Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер- класс «Работа с текстом на уроках русского языка в 9 -11 классах»

Фото пользователя Ольга Юрьевна Митусова
Submitted by Ольга Юрьевна Митусова on Tue, 13/09/2011 - 19:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митусова Ольга Юрьевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ№7 города Новотроицка,Оренбургской области,учитель русского языка и литературы

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> Мастер- класс</p> <p align="center"> &nbsp;&laquo;<strong><u>Работа&nbsp; с текстом на уроках русского языка в 9 -11 классах&raquo;</u></strong></p> <p> <br /> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

Мастер- класс

 «Работа  с текстом на уроках русского языка в 9 -11 классах»

 (V) слайд №1Развитие речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в  школах.  Тем более, что задания ГИА, ЕГЭ предполагают работу с текстом. (VVV)Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка.

Что такое связный текст?

Есть два понимания текста: широкое и узкое. В широком понимании текст – это любое связное высказывание любой длины, продолжительности, любого жанра (рассказ, роман).

Текст в узком толковании – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и при помощи языковых средств.

Этапы работы над текстом:Т: С-СС-П-Т, где Т  – готовый текст, С – слово, СС – словосочетание, П – предложение, Т – текст ученика.

Современный урок должен быть направлен на творческие, развивающие виды работ.

Активные методы обучения  учат критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учат оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.( слайд №2) V

Особенно эффективно работает технологии развития критического мышления. V(Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита.V Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

V  слайд №3В основе технологии — трёхфазовая структура урока (V),  которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия

Iфаза урока V: Постановка проблемы

II фаза урока V:ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) . Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

III фаза урока V:РЕФЛЕКСИЯ. Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Ещё одним методом развития критического мышления является кейс-метод.

Кейс-метод в переводе с английского кейс означает «портфель», «чемодан», «сумка», «папка». В школьной практике больше подходит такое понимание этого слова как  «пакет документов».

         Данная технология по-разному определяется методистами. Одни относят её к технологии проблемного обучения, другие – к проектному обучению.

         Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

          Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Эти ситуации могут быть оформлены в виде текстов, диаграмм, рисунков, видеоклипов, видеороликов.

Отличительной особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов)

Виды кейсов:

·        Ситуации-иллюстрации;

·        Ситуации-упражнения;

·        Ситуации-оценки;

·        Ситуации-проблемы.

 

Кейс №2. « Почему мои аргументы не подходят?»

         Ситуация.

          Выпускник Миша очень обрадовался, когда прочитал текст части С на экзамене по русскому языку. Он был о природе, а у Миши были подготовлены два аргумента в защиту известного тезиса о том, что природу нужно охранять. При проверке  ни один из аргументов Михаила не был засчитан, более того не были поставлены баллы за правильное понимание проблемы исходного текста. Михаил негодовал и решил подавать апелляцию. В комиссии по апелляции ему пояснили, что текст был посвящён природе как вечному источнику вдохновения для поэтов и музыкантов, а не проблеме охраны природы. Но Михаил уходя, продолжал бубнить: « Но ведь природу надо охранять. Это же правильно?»

         Погружение в ситуацию. В чём проблема Михаила? Как мы её можем разрешить на стадии подготовки к экзамену? (Дискуссия)

     Вывод: Тексты о природе могут быть  различной проблематики.

                   Итоговое исследование. Итогом работы в данном случае и подготовкой к следующей проблемной ситуации может стать проведение исследования: все учащиеся заполняют таблицы по каждой теме; статистическая группа обрабатывает данные и выявляет проблемы, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся. Эти проблемы должны стать основой для ситуаций в следующих кейсах.

         Пример таблицы. Проанализируйте свой уровень компетенции по каждой из сформулированных проблем по следующим пунктам:

1)мне знакома эта проблема;

2)я могу сформулировать свою позицию по этой проблеме;

3)я могу привести аргумент в защиту своей позиции

а)из жизненного опыта;

б)из читательского опыта.

Тема «Природа»

Проблемы

1

2

Охрана природы

+

+

+

+

Природа как источник вдохновения

+

+

-

+

Оторванность современного человека от природы

+

+

+

-

Природа как объект изображения в литературе

+

-

-

-

 

 

 

 

 

 

Приемы развиТИя критического мышления Vслайд №4

 Синквейн V( пять предложений, высказываний)– пятистрочие. Применяют на стадии вызова и рефлексии.

1 строка V- 1 слово – существительное

2 строка V- описание темы в 2-ух словах – прилагательные

3 строкаV- 3 слова, описывающие действия – глаголы.

4 строкаV- 4 слова, выражающие отношение к данной теме

5 строкаV- 1 слово, синоним первому ( на эмоциональном уровне)

Попробуем составить синквейн по теме «Времена года»(3 мин)

Посмотрите один из вариантов решения.V

Кластеры  Vслайд №5

 Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия. 

Попробуйте составить кластер к понятию «текст» ( Посмотрите один из вариантов кластера) V

Фишбоун Vслайд №6( «рыбный скелет): «голова» – вопрос, тема

«скелет» – основные понятие и способы решения

«хвост» – ответ, определение, краткое описание темы. Используют на стадии вызова и рефлексии.

Попробуем этот прием на примере темы «Глагол». Какие основные категории, понятия темы?(вид, спряжение, наклонение, время) Что мы должны усвоить?

Приемы, используемые мною в системе с 5 класса, способствуют грамотному написанию эссе, а точнее готовят к части С (ЕГЭ, ГИА)

Эссе слайд №7V– это прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета (Литературный энциклопедический словарь).

В качестве критериев оценки работы с текстом выбрала критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом части С(ЕГЭ) в11 классе и части  С (ГИА) в 9 классе. Слайд №8,9

В 11 классе за основу взяты следующие критерии:

1.По содержанию создаваемого текста (сочинения)- проблема текста, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, аргументы собственного мнения по проблеме.

2.Речевое оформление - смысловая цельность и выразительность речи.

3. Грамотность - орфографические нормы, пунктуационные, языковые и речевые нормы.

Диагностика проводилась 3 раза: в начале года, по итогам контрольной городской  работы, по результатам ЕГЭ.

Показатели складываются из процентов выполнения задания с максимальным баллом.

 Примером эффективности моей работы стало сочинение ученицы 11 класса.


»  Tags for document:

На: Мастер- класс «Работа с текстом на уроках русского языка в


Спасибо за прекрасную возможность попробовать ещё один способ работы с текстом.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн