1) сформировать представление о числе 9,способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9,к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение ,сравнение ,аналогия.
Демонстрационный материал: карточки с графическим изображением чисел и знаков, модель числового отрезка, эталон состава числа 9. Раздаточный материал: «светофорчики» для настроения и самооценки
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Долгожданный дан звонок
«Начинается урок!».
«Покажите на « светофоре» с каким настроением вы начинаете урок?».
2.Актуализация опорных знаний
Счёт.
1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный);
2)Счёт от 5 до 10, от12 до5;
3) Назови предыдущее число 7,15.Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
4) Какое число стоит 4 и 6, между 12 и 14?
5) Какое число стоит справа от 15? А слева от 12?
6) Назови « соседей» числа 8.
Найди значение выражений.
8 – 5 3 + 2 4 + 4 7 – 1 Полученные результаты расставь в порядке возрастания (3,5,6,8).Найдите пару чисел, сумма которой 9(6 и 3).
Взаимосвязь между целым и частью
-Рассмотри внимательно отрезок
–Что заметили ?
(Отрезок состоит из двух частей: 8 и 1 .Весь отрезок, т. е. целое нам
неизвестен.
- Как же найти целое число? (Нужно сложить части.)
-Какое выражение получится? (8 + 1)
-Что мы нашли ?( Целое ) Чему оно равно? ( 9 )
- Как по другому назвать число 9 ? ( Целое. Сумма.)
– Как по другому назвать числа 8 и 1 ? (Части, слагаемые.)
3.Постановка проблемы. Открытие нового:
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения;
согласовать тему и цель урока.
Число и цифра 9 .
Повторите ещё раз, как получили 9.
- Какой цифрой обозначим число 9?
- На что похожа цифра 9? ( Ассоциации детей.)
- Вот как можно представить цифру 9.
Я важней всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
-О какой особенности цифры 9 идёт речь в четверостишии?
-Написание цифры в тетради( с.19).
Состав числа 9.
Работа по учебнику-тетради ( с.18 )
- Рассмотрите внимательно демонстрационное табло.
– По ряду чисел определите место числа 9. (Следует за числом 8.
- Какие варианты образования числа 9 показывает нам учебник? ( 8+1, 7+2, 6+3,5+4.)
Физкультминутка
У медведя дом большой,
а у зайки маленький.
Наш медведь идёт домой,
а за ним и заинька.
Мы зверушек провожаем.
И урок наш продолжаем.
Проектирование и фиксация нового знания. Первичное закрепление
1.Состав числа 9. Целое и части.
Задание №2, с18 (без опоры на наглядность)
- Составь равенства.
Повторить компоненты сложения и вычитания.
Отрабатывать: слагаемое – часть суммы, уменьшаемое – это целое, вычитаемое и разность – части уменьшаемого .
2.Решение примеров в несколько действий в пределах 9 .
Игра «Доктор Айболит» ( №3, с.19). С комментированием.
Кому из зверюшек нужна помощь?
Повторение и закрепление пройденного.
1. Сопоставление совокупности предметов с цифрой №1,с.18.
–Рассмотрите внимательно образец. Объясните, что нужно сделать.
2. Геометрические фигуры.
Задание на внимание.
–Какие геометрические фигуры вы видите?
–Объясните, как отличить треугольник от четырёхугольника. ( Признаки каждой фигуры.)
Штриховка.
– Что получилось? Каких фигур больше? (Четырёхугольников.)
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук- стучались в дверь.
Только дверь им не открыли-
Думали там страшный зверь.
Практическая работа.
С.19 учебника. Закономерности. Узор.
Рефлексия учебной деятельности на уроке .
-Чему вы научились на уроке?
- Какие задания вам показались особенно интересными?
– Что запомнилось больше всего?
- Какую самооценку своему труду на уроке вы дали? Покажите на «светофоре».