Муниципальное общеобразовательное учреждение Лодейнинская средняя общеобразовательная школа с. Териберка муниципального образования Кольский район Мурманской области
УТВЕРЖДАЮ
___________ Ряжских О.Л.
«____»___________20___г.
Рабочая программа по
технологии
11 класс
Разработчики:
Медведев Николай Николаевич,
учитель технологии;
Обсуждена и согласована на Принята на методическом
методическом объединении или педагогическом совете
Протокол №____ от Протокол №____ от
от «____»__________20____г. от «____» ___________20____г.
20 июня 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 11 КЛАСС
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии для базового уровня, составленной с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.
Рабочая программа по курсу технология в МОУ «СОШ с. Териберка» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
Настоящая примерная рабочая программа Разработана применительно к учебной программе “Технология”. Сборник нормативных документов, Министерство образования российской федерации, Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г., Программы общеобразовательных учреждений «Технология» (трудовое обучение) 1 -4 классы 5 – 11 классы, Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко, Москва «Просвещение» 2000г.
Технология. 10 – 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. – М.: Издательство «Глобус», 2008г. – (Новый образовательный стандарт)
Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями и возможностями, а также потребностями рынка труда;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
В целях соблюдения единой логики изложения содержания примерной программы по технологии 10 класса компоненты содержания раздела «Проектирование в профессиональной деятельности»:
- Значение инновационной деятельности
- Инновационные продукты и технологии
перенесены в раздел «Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы».
Компоненты содержания раздела «Технологическая культура и культура труда» Технологическая культура в структуре общей культуры
- Технологическая культура общества и технологическая культура производства внесены в раздел «Влияние технологий на общественное развитие». Компоненты содержания раздела «Технологическая культура и культура труда»:
- Основные составляющие культуры труда
- Основные направления НОТ перенесены в раздел «Научная организация труда» рабочей программы 11 класса.
Примерная рабочая программа ориентирована на использование учебника “Технология” для учащихся 11 кл. Общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2002г.;
а также дополнительных пособий:
для учащихся:
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10 – 11 классов
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000г.
для учителя:
- Жданова Т.А., «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», Поурочные планы по учебнику «Технология. 9 кл.» для общеобразоват. учреждений. Вариант для мальчиков / А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын; Под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002г.
- Казакевич В.М., Оценка качества подготовки выпускников основной О-93 школы по технологии / Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2000г.
- Крейндлин Л.Н. Столярные работы. Учебник для средних проф.-техн. училищ. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. школа, 1978г.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000г.
- Семенихин В.П. Изготовление инструментов в школьных мастерских: Пособие для учителя: Из опыта работы. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1987г.
Настоящая примерная рабочая программа учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс: это классы экономической, гуманитарной, информационной, химико-биологической и других специализированных направленностей.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 (68) часов в 10 - 11 классах. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа
«Технология», разработчик - В. Д. Симоненко
Методическая литература:
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. ПР. Атутова. -М.: ИОСО РАО, 1997.
- Крутиков Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических факультетов педвузов и педколеджей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998.
- Крутиков Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. -М.: Народное образование, 1996.
Дополнительная литература:
- Вульфсон СИ. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Шанс на приключение / Сост. Селюцкий А.Б. - Петрозаводск: Карелия, 1991.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006.
Форма промежуточной и итоговой аттестации:
аттестация (оценка) за полугодие и год
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении восновной школе. Программа по технологии для базового уровня обучения может быть реализована в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или в тех образовательных учреждениях, где отсутствуют технологические профили подготовки.
В таких образовательных учреждениях изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук впрактической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основными задачами образовательной области «Технология» встаршей школе на базовом уровне являются: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• творческая, проектная деятельность;
• знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации обшетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебному плану программы даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских или в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно обращаться на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует уделить соблюдению правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией — при изучении свойств материалов, с физикой — при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством — при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» — в центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных технологий и достижений техники: видеозаписи, мультимедиа-продукты, ресурсы Интернета.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
• овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, о структуре организаций, о нормировании и оплате труда, о спросе на рынке труда;
• овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели изучения технологии на базовом уровне:
•освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; о научной организации производства и труда; о методах творческой, проектной деятельности; о способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; о путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
•овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
•развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
•воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, а также ответственного отношения к труду и его результатам;
•формирование готовности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 70 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендуется дополнительно выделять из регионального компонента и компонента образовательного учреждения 1 час в неделю в X и XI классах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
• творческое решение учебных и практических задач (умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая интернет-ресурсы и др.
• владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками); объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения технологии ученик должен:
знать/понимать
• влияние технологий на общественное развитие;
• составляющие современного производства товаров или услуг;
• способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
• основные этапы проектной деятельности;
• источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
• оценивать потребительские качества товаров и услуг;
• составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
• использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
• проектировать материальный объект или услугу;
• оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
• выбирать средства и методы реализации проекта;
• выполнять изученные технологические операции;
• планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
• уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
• проектирования материальных объектов или услуг;
• повышения эффективности своей практической деятельности;
• организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
• решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
• самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
• рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
• составления резюме и проведения самопрезентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
Разделы и темы
|
Количество часов
|
|
XIкласс
|
Производство, труд и технологии
|
11(4)
|
ТЕХНОЛОГИИ И ТРУД КАК ЧАСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
|
Влияние технологий на общественное развитие
|
|
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы
|
|
Производство и окружающая среда
|
|
Рынок потребительских товаров и услуг
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
|
11(4)
|
Структура современного производства
|
5
|
Нормирование и оплата труда
|
2(2)
|
Научная организация труда
|
4(2)
|
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
|
11(4)
|
Проектирование в профессиональной деятельности
|
|
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда
|
|
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация
|
|
Введение в психологию творческой деятельности
|
|
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений
|
|
Функционально-стоимостной анализ
|
2(2)
|
Основные закономерности развития искусственных систем
|
4
|
Защита интеллектуальной собственности
|
5
|
Презентация результатов проектной деятельности
|
(2)
|
Профессиональное самоопределение и карьера
|
4(2)
|
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования
|
2(2)
|
Планирование профессиональной карьеры
|
2
|
Творческая, проектная деятельность
|
8(23)
|
ИТОГО
|
34(33)
|
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС
Тема урока
|
Количество часов
|
Тип урока
и организационная форма его
проведения
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
|
Вид контроля. Измерители
|
Элементы
дополнительного (необязательного)
содержания
|
Домашнее задание
|
Дата
проведения
|
план
|
факт.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1. Производство, труд и технологии
|
1. Организация производства -11 часов
|
1.1. Структура современного производства (5 часов)
|
Сферы про-
фессиональной
деятельности
|
1(1)
|
Урок усво-
ения новых
знании. Слайд-лекция с элементами беседы
|
Сферы профес-
сиональной де-
ятельности: сфера материального производства и непроизводственная
сфера. Представ-
ление об организа-
ции производства:
сферы производс-
тва, отрасли, объ-
единения, комплек-
сы и предприятия.
Отрасли произ-
водства, занима-
ющие ведущее
место в регионе.
Перспективы эко-
номического разви-
тия региона
|
Знать:
• определения понятий
«сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфе-
ра материального произ-
водства», «непроизводс-
твенная сфера»; «структу-
ра производства»;
• перспективы экономи-
ческого развития региона;
• отрасли производства,
занимающие ведущее
место в регионе.
Уметь:
• приводить примеры
предприятий региона, от-
носящихся к различным
отраслям
|
Реферат
|
|
Учебник 2,
глава 3,
§2.
Учебник 3, глава 4, §3
|
|
|