|
Планирование ОБЖ 8-11 классы
|
|
|
|
Федоров Владимир Валентинович
Г. Боровичи МАОУ СОШ №2
учитель ОБЖ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельностипод редакциейА.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
В результате изучения, основ безопасности жизнедеятельности в 8-9 классах учащийся должен
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
Учащийся должен уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
В 8 и 9 классе рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрен 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект.
Программа
|
Учебник
|
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений: Сборник. Под ред. А.Т.Смирнова,
Б.О. Хренникова – М.: Просвещение, 2010.
|
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 8-кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008.
|
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 9-кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ уро-ка
|
Раздел тема
урока
|
Колл-во
часов
|
Форма урока
|
Форма кон-троля
|
Д/З
|
Государственный
стандарт
|
Дата
|
Знания
|
умения
|
|
I.Основы комплексной безопасности 16 час.
|
|
|
1 Пожарная безопасность
|
3
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
|
1
|
|
|
Стр.24-37, стр.42-47
|
Потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
2
|
1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
|
1
|
|
|
Стр.47-49
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
3
|
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
|
1
|
|
|
Стр.49-51, записи в тетради
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
|
2. Безопасность на дорогах
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
|
1
|
|
|
Стр.153-160, вопрос №6, записи в тетради
|
Потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
5
|
2.2. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
|
1
|
|
|
Стр.160-161, записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
6
|
2.3. Велосипедист – водитель транспортного средства
|
1
|
|
|
Стр. 162-171, записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
3. Безопасность на водоемах
|
3
|
|
|
|
|
|
|
7
|
3.1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
|
8
|
3.2. Безопасный отдых на водоемах
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
9
|
3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
4. Экология и безопасность
|
2
|
|
|
|
|
|
|
10
|
4.1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
|
1
|
|
|
Стр.123-134, вопрос№3
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
11
|
4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
|
1
|
|
|
Стр.146-152, вопрос№1
|
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
|
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
|
5
|
|
|
|
|
|
|
12
|
5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
1
|
|
|
Стр.11-20
|
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и классификацию
|
|
|
13
|
5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
|
1
|
|
|
Стр.82-98, вопрос №1
|
Потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
14
|
5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
|
1
|
|
|
Стр.52-68, вопрос№4
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
15
|
5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах и их возможные последствия
|
1
|
|
|
Стр.37-41, вопрос №1, записи в тетради
|
Потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
16
|
5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
|
1
|
|
|
Стр.109-117, вопрос№2
|
Потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
|
II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
|
4
|
|
|
|
|
|
|
17
|
5.7. Обеспечение радиационной безопасности населения
|
1
|
|
|
Стр.98-108, вопрос№2
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
18
|
5.8.Обеспечение химической защиты населения
|
|
|
|
Стр.68-81
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
19
|
5.9. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
|
1
|
|
|
Стр.37-41, вопрос №1, записи в тетради
|
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
20
|
5.10. Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
|
1
|
|
|
Стр.118-122, вопрос №1, записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
|
6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
3
|
|
|
|
|
|
|
21
|
6.1. Организация оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
|
1
|
|
|
Стр.73-75, записи в тетради
|
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и классификацию
|
|
|
22
|
6.2. Эвакуация населения
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
23
|
6.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
|
III. Основы здорового образа жизни
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Здоровый образ жизни и его составляющие
|
8
|
|
|
|
|
|
|
24
|
7.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации социального характера, их последствия и классификацию
|
|
|
25
|
7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
26
|
7.3. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
|
27
|
7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
|
28
|
7.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
29
|
7.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Государственную политику противодействия наркотизму
|
|
|
30
|
7.7. Профилактика вредных привычек
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Основные меры по профилактике наркомании
|
|
|
31
|
7.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
|
|
|
IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
|
4
|
|
|
|
|
|
|
32
|
8.1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
|
1
|
Прак-тическое занятие
|
|
записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
33
|
8.2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами
|
1
|
Прак-тическое занятие
|
|
Стр.77-81, вопросы №1-3
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
34
|
8.3. Первая медицинская помощь при травмах
|
1
|
Прак-тическое занятие
|
|
записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
35
|
8.4. Первая медицинская помощь при утоплении
|
1
|
Прак-тическое занятие
|
|
записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
ВСЕГО
|
35
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ Уро-ка
|
Раздел тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Форма урока
|
Форма конт-роля
|
Д/З
|
Государственный
стандарт
|
Дата
|
Знания
|
умения
|
|
I. Основы комплексной безопасности
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Национальная безопасность России в современном мире
|
4
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.1. Россия в мировом сообществе
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
|
2
|
1.2. Национальные интересы России в современном мире
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
|
3
|
1.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
4
|
1.4. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
|
1
|
|
|
Cтр. 72-80, записи в тетради
|
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
|
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
|
3
|
|
|
|
|
|
|
5
|
2.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
6
|
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия
|
1
|
|
|
Стр.58-60, записи в тетради
|
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
7
|
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
|
1
|
|
|
Стр. 152-159, записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
|
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
|
3
|
|
|
|
|
|
|
8
|
3.1. Военная угроза национальной безопасности России
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
|
9
|
3.2. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления
|
|
|
10
|
3.3. Наркотизм и национальная безопасность России
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Государственную политику противодействия наркотизму
|
|
|
|
4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
|
2
|
|
|
|
|
|
|
11
|
4.1 Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
|
1
|
|
|
Стр. 163-166, вопросы №6,7, записи в тетради
|
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления
|
|
|
12
|
4.2 Правила поведения при угрозе террористического акта
|
1
|
|
|
Стр. 165-166, вопрос №3
|
|
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности
|
|
|
II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
|
3
|
|
|
|
|
|
|
13
|
5.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Потенциальные опасности природного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
|
|
14
|
5.2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
|
|
15
|
5.3. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
|
Стр.81-92, вопрос№2
|
|
|
|
|
6. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
|
5
|
|
|
|
|
|
|
16
|
6.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию
|
|
|
17
|
6.2. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам
|
|
18
|
6.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
19
|
6.4. Эвакуация населения
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций
|
|
20
|
6.5. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
|
1
|
|
|
Стр.166-169, вопрос №1
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
|
4
|
|
|
|
|
|
|
21
|
7.1. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом
|
|
|
22
|
7.2. Система борьбы с терроризмом
|
1
|
|
|
Стр.160-163, записи в тетради
|
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления
|
|
|
23
|
7.3. Государственная политика противодействия наркотизму
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
|
|
24
|
7.4. Профилактика наркомании
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
Основные меры по профилактике наркомании
|
|
|
|
III. Основы здорового образа жизни
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Основы здорового образа жизни
|
3
|
|
|
|
|
|
|
25
|
8.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
|
1
|
|
|
Стр.14-17, вопрос №1, записи в тетради
|
Систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз
|
|
|
26
|
8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
|
1
|
|
|
Стр.24-34, вопрос №3, записи в тетради
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
|
27
|
8.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
|
1
|
|
|
Стр.38-51, записи в тетради
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
|
|
9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
|
3
|
|
|
|
|
|
|
28
|
9.1.Ранние половые связи и их последствия
|
1
|
|
|
Стр.53-54, записи в тетради
|
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
29
|
9.2. Инфекции, передаваемые половым путем
|
1
|
|
|
Стр.54-56, записи в тетради
|
Потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
Пользоваться средствами индивидуальной защиты
|
|
30
|
9.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
|
1
|
|
|
Стр.56-58, вопросы№1-3, записи в тетради
|
Потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, возможные последствия и правила личной безопасности
|
Пользоваться средствами индивидуальной защиты
|
|
|
10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
|
3
|
|
|
|
|
|
|
31
|
10.1. Брак и семья
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
|
|
32
|
10.2. Семья и здоровый образ жизни человека
|
1
|
|
|
Стр.64-71, записи в тетради
|
Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
|
|
|
33
|
10.3. Основы семейного права в Российской Федерации
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
|
|
|
11. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
|
1
|
Практи-ческое занятие
|
|
Стр.131-147, записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
11.2. Первой медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ
|
1
|
|
|
записи в тетради
|
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
|
|
|
ВСЕГО
|
35
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельностипод редакциейА.Т. Смирнова, соответствует федеральному государственному общеобразовательному стандарту.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
В 10-11 классе рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрен 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект.
Программа
|
Учебник
|
Основы безопасности жизнедеятельности: Программы общеобразовательных учреждений: Сборник. Под ред. Смирнова А.Т.– М.: Просвещение, 2006.
|
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 9-е изд.- М.:Просвещение, 2008. – 223с., [8] л.: ил. – (Академический школьный учебник).
|
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 11-кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 8-е изд.- М.:Просвещение, 2008. – 176с., [8] л.: ил. – (Академический школьный учебник).
