Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Стихи пленительные Фета"

Фото пользователя галия мусаевна дуйсалиева
Размещено: галия мусаевна дуйсалиева - чт, 11/08/2011 - 20:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дуйсалиева Галия Мусаевна
Место работы, должность: 
моу "Началовская Сош"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цель: раскрыть своеобразие поэзии Фета А. А, продолжить знакомство с литературными терминами, познакомить с художественным понятием импрессионизм, развивать творческие способности учащихся

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровина "Литература 6 класс"

Используемая методическая литература: 

Зиброва Л.Д "Поэтический анализ текста"

Ветров Д. Л. "Поэты 19 века"

Колымов "Фет и его импрессионизм"

Используемое оборудование: 

музыкальный центр, компьютор

Используемые ЦОР: 

литература

Краткое описание: 
урок анализ поэзии Фета

 

Урок по литературе

Цель: раскрыть своеобразие поэзии Фета А. А, продолжить знакомство с литературными терминами, познакомить с художественным понятием импрессионизм, развивать творческие способности учащихся

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, диски со стихотворениями, репродукции с работами К. Мане

  Тема:                                         «Стихи пленительные Фета»

Слово учителя

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в мир литературы. Вы откроете для себя новую страницу в мир поэзии. Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок.  Мы услышим с вами шедевры поэтического искусства, прослушаем музыкальные записи, постараемся проанализировать несколько поэтических творений, сами попытаемся на время стать поэтами Поэтическое наследие русской литературы очень богатое. Много талантливых русских поэтов подарили нам возможность наслаждаться истинными шедеврами поэтического мастерства. Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Михаил Васильевич Ломоносов. Сегодня мы обратимся к творчеству еще одно не менее талантливого поэта русской литературы – Афанасия Афанасьевича Фета. Прошли годы, века. А стихи его до сих пор звучат свежо и ново. Каждый в них может  наитии что – то свое. Хотелось бы обратиться к высказываниям о творчестве Фета. ( слайды) .Тайну притягательности его стихов мы сегодня попытаемся раскрыть вместе с вами. Центральное место в его творчестве занимает природа. Давайте обратимся к одному из знаменитых стихотворений Афанасия Афанасиевича Фета (4 минуты)

Ель рукавом мне тропинку завесила..» ( Кунусова Люба) (2)

Вопросы к анализу стихотворения

- о чем это стихотворение?

- что случилось с путником?

Что находится вокруг путника

- какая погода в этот момент: ветер,  холод,

- можно ли определить время года – нет

- какие звуки в первых двух строчках слышатся чаще: р, рычание. Рычание собаки хищника. Это означает опасность. Запрет

 Фет часто в процессе творчества использовал звукопись. Это придавало выразительность стихотворению, позволяло передать ту или иную эмоцию

1.звукопись

- кто преграждает путнику дорогу – ель.

- есть ли что – то в ели похожее на действия человека, как называется такое изобразительное средство – олицетворение, метафора. 2метафоричность

- назовите какие предметы еще помогают создать картину пейзажа

- давайте вместе проследим,  как меняется состояние погоды или по крайне мере впечатление лирического героя от происходящего

Ель ( статична) – ветер – ветер ( почему два раза) – все кругом гудет и колышется – листья кружатся у ног. Природа у поэта динамична, она меняется. А меняться и двигаться может только живое. Значит, природа какая у Фета – живая. Это не просто фон событий, а живой персонаж каждой пейзажной миниатюры.

   3Природа оживлена

- автор не просто фиксирует внимание на одном каком – то состоянии природы: пасмурное небо, дождь, снег. А вот именно улавливает и передает те самые неуловимые изменения. Которые другие люди вред ли замечают

Картины природы у Фета не имеют целостного характера, законченности. Они больше носят фрагментарный характер. Словно моменты выхваченные из жизни.

4. передача мимолетных изменений в природе

- обратимся к образу лирического героя

- каково состояние лирического героя.

- что он испытывал  в самом начале – страх, грусть.

- обратите внимание на третью строфу, какая гласная повторяется –у

- подумайте, какое чувство передает эта гласная- страх, одиночество, тоску.

- как меняет его состояние: сначала шумно (герой реагирует на окружающую обстановку, потом обращается внутрь себя).

- автор фиксирует внимание на одном чувстве или пытается уловить что – то еще.

- что помогает автору показать эту пляску чувств – перечисление.

Поэт пытается показать различные оттенки душевного состояние,  а не концентрируется на чем – то одном.

5. Стремление передать различные оттенки душевного состояния

Душевное состояние героя динамично. Оно меняется.

- давайте проследим. Как меняется состояние лирического героя от начала до конца стихотворения.

- герой выбирается из трудной ситуации. Стихи Фета носят оптимистичный характер. Поэт всегда верит в торжество  жизни и света

- обратите внимание, что автор избегает подробных описаний и нагромождения различных изобразительных средств: он передает лишь свои впечатления. Ветер, неважно какой. Читатель домысливает сам. Ель читатель сам дорисовывает ее в голове.

- Это еще одна деталь своеобразия лирики Фета – ассоциативность.

Поэт дает нам слово, а мы его домысливаем сами, и пробуждаем в своем сознании все ассоциации, связанные с этим словом. Воображение читателя включается в работу осмысливания стихотворения.

6. ассоциативность

Обратите внимание на употребление длинных и коротких строк, в которых лирический герой передает мгновенное впечатление от природы. Получается  особый строй стихотворения, мелодичный, протяжный

- теперь давайте посмотрим, какие два плана сплетаются в этом стихотворении: жутко, грустно страшно  - это внутренний мир человека, ель, ветер, листья- природа. Динамика и в снаружи шумно, жутко, грустно, весело и снаружи – все гудет и колышется

 Герой поэта растворяется в природе открывает в себе возможность видеть душу природы. это счастье единства человека и природы. Человек не должен отдаляться от природы, он должен черпать в ней вдохновение, должен учиться понимать ее красоту и неповторимость

7. Взаимосвязь мира природы и человека

Обратимся еще к одному поэтическому творению поэта. Слушаем запись (2 минуты)

«Учись у них у дуба у березы» (запись).(1минута)

  1. Какое время года изображается.
  2. Какие картины встают у вас при чтений этого стихотворения.
  3. Главные персонажи этого стихотворения: (дуб и береза). Какие у вас ассоциации возникают в связи с этими образами. Мужчина и женщина. Дуб что – то сильное, береза ласковое нежное.
  4. какая погода описывается в данном стихотворении – холодная лютая зима
  5. какой звук  в первом четверостишье создает ощущение отчаяние, дискомфорта, вопль о помощи - звукопись
  6. с помощью каких изобразительных средств автор показывает, что зима престает перед нами безжалостной – эпитет жестокая, метель злей, метель сердито рвет. Обратите внимание на восклицательные предложение.
  7. Докажите что здесь природа оживлена:  выражение - застыли слезы, плакать это удел живых существ, метель злиться – это эмоция может принадлежать кому только живому существу, холод хватает. Каждый отдельный образ занят каким – то действием.
  8. Обратите внимание на фразу за сердце хватает холод лютый. Непонятно за чье сердце, сердце дуба и березы или человека.
  9. Как деревья справляются с такими испытаниями. Они стойко переносят трудности. Они стойко выносят трудности.
  10. Какой еще смысл скрывается в этом стихотворений, кроме того что описывается зимний пейзаж. Скрытый смысл. В жизни бывает много трудностей. Надо все вынести. У кого надо учиться выдержке терпению. Значит, здесь природа не только оживлена, но и выступает как учитель наставник.
  11. Как заканчивается стихотворение. Что общего в концовках предыдущего и этого стихотворения. Заканчивается хорошо. Поэзия Фета оптимистична.
  12. Проведите параллель между состоянием природы и человека в последнем четверостишье: весна тепло, жизнь, ясные дни. Эмоциональное состояние: переболит скорбящая душа. Смысл скорбящая: боль, печаль, утрата. Смысл слова переболит: радость, облегчение, счастье.

Как талантливый художник Фет раскрывает разные времена года в своих стихотворениях. Давайте обратимся к теме весны.

Прослушивание записи стихотворения «Еще майская ночь»

 

- какие предложения показывают что поэт восхищается ночью

 

- в природе все взаимосвязано. Одно порождает другое. Как одно время года рождает другое. ( из зимы выходит май)

 

- наидите в стихотворении противопоставление весна – зима

Какой представлена зима, чем отличается от нее весна

 

- обратимся к образу ночи.  Обычно ночь это – то негативное, скопление злобных сил. Фет развенчивает этот образ. У Фета даже ночью природа не спит, а бодрствует, докажите звезды, березы они не спят они полны жизни. Они в предвкушении чего – то неизведанного, чего – то нового С помощью каких изобразительных средств достигает этого поэт

-  приведите строки где автор сравнивает природные образы с миром людей- природа сравнивается с девушкой.

- почему песни именно соловья – птица любви

-. Какие чувства испытывает лирический герой: восторг, тожественность,

 обратите внимание на слова лик, нега это старинные слов придают произведению торжественность.

Герои испытывает под влиянием красоты природы легкую тревогу и любовь. Природа пробуждает чувства в душе героя. Поэт воспевает именно эту ночь подарившую ему такие счастливые мгновения. – в последнем четверостишье обращение к самой ночи.

- подумайте ребята и сделайте вывод пейзаж представлен последовательно или фрагментарно.

- если представить это стихотворение в виде мозайки , из которой скалывается картина. То что было бы избражено на кусочках мазайки: береза,  лист, звезды.

А сейчас я хочу представить вашему вниманию картину работы Клода Мане. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

,Поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.. )

Стиль Афанасия Афанасиевича Фета назвали импрессионизмом в поэзии: красота, свет, впечатление. Какие признаки позволяют назвать его поэзию этим стилем.

8. Черты импрессионизма

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке.

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Музыка была для Фета философией жизни. Там , где всё прекрасно, гармонично, там мир музыки.  Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов,

Музыкальность

Описать тему природы

 

Литературная мастерская

Работа с текстом

А теперь я предлагаю вам на некоторое время самим стать поэтами. Перед вами фрагмент стихотворения Фета в рассыпанным виде. Постарайтесь воссоздать.

Вывод давайте мы подведем итог. Так в чем же заключается пленительность стихотворений Фета

Читаем таблицу

Наш урок мне бы хотелось закончить словами Михаила Жемчужникова

Он в мире грёзы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

Пройдет еще не одно десятилетие. В мир придут новые талантливые поэты  С. Есенин, А. Блок, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков. Они подарят миру еще много поэтических шедевров, а продолжать они будут традиции А. А. Фета.

Приложение:

№1

Своеобразие стиля Фета

 

1

2

3

4

5

6

7

8

10

№2

Составить стихотворение

С приветом, у тебе, пришел, я

Встало, солнце, что, рассказать

Оно, что, горячим, светом

Листам, по, затрепетало

 

Лес ,рассказать, что, проснулся

Проснулся, весь, каждой, веткой

Птицей, каждой, встрепенулся

Жажды, полон, и весенней

 

 

Рассказать….страстью

Вчера….снова….

Душа……счастью….

Тебе…….служить…

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн