Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Насекомые и птицы весной

Submitted by Светлана Петровна Кормильцева on Fri, 09/09/2011 - 18:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кормильцева Светлана Петровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2 им. А.М. Булатова п.г.т. Кукмор
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

1. Дать учащимся представление об изменениях в жизни насекомых и птиц весной.

 2. Показать связь этих изменений с состоянием неживой и живой природы.

 3. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 

Таблица «Раннецветущие растения»;

Коллекция насекомых и рисунки;

Таблица «Насекомые и птицы весной»;

ИКТ;

ф/х П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Весенние голоса птиц».

Краткое описание: 
Урок знакомит детей с насекомыми и птицами.

 

 

Тема: Насекомые и птицы весной.

Цель: 1. Дать учащимся представление об изменениях в жизни насекомых и птиц весной.

 2. Показать связь этих изменений с состоянием неживой и живой природы.

 3. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Оборудование: Таблица «Раннецветущие растения»;

Коллекция насекомых и рисунки;

Таблица «Насекомые и птицы весной»;

ИКТ;

ф/х П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Весенние голоса птиц».

План

  1. Орг. момент.

Звучит запись из альбома П. Чайковского «Времена года. Весна»

Весна… Как много в слове этом

Прекрасных образов слилось…

И звон ручья, и свист скворца,

И крик какого-то мальца…

II. Повторение изученного по вопросам.

 Давайте вспомним. Какие изменения происходят с растениями весной.

- Как изменилась погода с приходом весны?

- Какие изменения произошли с растениями весной? С чем связаны эти изменения?

- Какие растения называют раннецветущими? Назовите и покажите их на таблице.

- Назовите особенности раннецветущих растений.

III. Обобщение ответов учителем.

Сообщение темы урока.

С наступлением весны происходят изменения, как в неживой, так и в живой природе. Солнце пригрело землю, чуть стаял снег и появляются подснежники, зацветет ива, ольха, орешник; на деревьях набухают почки. Все эти изменения повлияли и на жизнь животных весной. Сегодня вы узнаете, как изменилась жизнь насекомых и птиц с наступлением весны.

IV. Работа над новым материалом.

1. Обмен мнениями по вопросу:

- Кого мы относим к насекомым? (муху, кузнечика, бабочку, сверчка, стрекозу, комара, муравья, осу, пчелу, жука) - (на доске картинки).

- А паук насекомое или нет? (Нет, т.к. у насекомых 6 ног, а у паука – 8, значит, паук не насекомое).

2. Рассказ учителя о насекомых.

- Сразу же после таяния снега в солнечную погоду насекомые начинают появляться из своих укромных убежищ. На растениях можно увидеть желтых бабочек – лимонниц, они зимовали в щелях сараев и заборов. Весной появляются бабочки – капустницы, крапивницы. Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейник. Позднее появляются мухи, комары, стрекозы; вылетают осы, шмели, пчелы. В мае на березах и кленах можно найти майского жука; как красные точки расползаются по растениям божьи коровки.

Всего в мире насчитывается 750 000 видов насекомых. Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные. У насекомых доказано существование слуха, вкуса, кроме того, они различают запахи.

- А сейчас проверим, как хорошо вы знаете мир насекомых.

3. Загадки о насекомых (используя рисунки)

1) Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

2) Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9. За день пчела успевает опылить до 7 000 цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно налетать около 300 000 км и посетить 19 млн цветов.

3) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Как вы думаете? Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Стрекозы – полезные насекомые, т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоз надо беречь!

М.Дудин «Берегите Землю» (читает учитель)

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради…

4) В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Муравьи – народ хозяйственный, работящий. Гнездо муравья – муравейник, представляет собой крепость, построенную из еловых и сосновых игл, из кусочков дерева, из камешков. Муравьи сами строят свое жилище. Они постоянно в работе. Неутомимо работают муравьи весь день, а с сумерками засыпают, причем на ночь тщательно закрывают все входы в муравейник. Муравьи – санитары леса и также нуждаются в охране.

5) Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, знаете насекомых хорошо.

Все насекомые нуждаются в охране, т.к. они – опылители растений.

4. Обобщение ответов учителем.

Весенние изменения в жизни насекомых повлияли и на жизнь птиц.

- Какие изменения в жизни птиц надо ожидать? (Птицы будут возвращаться к нам).

- Почему? Чем питаются птицы? (Потому что насекомые появились. А это основной корм для птиц).