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ урока
|
Раздел тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Форма урока
|
Форма контро-ля
|
Д/З
|
Государственный
стандарт
|
Дата
|
Знания
|
умения
|
|
I.Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
|
6
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода
|
1
|
|
|
Стр. 8-15, вопрос №1
|
Знать возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению
|
Уметь ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, двигаться по азимуту, оборудовать временное жилище, добывать воду, огонь и питание
|
|
2
|
1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
|
1
|
|
|
Стр. 15-25, вопросы №1,3
|
Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
|
Уметь объяснить элементарные способы защиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера
|
|
3
|
1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних
|
1
|
|
|
Стр. 25-29, вопросы №2,3
|
Знать особенности уголовной ответственности и виды наказаний, назначаемых несовершеннолет-
ним
|
Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения
|
|
4
|
1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера
|
1
|
|
|
Стр. 29-31, вопросы №3,4
|
Знать краткую характеристику наиболее вероятных для данного региона проживания ЧС природного и техногенного характера, правила безопасного поведения в условиях ЧС
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера
|
|
5
|
1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
|
1
|
|
|
Стр. 32-35, вопрос №2
|
Знать предназначение, структуру РСЧС и задачи, решаемые по защите населения от ЧС
|
Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
|
|
6
|
1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности
|
1
|
|
|
Стр. 35-40, вопрос №4
|
Знать положения Конституции РФ, основные законы РФ, основные права и обязанности граждан по защите населения и территорий от ЧС
|
Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
|
|
|
2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
|
7
|
|
|
|
|
|
|
7
|
2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
|
1
|
|
|
Стр. 41-45, вопрос №3
|
Знать предназначение гражданской обороны, ее структуру и задачи
|
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
|
8
|
2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
|
1
|
|
|
Стр. 45-56, вопросы №1,2
|
Иметь представления о современных средствах поражения и их поражающих факторов
|
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
|
9
|
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени
|
1
|
|
|
Стр. 56-59, вопрос №1
|
Знать способы оповещения населения в ЧС
|
Уметь действовать в ЧС
|
|
10
|
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
|
1
|
|
|
Стр. 59-63, вопрос №2
|
Знать правила поведения в защитных сооружениях, виды защитных сооружений
|
Уметь действовать в ЧС, использовать средства коллективной защиты
|
|
11
|
2.5. Средства индивидуальной защиты
|
1
|
|
|
Стр. 63-69, вопросы №2,3
|
Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики
|
Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
|
|
12
|
2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС
|
1
|
|
|
Стр. 69-72, вопросы №1,3
|
Знать организацию и основное содержание аварийно-спасательных работ в зонах ЧС
|
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности
|
|
13
|
2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
|
1
|
|
|
Стр. 72-73, вопросы №1,2
|
Знать об организации ГО в общеобразователь-ном учреждении, обязанности и правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС
|
Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
|
|
|
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
|
3
|
|
|
|
|
|
|
14
|
3.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
|
1
|
|
|
Стр. 75-76, вопрос №1
|
Знать основные определения, критерии здоровья и факторы, влияющие на него
|
Использовать полученные знания для сохранения и укрепления своего здоровья
|
|
15
|
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация
|
1
|
|
|
Стр. 77-79, вопрос №1
|
Знать основные инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекции
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний
|
|
16
|
3.3. Основные инфекционные заболевания, их профилактика
|
1
|
|
|
Стр. 79-81, вопросы №3,4
|
Знать об основных принципах профилактики инфекционных заболеваний
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний
|
|
|
4. Основы здорового образа жизни
|
7
|
|
|
|
|
|
|
17
|
4.1. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
|
1
|
|
|
Стр. 82-84, вопрос №1
|
Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
18
|
4.2. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
|
1
|
|
|
Стр. 82-87, вопрос №1
|
Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
19
|
4.3. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
|
1
|
|
|
Стр. 87-88, вопросы №1,2
|
Знать основные понятия о биологических ритмах
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
20
|
4.4. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
|
1
|
|
|
Стр. 88-90, вопрос №5
|
Знать о влиянии биоритмов на безопасность жизнедеятельности личности
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
21
|
4.5. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
|
1
|
|
|
Стр. 91-93, вопрос №3
|
Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
22
|
4.6. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
|
1
|
|
|
Стр. 93-101, вопрос №1
|
Знать основные вредные привычки и их социальные последствия
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
23
|
4.7. Профилактика вредных привычек
|
1
|
|
|
Стр. 101-104, вопрос №2
|
Знать о профилактике вредных привычек
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
|
III. Основы военной службы
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества
|
6
|
|
|
|
|
|
|
24,25
|
5.1. История создания Вооруженных Сил РФ
|
2
|
|
|
Стр. 106-118, вопросы №1,2, записи в тетради
|
Иметь представление об истории создания Вооруженных сил РФ
|
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
|
26
|
5.2. Организационная структура Вооруженных Сил.
|
1
|
|
|
Стр. 118-123
|
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ
|
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
|
27
|
5.3. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
|
1
|
|
|
Стр. 123-130, вопрос №1
|
Знать состав и предназначение ВС РФ
|
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
|
|
28
|
5.4. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил
|
1
|
|
|
Стр. 130-134, вопросы №3,4
|
Характеризовать функции и основные задачи современных Вооруженных сил. Иметь представление об управлении Вооруженными силами; о реформе Вооруженных сил
|
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
|
29
|
5.5. Другие войска, их состав и предназначение
|
1
|
|
|
Стр. 135-138, вопрос №1
|
Знать состав и предназначение ВС РФ
|
Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе
|
|
|
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России
|
3
|
|
|
|
|
|
|
30
|
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества
|
1
|
|
|
Стр. 139-142, вопрос №2
|
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
|
31
|
6.2. Памятники поколений – дни воинской славы России
|
1
|
|
|
Стр. 142-167
|
Знать о днях воинской славы и основные формы увековечивания памяти
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
|
32
|
6.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
|
1
|
|
|
Стр. 168-172, вопрос №1
|
Знать особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях о повседневной жизни частей и подразделений
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
|
|
7. Символы воинской чести
|
3
|
|
|
|
|
|
|
33
|
7.1. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
|
1
|
|
|
Стр. 173-176, вопрос №3
|
Иметь представление о Боевом Знамени воинской части, ритуале вручения, порядке его хранения и содержания
|
Уметь осознавать самоопределение по отношению к военной службе
|
|
34
|
7.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
|
1
|
|
|
Стр. 176-183, вопрос №3
|
Иметь представление об основных государственных наградах
|
Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды
|
|
35
|
7.3. Ритуалы Вооруженных Сил РФ
|
1
|
|
|
|
Иметь представление о ритуалах ВС РФ
|
Уметь осознавать самоопределение по отношению к военной службе
|
|
|
ВСЕГО
|
35
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ урока
|
Раздел тема
урока
|
Колл-во
часов
|
Форма урока
|
Форма контро-ля
|
Д/З
|
Государственный
стандарт
|
Дата
|
Знания
|
умения
|
|
I.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Основы здорового образа жизни
|
6
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.1. Правила личной гигиены и здоровья
|
1
|
|
|
Стр. 8-12, вопрос №1
|
Знать общие понятия и определения, основные составляющие здорового образа жизни
|
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
|
2
|
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
|
1
|
|
|
Стр. 12-17, вопрос №2
|
Знать характеристику факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни
|
Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
|
|
3
|
1.3. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики
|
1
|
|
|
Стр. 17-21, вопрос №3
|
Знать основные ИППП, формы передачи и причины, способствующие заражению БППП
|
Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
|
|
4
|
1.4. СПИД и его профилактика
|
1
|
|
|
Стр. 21-25, вопрос №1
|
Знать краткую характеристику и пути заражения ВИЧ-инфекцией
|
Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
|
|
5
|
1.5. СПИД и его профилактика
|
1
|
|
|
Стр. 21-25, вопросы №2,3
|
Знать о профилактике СПИДа, об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией
|
Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
|
|
6
|
1.6. Семья в современном обществе. Законодательство и семья
|
1
|
|
|
Стр. 25-31, вопрос №5
|
Знать основные понятия, об основах законодательства РФ о семье
|
Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
|
|
|
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
|
4
|
|
|
|
|
|
|
7
|
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
|
1
|
Практи-ческое занятие
|
|
Стр. 32-37, вопрос №1
|
Знать возможные причины и возникновение инсульта, правила оказания ПМП при сердечной недостаточности и инсульте
|
Владеть навыками оказания ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте
|
|
8
|
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях
|
1
|
Практи-ческое занятие
|
|
Стр. 37-44, вопрос №3
|
Знать виды ран и правила оказания ПМП при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки
|
Владеть навыками оказания ПМП при кровотечениях
|
|
9
|
2.3. Первая медицинская помощь при травмах
|
1
|
Практи-ческое занятие
