Submitted by Ольга Викторовна Невлянская on Fri, 29/07/2011 - 17:09
Тема урока «Я - гражданин»
по учебнику «Обществознание», 9 класс
под редакцией А.И.Кравченко
Цель:
систематизировать знания учащихся по правам человека; закрепить основные термины по теме «Человек и его права».
продолжать развивать умение работать с проблемными заданиями, с документами; работать в группе, выступать публично, высказывать и отстаивать собственное мнение;
способствовать формированию активной гражданской позиции.
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Форма урока: поэтапная игра с решением проблемных заданий
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Конституция РФ, маршрутные листы для каждой группы
Ход урока
1. Организационный момент. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы. Парты сдвинуты таким образом, чтобы каждая группа могла удобно разместиться.
2.Основная часть. Мы закончили изучать большую тему «Человек и его права». Нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили в ходе изучения этой большой темы. Наш урок предлагаю провести в виде игры. Познакомимся с правилами игры, которую мы назовем «Я - гражданин».
В игре принимают участие четыре команды. У каждой команды есть маршрутные листы с заданиями. Каждый правильный ответ оценивается в два балла. По окончанию урока-экзамена каждая команда получит оценки.
С правилами познакомились. Приступаем к игре.
2.1. Первая остановка нашего маршрута «Соотнеси». Установите соответствие между и понятиями и определениями. К каждому элементу первого столбцу подберите соответствующий элемент из второго столбца и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Слайд № 2.
ПОНЯТИЯ
А) референдум
Б) гражданство
В) конституция
Г) права человека
Д) демократия
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти
2) охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять
3) форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования
4) основной закон, определяющий основы устройства общества и государства, регулирующий жизнедеятельность общества и закрепляющий основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Имеет высшую юридическую силу.
5) устойчива правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Слайд № 3. Проверка задания и выставление баллов
2.2. Учитель: Двигаемся дальше по маршруту. Следующая остановка
Слайд № 4.Правовой статус человека
2-й пункт маршрута.
Учитель:Правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей личности, закрепленная нормативными актами государства.
Учитель: В каком документе РФ зафиксированы права и свободы человека и гражданина?
- Когда была принята Конституция РФ?
- Что такое свобода человека? ( Отсутствие каких-либо ограничений)
- Свобода имеет границы?
Слайд № 5. Права человека
Учитель: Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на гражданские (основные и процедурные), политические, социально-экономические и культурные.
Учитель: Выполните задание №1
Работа в группах
Задание: Найдите в приведенном списке группу прав и выпишите их номера в порядке возрастания
(см. Приложение № 2, задание № 2).
Группа ☼ - гражданские права
Группа ☺ - социальные права
Группа ♥ - политические права.
Группа ♪ - экономические и культурные права
Слайд № 7. Проверка задания и выставление баллов
☼ – 2 3 5 8 10
☺– 1 4 6 7 9
♥– 2 4 6 8 10
♪– 1 3 5 7 9
Учитель:Права человека и гражданина – это одно и тоже? (Да)
- С какого возраста наступает правоспособность гражданина? (С рождения)
Учитель: Мы рассмотрели одну из составляющих правового статуса человека - права.
Дайте определение понятию «обязанности»
(Обязанности – круг действий или задач, возложенных на кого-то и безусловных для выполнения)
Учитель:Дайте определение этому понятию другими словами, «переведите» с «научного» языка на «доступный
Задание № 2: составьте кластер «Основные обязанности» (см. Приложение № 2, задание № 3) (по 2 балла за правильный ответ).
Слайд № 8. Проверка задания «Основные обязанности» и выставление баллов
Назовите основные конституционные обязанности гражданина РФ.
2.3. Закрепление
Слайд №9. Сказки
Учитель:Проверим, насколько хорошо вы усвоили права человека. Перед вами иллюстрации из русских народных сказок. Какие права здесь нарушены?
1. «Колобок» - право на жизнь;
2. «Морозко» - право на свободный труд;
«Сказка о рыбаке и рыбке» - право на защиту чести и достоинства;
«Теремок» - право на неприкосновенность жилища;
«По-Щучьему велению»- никто не имеет право подвергаться пыткам и насилию;
«Кот, лиса и петух» -
Слайд № 10. «Шифровальщик»
Учитель: Ваша задача соотнести иллюстрации с основными обязанностями гражданина РФ.
Учитель: Право на образование – это право или обязанность?
Если ребенок и родители выразили письменное согласие в отказе от учебы, то основное общее образование не обязательно? (0бязательно. Ст. 40, п. 4)
Учитель:следующая остановка Государственная власть в РФ
Слайды № 13, 14, 15, 16 Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть.
2.5.Учитель:Подсчитайте баллы. Выставите себе оценки согласно ключу. Как вы думаете, после сдачи нашего «экзамена», вас можно считать гражданином нашей страны?
Дайте определение понятию «гражданин» (Это человек, обладающий правовым статусом и определяющий его юридическое положение в обществе)
Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).
А человека, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего Отечества? (Патриот, гражданин).
Продолжите высказывания:
Слайд № 17
Гражданин – человек, который
любит ___________________________________________________
действует _________________________________________________
Слайд № 18
Законы обывателя
Думай только ___________________________________________
Заботься только _________________________________________
Лишь бы меня __________________________________________
Примерные ответы:
Гражданин – это человек, который
любит свою родину
переживает ее беды и проблемы как свои собственные
действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину процветающей
Законы обывателя:
думает только о себе
заботится только о собственном благе
лишь бы меня не трогали
Слайд № 19, 20
Учитель: Итак, кто же такой гражданин? Нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий интересами и нуждами страны, «Отечества достойный сын».
Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Девиз гражданина быть, а не казаться»