Размещено: Ирина Анатольевна Ивлюшина - вт, 30/08/2011 - 11:59
.Урок физики в 8-м классе по теме: "Электрическая цепь"
Тип урока: комбинированный (беседа + рассказ + учебный практикум).
Оборудование к уроку: соединительные провода, источник тока (батарейка на 4, 5 В), ключ, лампочка (набор оборудования на каждую парту); компьютер, проектор
Цели: Изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах. Задачи урока:
• Образовательные: Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь. Объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи. Познакомить с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей. Закрепить полученные знания путем решения практических задач.
• Воспитательные: Сформировать умения использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни. В целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности. Прививать аккуратность, бережное отношение к оборудованию.
• Развивающие: Развитие практических умений и навыков.
Ход урока: 1. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы: Что такое электрический ток? Как можно получить электрический ток в металлическом проводнике?
Решите качественную задачу (слайд2). Если к шарам разноимённо заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникнет электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?
Подумайте: Каковы условия существования электрического тока?
Для какой цели нужно получать электрический ток?
Какие источники тока изображены на слайде? (слайд3).
Какие виды энергии преобразуются в электрическую этими источниками?.
2. Сборка электрической цепи (фронтальный эксперимент).
Запишите в тетрадь следующее определение. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Электрическими цепями занимается техническая наука электротехника.
Учитель составляет электрическую цепь из источника тока, низковольтной лампочки, подводящих проводов и ключа. (слайд4) Совместно делается вывод о том, из чего же должна состоять простейшая электрическая цепь. Записываем в тетради (слайд5).
• источник тока
• потребитель
• соединительные провода
• замыкающие и размыкающие устройства
Электрические цепи могут быть сложными. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов (слайд6).
Работа с учебником (рисунок 48), занесение условных обозначений в тетрадь. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Под руководством учителя ученики поэтапно изображают схему электрической цепи собранной учителем.
Для закрепления выполняется задание по рисунку(слайд7)
3. Фронтальная лабораторная работа.
Цель: Собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась. Последовательно с лампочкой включите резистор. Он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела (слайд9)
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
Зачитываются правила по технике безопасности (слайд9) Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет у каждого.
4. Гидродинамическая аналогия электрической цепи
Заряды (электроны, ионы), которые перемещаются в проводниках (металлах, электролитах), имеются в самих проводниках. Они движутся хаотически, но если проводник присоединить к полюсам источник тока, то заряды придут в упорядоченное движение, то есть появится ток. Однако увидеть этого мы не можем. Чтобы лучше понять, что происходит в электрической цепи, проведём аналогию с гидродинамической системой (слайд10).
5. Итоги урока.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое электрическая схема?
2. Каково назначение источника тока в электрической цепи?
3. Какую электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутой?
6. Домашнее задание: § 33, упр.13. Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде игрушки, подготовить сообщения о профессиях, связанных со знанием электрических цепей.