Submitted by Светлана Петровна Кормильцева on Fri, 09/09/2011 - 18:35
Тема: Насекомые и птицы весной.
Цель: 1. Дать учащимся представление об изменениях в жизни насекомых и птиц весной.
2. Показать связь этих изменений с состоянием неживой и живой природы.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование: Таблица «Раннецветущие растения»;
Коллекция насекомых и рисунки;
Таблица «Насекомые и птицы весной»;
ИКТ;
ф/х П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Весенние голоса птиц».
План
Орг. момент.
Звучит запись из альбома П. Чайковского «Времена года. Весна»
Весна… Как много в слове этом
Прекрасных образов слилось…
И звон ручья, и свист скворца,
И крик какого-то мальца…
II. Повторение изученного по вопросам.
Давайте вспомним. Какие изменения происходят с растениями весной.
- Как изменилась погода с приходом весны?
- Какие изменения произошли с растениями весной? С чем связаны эти изменения?
- Какие растения называют раннецветущими? Назовите и покажите их на таблице.
- Назовите особенности раннецветущих растений.
III. Обобщение ответов учителем.
Сообщение темы урока.
С наступлением весны происходят изменения, как в неживой, так и в живой природе. Солнце пригрело землю, чуть стаял снег и появляются подснежники, зацветет ива, ольха, орешник; на деревьях набухают почки. Все эти изменения повлияли и на жизнь животных весной. Сегодня вы узнаете, как изменилась жизнь насекомых и птиц с наступлением весны.
IV. Работа над новым материалом.
1. Обмен мнениями по вопросу:
- Кого мы относим к насекомым? (муху, кузнечика, бабочку, сверчка, стрекозу, комара, муравья, осу, пчелу, жука) - (на доске картинки).
- А паук насекомое или нет? (Нет, т.к. у насекомых 6 ног, а у паука – 8, значит, паук не насекомое).
2. Рассказ учителя о насекомых.
- Сразу же после таяния снега в солнечную погоду насекомые начинают появляться из своих укромных убежищ. На растениях можно увидеть желтых бабочек – лимонниц, они зимовали в щелях сараев и заборов. Весной появляются бабочки – капустницы, крапивницы. Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейник. Позднее появляются мухи, комары, стрекозы; вылетают осы, шмели, пчелы. В мае на березах и кленах можно найти майского жука; как красные точки расползаются по растениям божьи коровки.
Всего в мире насчитывается 750 000 видов насекомых. Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные. У насекомых доказано существование слуха, вкуса, кроме того, они различают запахи.
- А сейчас проверим, как хорошо вы знаете мир насекомых.
3. Загадки о насекомых (используя рисунки)
1) Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
2) Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9. За день пчела успевает опылить до 7 000 цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно налетать около 300 000 км и посетить 19 млн цветов.
3) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Как вы думаете? Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Стрекозы – полезные насекомые, т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоз надо беречь!
М.Дудин «Берегите Землю» (читает учитель)
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради…
4) В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
Муравьи – народ хозяйственный, работящий. Гнездо муравья – муравейник, представляет собой крепость, построенную из еловых и сосновых игл, из кусочков дерева, из камешков. Муравьи сами строят свое жилище. Они постоянно в работе. Неутомимо работают муравьи весь день, а с сумерками засыпают, причем на ночь тщательно закрывают все входы в муравейник. Муравьи – санитары леса и также нуждаются в охране.
5) Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, знаете насекомых хорошо.
Все насекомые нуждаются в охране, т.к. они – опылители растений.
4. Обобщение ответов учителем.
Весенние изменения в жизни насекомых повлияли и на жизнь птиц.
- Какие изменения в жизни птиц надо ожидать? (Птицы будут возвращаться к нам).
- Почему? Чем питаются птицы? (Потому что насекомые появились. А это основной корм для птиц).
- Где они селятся? (одни селятся в скворечниках, синичниках, дуплах, другие – строят гнезда).
- Какие птицы селятся в гнездовьях, приготовленных человеком? (В основном, скворцы).
6. Обобщение ответов учителем.
Весной из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы. Появились насекомые, а это значит, есть чем прокормиться.
Первыми прилетают грачи. Вслед за ними – скворцы, а за ними – кукушки, ласточки, стрижи.
Вернувшись на родину, птицы сразу же принимаются за дело: главное – построить гнездо, высидеть птенцов, а затем вскормить их.
7. Выступление заранее подготовленных учащихся с дополнительным материалом о птицах.
- Сейчас послушаем, что расскажут нам ребята о некоторых птицах.
Грач. Грачи прилетают к нам самыми первыми, строят гнезда из сухих веток высоко на деревьях. Селятся грачи колониями. На одном дереве иногда насчитывается до 15-20 гнезд.
Скворец. О скворцах говорят – «на крыльях весну принесли». Прилетают они в конце марта – начале апреля. Первыми прилетают самцы, чтобы занять скворечники. Вслед за ними прилетают и самки. Питаются скворцы насекомыми, червями, слизнями, которых собирают на земле. Всем этим кормят и птенцов.
Мухоловка-пеструшка. Мухоловки-пеструшки прилетают к нам в конце апреля - начале мая. Питаются они не только мухами, но и гусеницами, пауками. Мухоловки-пеструшки устраивают гнезда в синичниках, в дуплах, в разных трещинах на деревьях.
Соловей. Соловей – птица-невидимка с красивым голосом. Соловьи учатся петь долго, как люди. Строят гнезда на земле. В середине июня у них появляются птенцы, и все свое время соловьи отдают воспитанию детей, носят им гусениц, мух и жуков.
- А знаете ли вы, чем вскармливают птицы своих птенцов? (насекомыми и их личинками)
- Птицы съедают огромное количество насекомых. Например, за день скворцы съедают 1 500 гусениц; большая синица – 6 000 насекомых; грачи – 8 000 червей и гусениц; ласточка за лето – 1 000 000 мошек и комаров; мухоловка-пеструшка за 15 дней приносит в гнездо более 1 кг насекомых.
8. Обобщение.
Птицы, поедая насекомых, приносят огромную пользу, тем самым охраняя посевы и посадки культурных растений от вредителей.
- Как люди заботятся о птицах? (строят скворечники, синичники, зимой – кормушки, весной, в холодную погоду, когда насекомые прячутся, нужно подкармливать птиц)
Самое время готовить скворечники.
- Почему птиц надо охранять?
- Что значит охранять птиц? (не разорять гнезда, не брать птенцов, не стрелять из рогаток, не бросать в птиц камнем)
- Послушайте, как хорошо сказал об этом Маразиз Агзам в стихотворении «Дороже всего».
Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он, Ты только подумай –
Живой!
И мама наверно ищет его,
Ребенок для мамы дороже всего!
V. Беседа о бережном отношении к природе.
- Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь.
Но вот ты отправился в гости к природе. Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях, в гостях у природы, у тех. Кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьев и шустрых ящериц, у колючих ежей и прыгучих кузнечиков.
Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе. Они очень простые, но очень важные.
Самое главное правило: «Звери всякие важны, звери всякие нужны» (чтение хором с доски)
Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите; ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными.
Помните: они здесь хозяева, а вы – гости.
Каждый из них делает в природе свое полезное дело. Вот как сказал об этом Б.Заходер в стихотворении «Про всех на свете».
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да. Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
VI. Чтение с доски стихотворения Я.Акима «Береги свою планету».
«Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой, и стрекозы
Только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету».
- Помня об этом, мы будем беречь природу и умножать ее богатства.