5. Беседа с опорой на наблюдения учащихся.

- Как называют вернувшихся к нам птиц?

- Каких перелетных птиц знаете? (скворцы, грачи, жаворонки, соловьи, ласточки, стрижи, мухоловки-пеструшки) Показ таблиц.

- Где они селятся? (одни селятся в скворечниках, синичниках, дуплах, другие – строят гнезда).

- Какие птицы селятся в гнездовьях, приготовленных человеком? (В основном, скворцы).

6. Обобщение ответов учителем.

Весной из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы. Появились насекомые, а это значит, есть чем прокормиться.

Первыми прилетают грачи. Вслед за ними – скворцы, а за ними – кукушки, ласточки, стрижи.

Вернувшись на родину, птицы сразу же принимаются за дело: главное – построить гнездо, высидеть птенцов, а затем вскормить их.

7. Выступление заранее подготовленных учащихся с дополнительным материалом о птицах.

- Сейчас послушаем, что расскажут нам ребята о некоторых птицах.

Грач. Грачи прилетают к нам самыми первыми, строят гнезда из сухих веток высоко на деревьях. Селятся грачи колониями. На одном дереве иногда насчитывается до 15-20 гнезд.

Скворец. О скворцах говорят – «на крыльях весну принесли». Прилетают они в конце марта – начале апреля. Первыми прилетают самцы, чтобы занять скворечники. Вслед за ними прилетают и самки. Питаются скворцы насекомыми, червями, слизнями, которых собирают на земле. Всем этим кормят и птенцов.

Мухоловка-пеструшка. Мухоловки-пеструшки прилетают к нам в конце апреля - начале мая. Питаются они не только мухами, но и гусеницами, пауками. Мухоловки-пеструшки устраивают гнезда в синичниках, в дуплах, в разных трещинах на деревьях.

Соловей. Соловей – птица-невидимка с красивым голосом. Соловьи учатся петь долго, как люди. Строят гнезда на земле. В середине июня у них появляются птенцы, и все свое время соловьи отдают воспитанию детей, носят им гусениц, мух и жуков.

- А знаете ли вы, чем вскармливают птицы своих птенцов? (насекомыми и их личинками)

- Птицы съедают огромное количество насекомых. Например, за день скворцы съедают 1 500 гусениц; большая синица – 6 000 насекомых; грачи – 8 000 червей и гусениц; ласточка за лето – 1 000 000 мошек и комаров; мухоловка-пеструшка за 15 дней приносит в гнездо более 1 кг насекомых.

8. Обобщение.

Птицы, поедая насекомых, приносят огромную пользу, тем самым охраняя посевы и посадки культурных растений от вредителей.

- Как люди заботятся о птицах? (строят скворечники, синичники, зимой – кормушки, весной, в холодную погоду, когда насекомые прячутся, нужно подкармливать птиц)

Самое время готовить скворечники.

- Почему птиц надо охранять?

- Что значит охранять птиц? (не разорять гнезда, не брать птенцов, не стрелять из рогаток, не бросать в птиц камнем)

- Послушайте, как хорошо сказал об этом Маразиз Агзам в стихотворении «Дороже всего».

Кто целится камнем в птенца, в синеву?

Эй, брось, говорю!

Не шучу я с тобой.

Живой он, Ты только подумай –

Живой!

И мама наверно ищет его,

Ребенок для мамы дороже всего!

V. Беседа о бережном отношении к природе.

- Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что  существуют определенные правила поведения. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь.

Но вот ты отправился в гости к природе. Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях, в гостях у природы, у тех. Кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьев и шустрых ящериц, у колючих ежей и прыгучих кузнечиков.

Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе. Они очень простые, но очень важные.

Самое главное правило: «Звери всякие важны, звери всякие нужны» (чтение хором с доски)

Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите; ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными.

Помните: они здесь хозяева, а вы – гости.

Каждый из них делает в природе свое полезное дело. Вот как сказал об этом Б.Заходер в стихотворении «Про всех на свете».

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да. Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

VI. Чтение с доски стихотворения Я.Акима «Береги свою планету».

«Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой, и стрекозы

Только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете нету».

- Помня об этом, мы будем беречь природу и умножать ее богатства.

 VII. Прослушивание «Весенние голоса птиц».

VIII. Итоги урока. Оценивание.

- Что нового узнали на уроке?

IХ. Д/з.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Насекомые и птицы весной презентация 2.pptx 1.62 MB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн