«Посвящение в юные химики»
в 8 классе
Учитель химии Матвеевa С.А.
Цели:
- Образовательная: продолжить развитие познавательного интереса к новой учебной дисциплине, углубить знания первоначальных химических понятий, формировать научное мировоззрение учащихся.
- Воспитательная: показать вклад российских учёных в фундаментальные основы химии как науки, а также подчеркнуть многогранность таланта М.В.Ломоносова и Д.И.Менделеева.
- Развивающая: стимулировать процесс творческого мышления, давая учащимся нестандартные занимательные задания.
Оборудование: мультимедиапроектор; кодоскоп; химические реактивы, штатив с пробирками, химические стаканы, чашки
Петри, предметный столик, колбы, асбестовая сетка, спиртовка, спички, стеклянные палочки, фоновый экран; карточки с заданиями в конвертах; карточки учёта баллов команд для жюри.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие восьмиклассники! В этом учебном году вы только приступили к изучению новой, трудной, но очень интересной науки – химии. Вы уже успели познакомиться с Периодической системой элементов, созданной русским учёным Д.И.Менделеевым, проникнуть в глубины микромира и узнать тайны строения мельчайших частиц – атомов и молекул (М.В.Ломоносов называл их корпускулами). Поэтому вас почти уже можно назвать юными химиками! Вы спросите, почему «почти»? Но какой же юный химик может состояться без химических приключений, превращений и обряда посвящения! Поэтому соберитесь с силами и вперёд - покорять химические высоты! Ведь только пройдя все испытания, можно быть принятым в Национальную Химическую Лигу. Итак, несколько слов о великой науке – ХИМИИ!
2. Театрализованное представление старшеклассников.
Обращение к восьмиклассникам царицы Химии.
- Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой – это ещё одно вещество, самое распространённое на Земле. Мы не только живём среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, кости, мышцы, кровь, зубы, волосы – построен из химических веществ, как дом из кирпичей. Если человек двигается, думает, работает и растёт, это значит, что он получает с пищей и питьём всё новые порции химических веществ…
За окном зеленеет дерево. Ветки его и ствол состоят в основном из уже знакомой нам целлюлозы, а в листьях есть очень важное для растений зелёное вещество хлорофилл. С помощью хлорофилла растение поглощает из воздуха углекислый газ и под действием света превращает его в полезные вещества, поэтому и растёт. Растение также участвует в обмене веществ: поглощает один газ, а «выдыхает» другой – кислород.
По улице проехала машина. Она сделана из прочных веществ,
природных и искусственных,- железа, пластмассы, резины,
меди, алюминия... В моторе у машины сгорает бензин – горючая
смесь веществ, полученных из природной нефти.
Великие русские учёные М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев
рассказывают о себе.
- Позвольте представиться, я Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный, химик, физик, технолог, литератор. Был женат на дочери немецкого пивовара Елизавете Цильх, семейная жизнь моя протекала счастливо. У меня было две дочери и сын. Открыл один из самых главных законов природы – закон сохранения материи и движения, первым разработал стройную теорию атомно-молекулярного строения вещества. Я создал первую в России химическую лабораторию. По моей инициативе в 1755 году был открыт Московский университет, а академия наук получила своё настоящее значение как база отечественной науки только благодаря моей неустанной работе. Много занимаясь русским языком, грамматикой и стихосложением, я стал родоначальником русской литературы. Одной из главных тем в поэзии была восторженная похвала науке:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой…
Здравствуйте, я Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский учёный энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Родился я в Сибири, в Тобольске и был семнадцатым ребёнком в большой семье. Дважды женат, у меня было трое сыновей и две дочери. Дочь Люба была замужем за великим русским поэтом А.Блоком, а сестра Ольга – за Н.В.Басаргиным, одним из декабристов. Я всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы - предвидение и пользу. Я считаю, что ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. Создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл Периодический закон и предложил Периодическую систему химических элементов, написал лучший для своего времени учебник химии.
Представление химических элементов.
Я газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду!
Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и
град –
Я напоить природу рад!
(Водород)
Я готова вам признаться:
Вижу я себя на троне
В восьмиатомной короне.
Ни парю я в атмосфере,
Тяжко мне живётся, сере!
Путь прошёл уже каменный век,
Да и бронзовый с медным прошли,
Но однажды в земной коре
Феррум, то есть железо нашли.
И повсюду он в сплавах теперь,
Серебристо-белый металл,
Даже музыку в честь него
Человек однажды назвал
(Звучит Heavy Metal Rock)
Некоторые из элементов-галогенов хорошо нам известны, например, хлор. Чем пахнет хлорированная водопроводная вода? А чем (да ещё так сильно!) пахнет отбеливатель «Белизна», которым отмывают раковину на кухне и сводят пятна от фруктов на скатерти? Хлором! Ещё лучше мы знакомы с соединением хлора, к примеру, с поваренной солью – хлоридом натрия NaCl. Это вещество жизненно необходимо каждому человеку: ведь в составе крови почти 0,9% хлорида натрия.
Мы изучим непременно
Элементы галогены.
(А по-русски – солероды),
Хлор хвалился:
«Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Всё на свете отбелю!»
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром, не кто-нибудь!..»
Все – от фтора и до йода.
Даже новенький астат
Быть в семействе этом рад.
Фтор молчал и думал: «Эх!..
Вот приду – окислю всех…»
Йод красой своей гордился,
Твёрдым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
3. Конкурсная часть
Устный кроссворд «Химические элементы» (по 1 баллу за правильный ответ, максимум – 7 баллов)
Вопросы:
1.Самый лёгкий элемент. (Водород).
2.Древние греки и египтяне называл его небесным металлом, его древнеармянское название переводится как «капнувший с неба», но на нас он уже с неба не капает, хотя наш организм в нём нуждается. В XVIII в. считали, что «в некоторых в некоторых случаях и болезнях… составляет весьма хорошее лекарство, и принимаются с пользой
наимельчайшие оного опилки – либо просто, либо обсахаренные». Кроме того, рекомендовалось употреблять кислое виноградное вино, настоянное с этими же опилками. (Олово).
3.Если вы разбили термометр, не играйте блестящей капелькой: её пары ядовиты. (Ртуть).
4.Он назван в честь автора таблицы химических элементов. (Менделевий).
5.Он назван в честь выдающегося физика-теоретика, благодаря которому мы узнали, что всё в мире относительно. (Эйнштейний).
6.Этот элемент особенно нужен растущему детскому организму, да и у взрослого без него кости искривляются и ломаются, кровь не свёртывается, сердце работает плохо; моллюск без него дома не построит, жемчуг не вырастет, черепаха без крыши останется, а куриное яйцо упаковать не во что будет. (Кальций).
7.Он то алмаз, а то графит, то сажа, кокс, то антрацит. (Углерод).
8.Самый распространённый на земле элемент. (Кислород).
9.Физики и химики, основатели учения о радиоактивности – супруги Пьер и Мария – открыли другие элементы, но этот актиноид, полученный уже после их смерти, назван в их честь. (Кюрий).
10.Его немецкое название означает «пена разъяренного волка»: его примесь в руде понижает выход олова, и горняки говорили, что он «поедает олово, как волк овцу». (Свинец).
11.А нам этот самый тугоплавкий из металлов дорог своими тонкими ниточками, которые дают столько света. (Вольфрам).
12.Из него на 65% состоят гормоны щитовидной железы, которые отвечают за обмен веществ в организме, регулируют деятельность мозга и нервной системы. Больше всего от дефицита этого галогена страдают дети: в этом случае им трудно учиться, у них плохая память, ослаблен иммунитет. Им богата морская капуста – ламинария. (Йод).
13.Русское название элемента напоминает о двух животных, первое из них истребляли с помощью его соединений, название же второго возникло при трансформации начального окончания –яд. (Мышьяк).
14.Конечно, вы сразу назовёте благородный металл, за который неблагородно «гибнут люди». Но подумайте, что общего у этого металла с римской богиней утренней зари и легендарным крейсером Балтийского флота. (Золото).
15. (Резервный)Этот тяжёлый металл известен более 7 тысяч лет. Возможно, он виноват в упадке Римской империи, ведь римляне не только сделали из него водопровод, но и добавляли в вино для улучшения вкуса, не зная, что он ядовит. Однако краски, содержащие соединения этого элемента (белила, сурик), неопасны для человека, а изготовленные из этого металла экраны даже защищают нас от радиоактивного и рентгеновского излучений. Этому элементу мы также обязаны удовольствием видеть на праздничном столе хрустальные бокалы и вазы. (Свинец).
«Следственный эксперимент».
(По 1 баллу за правильный ответ, максимум – 4 балла)
Химическое расследование ведут знатоки. Пострадавшие– жители сказочного королевства. С королевского бала в неизвестном направлении убежала Золушка. Ни её настоящего имени, ни её места жительства никто так и не узнал. Единственное, что осталось у принца Натрия, это её хрустальная туфелька размера …3s23p4.
Задания следственному отделу:
1.Установите, как зовут Золушку.
2.Определите, где она прописана: укажите подъезд (группу), этаж (период), и номер квартиры (порядковый номер).
3.К какому сословию: металлов или неметаллов принадлежит Золушка?
4.Каков заряд сердца ядра его возлюбленной?
5.Как будут звать ребёнка, который может появиться в случае реакции соединения двух любящих сердец: принца Натрия и Золушки? Приведите уравнение реакции.
Задача в стихах «Про моль».
(Оценивается от 0 до 5 баллов).
В магазин приходит Коля:
«Взвесьте десять молей соли!
Деньги сразу вам отдам я.
Сколько это будет граммов?»
Отвечает продавец:
«Ай да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе,
Знаешь массу моля соли!»
Восьмиклассники должны решить задачу с использованием следующих физических величин: масса (m), молярная масса (M), количество вещества (n).
Ответ: хитрый Коля, конечно, знает, что масса моля поваренной соли в граммах численно равна малярной массе хлорида натрия NaCl и составляет (23 + 35,5) = 58,5г/моль. Масса десяти молей соли будет равна 585г. Столько соли и надо взвесить.
Головоломки.
(По 1 баллу за 1 правильно отгаданное слово, максимум – 3 балла).
Химическая пантомима. (Оценивается от 0 до 5 баллов, представителям от команд даётся задание языком пантомимы изобразить экзотермическую и эндотермическую реакции).
Конкурс болельщиков. (По 1 баллу за правильный ответ начисляется команде, которую выбирает болельщик).
А теперь - загадки про разные металлы.
От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь –
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Всё могу, на всё пригодна –
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше – мой афтограф: …
(сталь)
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моём? А встарь
Считали все, что я – металлов царь!
(Золото)
Он идёт на сковородки
Да чугунные решётки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лёд,
И тяжёл, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - … (чугун)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя моё - …
(медь)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …
(алюминием)
4. Демонстрация занимательных опытов (старшеклассники).
Опыт 1.«Химический хамелеон».
Опыт 2.«Несгораемый платок».
Опыт 3.«Дым без огня».
Опыт 4.«Кровавое рукопожатие».
Опыт 5.«Превращение воды в газировку и в молоко».
Опыт 6.«Вулкан на столе».
5. Клятва юного химика.
Посвящение в Национальную
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все 117 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
6. Заключительная часть – награждение. Гимн химиков (исполняют все учащиеся)
Мы рождены пролить всё то, что льётся,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
И коль дожить до старости придётся,
Всю жизнь мы будем химию любить!
Припев: Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Туда же отправится сам!
Пропахли мы аммиаком и хлором,
И кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем вздором
И всё на вкус попробовать должны!
Припев:
Всё выше, и выше, и выше
К вершинам науки идём.
И если с пути не собьёмся,
Учёными станем потом!!!
Полная версия (с картинками) по ссылке: http://files.mail.ru/OLRNYY
|