Конспект урока по химии на тему: «Соединения железа. 9 класс»
Submitted by Ольга Викторовна Лагунова on Wed, 03/08/2011 - 19:34
ХОД УРОКА
I этап. Дифференцированная проверка знаний
В начале урока проводится дифференцированная проверка знаний учащихся по теме «Железо и его свойства». Каждому ученику на стол выдается карточка (приложение 1), в которой в соответствующей графе таблицы надо либо выбрать правильный ответ, либо записать уравнение реакции.
После заполнения таблицы предлагается взаимо- и самопроверка. Задания выполняют на карточках в 2-х экземплярах с использованием копировальной бумаги. После выполнения задания первый экземпляр отдают учителю, а второй остается для самопроверки у ученика.
II этап. Изучение нового материала
По ходу фронтальной беседы при участии учеников заполняется таблица по соединениям железа и их химическим свойствам (таблица).
1. Растворимые соли ионов железа Fe2+ и Fe3+ реагируют с растворами щелочей при комнатной температуре:
FeSO4 +2NaOH = Fe(OH)2 + Na2 SO4
белый, зеленеет
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCL
бурый
2. Гидроксид и оксид железа(II) вступают в реакцию с кислотами: Fe(OH)2 + 2HC1 = FeCl2 + 2H2O, FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
2. Гидроксид железа(III) амфотерен, т.е. вступает в реакции с кислотами и концентрированными растворами щелочей:Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 +3H2O,
Fe(OH)3 + 3NaOH = Na3[Fe(OH)6].
Оксид железа(III) реагирует с кислотами и с основными оксидами:
Fe2O3 + 6HСl = 2FeCl3 + 3H2O,
3. Гидроксиды железа(ІІ) и (ІІІ) разлагаются при нагревании:
Fe(OH)2 = FeO+H2O
2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O
4. Катионы железа(II) легко окисляются кислородом воздуха или другими окислителями до катионов железа(III). Поэтому белый осадок гидроксида железа(II) на воздухе сначала приобретает зеленую окраску, а затем становится бурым, превращаясь в гидроксид железа(III):
4Fe(OH)2+2 H2O+O2 = 4 Fe(OH)3
В ы в о д. Для распознавания солей железа можно использовать реакцию с растворами щелочей.
Для распознавания солей железа(ІІ) и (ІІІ) проводят и другие качественные реакции, с которыми учащиеся знакомятся при выполнении лабораторной работы.
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+».
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 2). Затем учащиеся отчитываются о своих результатах. Учитель делает вывод.
1) При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe3+.
2) При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок (турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe2+ .
3) Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.
III этап. Закрепление материала
Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».
Для закрепления материала проводится лабораторный опыт.
В пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и опустите туда кусочек железа (скрепку). Нагрейте содержимое пробирки на спиртовке не менее двух минут (с соблюдением правил техники безопасности). Что наблюдаете? Какая соль при этом получилась?
Чтобы проверить правильность вашего предположения о формуле возможной соли, проведите анализ на обнаружение ионов Fe2+ и Fe3+. Сделайте вывод о составе соли, полученной взаимодействием железа с соляной кислотой. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
IV этап. Подведение итогов
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна § 14, с. 65–67, упр. 5.
Уходя с урока, ученик, ориентируясь на свои знания, может взять карточку с домашним заданием из красного конверта на «5», из синего – на «4», из зеленого – на «3».