Submitted by Эльмира Рахметоловна Катаргалиева on Tue, 23/08/2011 - 22:30
Ход урока:
Орг. момент
Минутка чистописания. Письмо буквы Уу, разбор элементов буквы.
Словарная работа
- Сегодня мы с вами отправимся в Страну Слов. У меня есть карта этой страны, но на ней нет названий. Поэтому нам самим придётся их дописывать. И это, ребята, замечательно, потому что мы сможем почувствовать себя не только путешественниками, но и исследователями. А поедем мы в Страну Слов на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания. Для того, чтобы поезд тронулся, вам нужно правильно вставить буквы в слова, написанные на его вагонах. Слова: к.рова, М.сква, к.ртина, ст.лица, с.рока, тел.виз.р, н.род.
Актуализация прежних знаний.
- Молодцы, ребята, вы правильно вставили буквы и мы отправляемся в путь. (Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).
1 станция. Озеро (Многозначных слов)
- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это озеро. А как оно называется, вы сможете узнать, выполнив задания. Я буду читать вам лексическое значение слов, а вы отгадывать их.
1. Кушанье из сваренной крупы.
2. Приспособление для запирания и отпирания замка.
3.что-то беспорядочное, путаница.
4.Знак в начале нотной строки.
- Какие слова у нас получились? (каша, ключ)
-Почему лексических значений я прочитала вам четыре, а слов получилось два? (потому что это многозначные слова).
- Правильно, ребята. Это многозначные слова. И озеро носит такое же название – озеро Многозначных слов.
(Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).
2 станция. Равнина (Синонимов)
- Миновали мы с вами озеро Многозначных Слов и выехали на равнину. Посмотрите, Слова здесь живут в домиках. Подумайте, почему Слова заселились в домики именно так? Что это за слова, как они называются?
1 дом: бежать, лететь, мчаться
2 дом: мрак, тьма, темнота, сумерки, потёмки
3 дом: скорый, быстрый, торопливый
4 дом: дети,
- Какие слова мы называем синонимами? (близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос). Для чего нам нужны синонимы?
- Нам нужно заправить наш волшебный поезд, потребуются ваши знания. Какие ещё слова мы можем поселить в 4 домик? Подберите синонимы к слову «дети».
(Звучит музыка из песни «Голубой вагон»).
Знакомство с новым материалом.
3 станция. Лес (Антонимов)
- Перед нами лес. Жители этого леса очень интересные – они живут парами.
- Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать о них?
(На доске изображения весёлого и грустного лица, большого и маленького человека, дня и ночи, бегущего и стоящего человечка).
- Запишите в тетрадь получившиеся пары слов.
Весёлый – грустный, бежит - стоит, день – ночь.
- Определите, на какие вопросы отвечают слова в первой паре. Надпишите части речи. Одинаковые ли они?
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (оно противоположное)
(Та же работа проводится с остальными парами слов)
- Ребята, слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие противоположное значение, называются антонимами. И лес, который находится в Стране Слов, носит такое же название.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
- На какое слово похоже слово «антоним»? (синоним)
- Чем? (конец слова «оним»)
- «Онима» - по греч. означает – имя, слово. А если к этому добавить первую часть «анти» (что значит против, противоположный), то и получится антоним.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Закрепление материала.
1. А теперь пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:……….(низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне:……….(близко).
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей:………(нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - …………(храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет,………….(конец).
2. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.