания и повышения престижа рабочих профессий в современном обществе, направляет на формирование ценностного отношения к понятию «труд», а в будущем, вероятно, может дать толчок к успешной социализации ребят.
7. Коллектив исполнителей, ответственных за реализацию проекта.
1. Ученический коллектив 9 Г класса МОУ СОШ №25 г.
Владимира;
2. Классный руководитель – Лебедева И.А.;
3. Совет старшеклассников МОУ СОШ №25;
4. Информационная поддержка – ОФ «Милосердие и
порядок»;
5. Зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ №25
Размещено вс, 31/07/2011 - 19:17 пользователем Любовь Викторовна Буленкова.
Здравствуйте, Ирина Аскольдовна! Составить проект мероприятия - это сложная форма работы в воспитательном процессе. не каждый может взяться за это дело. И если даже хочется попробовать себя в этом деле, то не всегда знаешь с чего начать. Ваша схема этапов реализации проекта - ключ к работе. В очень доступной форме, подробно вы рассказываете с чего начать работу над проектом, о достигнутых результатах, о предполагаемых конечных результатах. Спасибо.
На: Проект "На фронте и в тылу"
Здравствуйте, Ирина Аскольдовна! Составить проект мероприятия - это сложная форма работы в воспитательном процессе. не каждый может взяться за это дело. И если даже хочется попробовать себя в этом деле, то не всегда знаешь с чего начать. Ваша схема этапов реализации проекта - ключ к работе. В очень доступной форме, подробно вы рассказываете с чего начать работу над проектом, о достигнутых результатах, о предполагаемых конечных результатах. Спасибо.