Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Антонимы

Фото пользователя Эльмира Рахметоловна Катаргалиева
Submitted by Эльмира Рахметоловна Катаргалиева on Tue, 23/08/2011 - 22:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Катаргалиева Эльмира Рахметоловна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с.Сторожевка", учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Образовательные:

  • повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

УМК «Начальная школа XXIвека»

Используемое оборудование: 

 Наглядные пособия: карта Страны Слов, волшебный поезд, домики слов-синонимов, карточки с изображениями слов-антонимов; магнитофон, музыкальный диск с записью песни "Голубой вагон".

Краткое описание: 
Урок-путешествие по теме «Антонимы» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»).

Ход урока:

 

  1. Орг. момент
  2. Минутка чистописания. Письмо буквы Уу, разбор элементов буквы.
  3. Словарная работа

- Сегодня мы с вами отправимся в Страну Слов. У меня есть карта этой страны, но на ней нет названий. Поэтому нам самим придётся их дописывать. И это, ребята, замечательно, потому что мы сможем почувствовать себя не только путешественниками, но и исследователями. А поедем мы в Страну Слов на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания. Для того, чтобы поезд тронулся, вам нужно правильно вставить буквы в слова, написанные на его вагонах. Слова: к.рова, М.сква, к.ртина, ст.лица, с.рока, тел.виз.р, н.род.

 

  1. Актуализация прежних знаний.

 - Молодцы, ребята, вы правильно вставили буквы и мы отправляемся в путь. (Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).

1 станция. Озеро (Многозначных слов)

- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это озеро. А как оно называется, вы сможете узнать, выполнив задания. Я буду читать вам лексическое значение слов, а вы отгадывать их.

1. Кушанье из сваренной крупы.

2. Приспособление для запирания и отпирания замка.

3.что-то беспорядочное, путаница.

4.Знак в начале нотной строки.

- Какие слова у нас получились? (каша, ключ)

-Почему лексических значений я прочитала вам четыре, а слов получилось два? (потому что это многозначные слова).

- Правильно, ребята. Это многозначные слова. И озеро носит такое же название – озеро Многозначных слов.

 (Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).

 

2 станция. Равнина (Синонимов)

- Миновали мы с вами озеро Многозначных Слов и выехали на равнину. Посмотрите, Слова здесь живут в домиках. Подумайте, почему Слова заселились в домики именно так? Что это за слова, как они называются?

1 дом: бежать, лететь, мчаться

2 дом: мрак, тьма, темнота, сумерки, потёмки

3 дом: скорый, быстрый, торопливый

4 дом: дети,

 

- Какие слова мы называем синонимами? (близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос). Для чего нам нужны синонимы?

- Нам нужно заправить наш волшебный поезд, потребуются ваши знания. Какие ещё слова мы можем поселить в 4 домик? Подберите синонимы к слову «дети».

(Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).

 

  1. Знакомство с новым материалом.

3 станция. Лес (Антонимов)

- Перед нами лес. Жители этого леса очень интересные – они живут парами.

- Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать о них?

(На доске изображения весёлого и грустного лица, большого и маленького человека, дня и ночи, бегущего и стоящего человечка).

- Запишите в тетрадь получившиеся пары слов.

 

Весёлый – грустный, бежит - стоит, день – ночь.

 

- Определите, на какие вопросы отвечают слова в первой паре. Надпишите части речи. Одинаковые ли они?

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)

(Та же работа проводится с остальными парами слов)

 

- Ребята, слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие противоположное значение, называются антонимами. И лес, который находится в Стране Слов, носит такое же название.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

- На какое слово похоже слово «антоним»? (синоним)

- Чем? (конец слова «оним»)

- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный), то и получится антоним.

 

 При выборе антонимов  необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

 

  1. Закрепление материала.

1.      А теперь пришел черед

         Сыграть в игру «Наоборот».

         Скажу я слово высоко,

         А ты ответишь:……….(низко).

         Скажу я слово далеко,

         Ты возразишь мне:……….(близко).

         Скажу я слово потерял,

         А ты кричи скорей:………(нашел).

         Скажу тебе с укором: трус,

         Ты гордо скажешь: я - …………(храбрец).

         Теперь начало я скажу,

         А ты ответишь: нет,………….(конец).

 

2.    Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на  картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.

(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)

 

3. А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.

1 группа - уч. с. 61, упр.1

2 группа – уч. с. 61, упр. 2

2 группа – уч. с. 61, упр. 3

 

 

4. Объяснение дом. задания: уч. с. 61, упр. 4

 

  1. Итог.

- Итак, ребята, наше путешествие по Стране Слов подходит к концу. Если вы заметили, у нас осталось ещё 4 станции. Мы их посетим на последующих уроках.

- Что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?

- Что такое антоним? Чем они отличаются от синонимов?

- Для чего нам нужны антонимы?

 

- Урок окончен. Все свободны!

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн