Тургенев И.С "История создания рассказа Му-му.Знакомство с героями"
Submitted by светлана зумратовна Ганджаева on Tue, 06/09/2011 - 00:09
План урока:
- обзор биографии И.С. Тургенева ( сообщения учащихся) Один ученик играет Тургенева
- история создания рассказа “Му-му”
- сценка о барыне
-беседа по тексту
-создание словесных портретов Герасима и барыни
- рассуждения над мотивами пступков героев
-обобщение по уроку
- д\з
Оборудование: слайды мультимедийной презентации, рисунки учащихся ,на партах у учащихся словарик, на доске записаны слова из словарика учащихся.
Ход урока:
Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя 2 полвины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева”Му-му”.Перед нами стоит цель : познакомиться с детством и началом литературого пути Тургенева ,а также окунться в эпоху , в которую жил и творил писатель.На уроке мы начнем знакомство с иторией оздания рассказа “Му-му”, мы проолжим этот разговор .И ,конечно, поделимся впечатлениями от прочитанного, так как это произведение никого не может оставить равнодушным. Но в ходе урока,Наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности , слова.и чтобы вам было понятно,о чём идёт речь, я составила словарик, обращайтесь к нему.Кто желает рассказать об этом великом русском писателе?
1.Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново .
Учащийся рассказывает биографию Тургенева И.С,используя слайды мультимедийной презентации.Второй ученик сидит за отдельным столом у доски и играет изображает Тургенева.
По отцу Тургенев И.С. принадлежал к старинному дворянскому роду, мать урожденная Лутовинова, богатая помещица ,в ее имении Спасское –Лутовиново прошли детские годы будущего писателя,рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право . Тургенев –ученик говорит:” Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя : враг этот был – крепостное право.Под этим именем я собрал и сосредоточил все против чего решил бороться до конца- с чем я поклялся никогда не примеряться..”. В 1827г. семья переезжает в Москву, вначале Тургенев обучается в частных пансионатах и у хороших домашних учителей. Затем в 1833г. ,поступает на словесное отделение Московского университета .В мае 1838г. Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839г. Тургенев живёт в Берлине , слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
2.Сообщение учителя” Обстоятельства объясняющие появления рассказа “Му-му”.
Знаменательны два обстоятельства его жизни: дворянин попроисхождению он не получил даже гимназического образования, после ухода из дома родителей никогда не имел своего дома. Но это была и своеобразная форма его антибуржуазности: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие,приобретение которого и обладание которым поглащало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть.”
Му-му – перво произведение ,в котором Тургенев изображает пороки крепостничества.
В 1852г. умирает Гоголь и Тургенев тяжело пережил смерть писателя.Рыдая ,сотавилнекролог.Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати.А за напечатанную Тургеневым в Московских ведомостях статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом “ на съезжей в помещении при полиции для арестованных”,Тургенев жил по соседству с экзекционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства .В таких условиях и был написан рассказ”Му-му”.
А теперь послушайте одну историю: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик,по имени Андрей.Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась его гвардейским ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух – и того лучше . Для мужика городская работа –легкая ,скучная.Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой её смерт и, службу справлял аккуратно , госпожу уважал свою,ни вчем не перечил. Однажды приглянулась ему тихая дворовая девушка,а барыня ,узнав об этом ,рассудила отдать е замуж за другого-он это стерпел.И собачку свою по кличке Му-му ,любимицу свою ,спасенную зимою как-то ,отраду и утешение, безропотно утопил сам,коли приказала барыня.Уж как он прощался с нею, с собачкой, как топил, неизвестно.А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей,подарки от госпожи принимал хмуро,как каменный,а на собак не глядел.,отворачивался.По смерти же Барыни так же хмуро , без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
-Ребята,не напоминает ли вам кого-то герои этой истории?( Герасима и барыню)
-Вы правы, действительно,это герои рассказа Тугенва “Му-му”Герасими старая барыня.Получается что эта история, которую описал Тургенев в своем произведении ,не придумано им ,а происходила на самом деле.
-Как вы думаете , кто является прототипами героев рассказа “Му-му?”(мать Тургенева и дворник Андрей)
-Верно,его мать и дворник ,некогда живший в их доме.Ребята,а вам бы хотелось оказаться на миг в доме барыни и увидеть ее?(да)
-Ну что ж ,у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам посмотреть сценку.
Автор читает, девочки играют сценку
(За столом сидит барыня и ее помощницы, пьют чай…най
Итак, как выглядит дом барыни? Найдите и прочитайте из текста.
-нарисуйте словесный портрет барыни.(старая женщина в белом чепце)
-что мы узнали о барыне в самом начале рассказа?(вдова, окруженная многочисленный дворней…)
-как вы понимаете слова : “День ее ,нерадостный и ненастный ,давно прошел ,но вечер ее был чернее ночи?”
(утром человека называют его детство и юность,день-это зрелость, вечер –старость.Тургенев очет сказать,что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
- Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваютя все события ?кто готов?(слайд)
(барский дом запущен ,не ухожен .старая барыня, всеми забывая , доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж ,наверное ,редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.)
- А кто же является главным героем?(герасим) слайд
-нарисуйте словесный портрет Герасима.(…)
-чем выделялся среди крестьян?
-как относился к своим обязанностям
-как относились к нему окружающие
-как относилась к нему барыня.
- какие чувства вызвал у вас этот рассказ
- внимательно прослушайте отрывок, следя по тексту. И ответьте на вопрос: как описывает автор Герасима Ответы подтверждайте цитатами.