"Расскажи - и я забуду.
Покажи - и я запомню.
Дай попробовать - и я пойму."
(китайская пословица)
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.
На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Учиться играя, экспериментируя. А что же такое игра, эксперимент?
Игра —это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий
умение коллективно реагировать, коллективно действовать. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Сухомлинский писал: «В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».
А эксперимент —это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»
Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие
задачи:
· расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
· развитие удетей мыслительных операций —анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
· развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
· формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
· развитие абстрактного и логического мышления детей.
Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях вгруппе с ОНР.Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой. Что это дает?
· Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
· развивается связная речь,
· логическое мышление.
А самое главное дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.
I. Тема «Фрукты».
Заносятся две тарелки накрытые салфетками ( Два яблока: одно зеленое, другое красное) Загадка, помогающая понять, что на тарелках.
Обобщение
Цвет, форма
Что можно приготовить? Как это назвать?
Вопрос:не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?
Ответы детей.
Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выводы.
2 варианта:
1) Зеленое яблоко - сладкое, красное- кислое (или наоборот).
2) И зеленое, и красное яблоко сладкое.
II. Тема «Игрушки»
1) «Что тяжелее?»
Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.
Вопрос: какая игрушка тяжелее?
Ответы детей.
Пробуем, делаем выводы.
2) Игры-эксперименты смячом.
Загадка про мяч.
Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться? Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать ит.д. )Какой мяч? (слова-признаки).
Варианты эксперимента:
а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй —из
пластмассы.
Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?
Ответы детей.
Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.
б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в
другом сделаем дырочку, что произойдет?
Ответы детей. А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.
А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.
в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.
Ставится вопрос,
Ответы детей,
C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.
Ш. «Что плавает, что тонет?»
Две ложки: одна из металла, другая из дерева. Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему? Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.
IV. Игры —эксперименты спеском.
Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
1) «Куличики»
Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой. Можно ли сделать «куличики» из сухого песка и мокрого. «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.
Вопрос:на какой половине песочницы следы виднее, отчетливее, где сухой песок или мокрый?
V. «Сколькими способами может передвигаться человек?»
Развитие общей моторики,активизировать в речи детей глагольный словарь.
· человек живой или неживой?
· по каким признакам можно узнать, что он живой?
Задание.Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.
Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться ит.д.
VI.«Сколькими способами можно напиться?»
Развивать мыслительные способности детей.
Примерные варианты —выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.
VII «Сколькими способами можно есть хлеб?»
развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные иглагольный словарь.
Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответствовать гигиеническим нормам.
Вопрос:какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный ит.д.)
Придумать разные способы, как можно есть хлеб.
Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.
Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб. Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных способов, чтобы есть хлеб.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры —эксперименты, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах.
|