|
|
Стр. 44-49, вопросы №1,2
|
Знать правила оказания ПМП при травмах
|
Владеть навыками оказания ПМП при травмах, растяжениях
|
|
10
|
2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца
|
1
|
|
|
Стр. 49-53, вопросы №1-5
|
Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках, о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
|
Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
|
|
|
II. Основы военной службы
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Воинская обязанность
|
10
|
|
|
|
|
|
|
11
|
3.1. Основные понятия о воинской обязанности
|
1
|
|
|
Стр. 55-56
|
Знать об обязанностях граждан по защите государства, о воинской обязанности
|
Использовать полученные знания для осознанного самоопределения к военной службе
|
|
12,13
|
3.2. Организация воинского учета и его предназначение
|
2
|
|
|
Стр. 56-62, вопрос №4
|
|
|
|
14,15
|
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе
|
2
|
|
|
Стр. 62-71, вопрос №5
|
|
|
|
16
|
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
|
1
|
|
|
Стр. 72-75, вопросы №1,5
|
Знать основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
|
17,18,19
|
3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
|
3
|
|
|
Стр. 75-81, вопросы №1,2,5
|
|
|
|
20
|
3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
|
1
|
|
|
Стр. 82-86, вопросы №1,2
|
Знать об основах военной службы, о запасе ВС РФ, его предназначении, порядке освобождения граждан от военных сборов
|
Иметь представление о правах и обязанностях во время пребывания в запасе
|
|
|
4. Особенности военной службы
|
8
|
|
|
|
|
|
|
21
|
4.1. Правовые основы военной службы
|
1
|
|
|
Стр. 87-100
|
Знать основные положения законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан
|
Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
|
22
|
4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – закон воинской жизни
|
1
|
|
|
Стр. 101-103, вопросы №2,3
|
Знать о предназначении общевоинских уставов, основные положения
|
Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
|
|
23
|
4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России
|
1
|
|
|
Стр. 103-106, вопрос №1
|
Знать о традициях ВС РФ,. текст и значение военной присяги
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
|
24,25
|
4.4. Прохождение военной службы по призыву
|
2
|
|
|
Стр. 106-116, вопросы №1,5,7,8
|
|
|
|
26
|
4.5. Прохождение военной службы по контракту
|
1
|
|
|
Стр. 116-123, вопрос №3
|
Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, служащим по контракту; сроки службы по контракту; права и льготы военнослужащих
|
|
|
27
|
4.6. Права и ответственность военнослужащих
|
1
|
|
|
Стр. 123-129, вопрос №1
|
Знать права и обязанности военнослужащих, виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, об уголовной ответственности за преступления против военной службы
|
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
|
|
28
|
5.7. Альтернативная гражданская служба
|
1
|
|
|
Стр. 129-132, вопрос №1
|
Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы
|
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
|
|
|
5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил
|
7
|
|
|
|
|
|
|
29
|
5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
|
1
|
|
|
Стр. 133-138, вопрос №1
|
Знать основные качества военнослужащего
|
Использовать полученные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
|
30
|
5.2.Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
|
1
|
|
|
Стр. 138-150, вопросы №3,5
|
Знать устройство и боевые возможности вооружения и военной техники, способы их использования в бою
|
Использовать полученные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
|
31
|
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
|
1
|
|
|
Стр. 151-158, вопрос №1
|
Знать виды военно-профессиональной деятельности и их особенности, требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника
|
Использовать полученные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
|
32
|
5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
|
1
|
|
|
Стр. 158-164, вопрос №2
|
Знать о принципе единоначалия в ВС РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника
|
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
|
|
33,34
|
5.5. Как стать офицером Российской армии
|
2
|
|
|
Стр. 164-171, вопрос №3
|
|
|
|
35
|
5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ
|
1
|
|
|
|
Иметь представление об участии ВС РФ в миротворческих операциях
|
Использовать полученные знания для осознанного самоопределения к военной службе
|
|
|
ВСЕГО
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|