Урок решения задач по теме "Архимедова сила. Плавание тел"
Submitted by Елена Дмитриевна Попова on пн, 22/08/2011 - 13:43
Урок решения задач по теме "Архимедова сила. Плавание тел"
Цели урока:
отработка практических навыков при решении задач;
применять теоретические положения и законы при решении задач;
развитие самостоятельности учащихся в процессе решения задач и индивидуальной работы.
Задачи урока:
Обучающая: закрепление у обучающихся навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, нахождение ответов на вопросы в нестандартных ситуациях;
Воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся;
Развивающая: научить обучающихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления, развивать эмоции обучающихся посредством создания ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности.
Тип урока: решение задач.
Оборудование:
весы учебные без чашек, 2 сосуда с водой, сосуд с растительным маслом или керосином (ацетоном) 2 груза массой по 100г или цилиндра, гиря массой 100г.
Оснащение урока:
мультимедиа проектор, компьютер, экран.
презентация (используется в течение всего урока)(Приложения).
Эпиграфы урока:Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт
(французский философ и математик , 1596-1650 г.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(русская пословица)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно!
А теперь давайте приступим к работе. (слайд 1)
Цель нашего урока совершенствовать навыки решения задач различного типа.
При решении любой задачи мы рассуждаем, думаем. (слайд 2) Поэтому и эпиграф к уроку:
«Я мыслю, следовательно, я существую.»
И помните: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.»
II. Повторение изученного материала.
Сейчас я хочу вам предложить ответить на вопросы (слайд 3)
1) Фронтальный опрос.
1. Опишите действие жидкости или газа на тело, находящееся в них.
При погружении тела в жидкость на него со всех сторон начинает действовать давление. Т.к. давление зависит от высоты столба жидкости, то на точки тела, находящиеся на большей глубине давление больше, т.е. преобладает сила давления, направленная вверх.
2. Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости или газы? Выталкивающая сила, или Архимедова сила.
3. Какими способами можно определить архимедову силу?
по формуле FA = ρЖgVпчт
опытным путем FА = Рвозд – Рж
4. От каких величин зависит архимедова сила? От каких величин она не зависит?
Зависит от ρж и от Vпчт
не зависит от массы тела, глубины погружения, формы тела, плотности тела.
5. Опишите поведение твердых тел в жидкости.
Твердые тела в жидкости могут тонуть, плавать в жидкости и на ее поверхности, всплывать.
6. При каком условии тело, находящееся в жидкости тонет? Плавает? Всплывает?
Тело тонет, если Fт > Fж или ρт > ρж Тело плавает, если Fт = Fж или ρт = ρж Тело всплывает, если Fт < Fж или ρт < ρж
7. Сформулируйте закон Архимеда.
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объеме погруженного в нее тела.
2) Решение качественных задач. (слайд 4 – 7)
1. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости вследствие ничтожно малой сжимаемости на любой глубине примерно одинаковой).
Рис. 1
2. На поверхности воды плавают бруски из дерева, пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, т.е. пробковый, а какой изо льда? Какая существует зависимость между плотностью тела и объемом этого тела над водой?
Рис. 2
3. Деревянный шар плавает в воде. Назовите силы, действующие на шар. Изобразите эти силы графически. Определите плотность данного деревянного шара.
Рис. 3
4. К весам подвешены два груза массой по 100г, имеющие разные объемы. Нарушится ли равновесие весов, если оба груза опустить в стаканы с водой?
Оборудование: Весы учебные без чашек, 2 сосуда с водой, гиря массой 100 г, груза массой по 100 г.
5. К весам подвешены два груза одинаковой массы и объема. Нарушится ли равновесие весов, если один из грузов опустить в стакан с водой, а другой в стакан с растительным маслом (керосином или ацетоном)
Оборудование: весы учебные без чашек, сосуд с водой, сосуд с растительным маслом или керосином (ацетоном) 2 груза массой по 100г или цилиндра.
Вывод: задачи еще раз нам доказали, что
архимедова сила зависит от объема погруженной части тела и плотности жидкости;
чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила;
чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
III. Решение задач (слайд 8 – 12)
№ 1. В каком порядке расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между собой жидкости: вода, керосин, ртуть. Сделайте соответствующий рисунок. Как в этом сосуде расположатся три сплошных шарика: 1 пробковый, 2 парафиновый, 3 стальной. Ответ обоснуйте. Сделайте рисунок.
Керосин 800 кг/м3 Вода 1000 кг/м3
Ртуть 13600 кг/м3
№ 2. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.
№ 3. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.
Анализ задачи.
Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Куда они направлены?
Где находится камень?
Что можно сказать о силах тяжести и Архимеда в этом случае?
Что необходимо сделать с камнем?
Куда будет направлена сила, которую необходимо приложить к камню, для того чтобы его поднять?
Как же ее найти? Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной в противоположные стороны?
Запись задачи.
IV. Тестирование (слайд 13)
На партах листы контроля,где выполняется тест.
Взаимопроверка и оценка: без ошибки – "5"
Одна, две ошибки – "4"
Три или четыре ошибки – "3", более – "2"
ТЕСТ по теме «Архимедова сила, плавание тел» в двух вариантах
V. Домашнее задание: (Слайд 14)
Листы с задания раздаются каждому ученику
VI. Рефлексия: (слайд 15)
Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока. В листах контроля ученики обводят смайлики.