Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь — необходимая основа мышления, мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, его волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми — логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий, повышать их развивающий эффект; изменить формы общения с детьми, за основу взять общение, ориентированное на личностное своеобразие каждого ребёнка; изменить организацию предметной среды с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
Логопедические занятия на современном этапе — это не использованный полностью потенциал коррекционно-развивающего воздействия, направленного на развитие личности, исправление речевых нарушений у ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей. Поэтому уровень требований к организации, проведению, содержанию логопедических занятий сегодня достаточно высок. Занятия должны быть многовариантными: с использованием литературных персонажей, героев мультфильмов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр.
На современном этапе в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения усилился интерес к использованию нетрадиционных методов терапии. На фоне комплексной логопедической помощи не традиционные методы терапии оптимизируют процесс коррекции речи детей — логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Методов не- традиционного воздействия на сегодняшний день известно много.
Арттерапия — арт - «художественное», искусство; терапия — лечебное воздействие. Основные функции арттерапии:
– очищающая, освобождающая от негативных состояний;
– снятие нервно-психического напряжения;
– коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Направление арттерапии:
Изотерапия — психокоррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка.
Библиотерапия — психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы.
Имаготерапия — психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию. Имаготерапия проводится в форме куклотерапии и сказкотерапии.
Испльзую элементы куклотерапии — разыгрывание в лицах историй, связанных с проблемной ситуацией конкретного ребенка, на основе использования его любимого персонажа или куклы.
Элементы сказкотерапии — дети становятся режиссерами, выбирают себе роли, создают новые ситуации, где бы герой исправился, зло было наказано. Сказкотерапия способствует развитию творческого мышления, совершенствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображения, способности к глубокому образному мышлению.
Музыкотерапия — психокоррекционное воздействие через восприятие музыки. Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
– улечшению общего эмоционального состояния детей;
– улучшению исполнения качества движений ( развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность);
– коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
– стимуляции и речевой функции;
– нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение.
На занятиях используем элементы музыкотерапии:
– прослушивание музыкальных произведений;
– ритмические движения под музыку;
– пропивание чистоговорок.
Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.
Цели аромотерапии:
– нормализовать мышечный тонус;
– повышать работоспособность,настроение,уверенность в себе.
С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, масла ромашки и лаванды оказывают успокаивающее воздействие. Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, масло чайного дерева.
Фитотерапия- лечение с помощью лекарственных растений.
Хромотерапия-наука, изучающая свойства света и цвета. Одни цвета Ласкают взгляд, успокаивают, бодрят, другие- раздражают, угнетают.
Хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему, но нужно учитывать воздействие цвета на организм ребёнка:
– синий, голубой- успокаивает, расслабляет, снижает спазмы;
– красный, розовый- повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов;
– зелёный- успокаивающее действие, создание хорошего настроения;
– желтый- цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикулярная гимнастика. Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики в своих занятиях я использую и нетрадиционные формы её проведения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей:
– упражнения с шариком (d=2-3см, длина верёвки 60см)
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах рук верёвке языком вправо- влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх.
3. Толкать языком шарик вверх- вниз, верёвка натянута горизонтально.
4.Язык «Чашечка», поймать шарик в «Чашечку».
5.Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его.
Упражнения с ложкой:
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой;
2. Язык «Лопаточка»,похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
3. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложке в правую и левую руку, совершать лёгкие похлопывающие движения по щёчкам снизу вверх и сверху вниз.
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Выполнение таких артикуляционных упражнений не утомляют детей, вызавают у них интерес.
Приведу примеры нетрадиционной формы артикуляционной гимнастики, которая называется биоэнергопластика- это соединение даижений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка. Например:
«Болтушка»-рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно С движениями широкого мягкого языка вперёд-назад, и в такт с этими движениями, также вперёд- назад двигаются расслабленные кисти рук( локти не сгибать).
«Цоканье»-прямые руки подняты вверх над головой. Одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочерёдно то правой, то левой руки.
«Крокодил»-широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила.
«Часики»- руки вытянуты вперёд, движения языка с одновременным движение кистей рук вправо-влево.
В этих комплексах сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики тонких движений пальцев рук.
Актуальной становится проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованиюмелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической работе используются новые упражнения, игры с пальчиками:
– «пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью).
– игры с поролоновыми и резиновыми мечами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами)
– различные виды самомассажа кистей рук, пальцев.
– Упражнения с волчком. Волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.
– упражнение «строители», в качестве строительного материала-крышки от бутылок «кока-кола». Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую крышку указательными пальцами.
– упражнения с грецкими орехами, шестигранными карандашами (перекатывание их между ладонями).
Широкое распространение получили игры детей — логопатов с песком, водой, тестом, глиной (ручная терапия). Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребёнка, способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, фантазии, игра в песок влияет на эмоциональное самочувствие детей, а это прекрасное средство их развития.
Игротерапия- искусство отношений игра для ребёнка — средство для выражения чувства, исследования отношений. Детская игра полна смысла и важна для ребёнка. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Игра- символический язык для самовыражения, и она открывает нам взрослым, что пережил ребёнок, как он на это реагирует, какие желания, мечты и потребности возникают у него.
– Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально- волевой сферах.
|