Submitted by Елена Александровна Незнанова on чт, 15/09/2011 - 14:49
p { margin-bottom: 0.21cm; }
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор школы-интерната
Протокол№_____ ________Н.А.Дементьева
от «___»______2010 г. от «___»______2010 г.
Рабочая программа
учебного курса по граждановедению
основного общего образования
10-11 классов в
Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе-интернате I вида
Учитель истории и граждановедения
Степина Е.А.
Тамбов 2010
Пояснительная записка.
Программа основного общего образования по граждановедению составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание и граждановедение») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Данная рабочая программа составлена на основе программ:
10 класс — Я.В.Соколов, А.С.Прутченков. Граждановедение 10 класс. Программа курса. К учебнику Я.В.Соколов, А.С.Прутченков. Граждановедение 10 класс
11 класс - Кравченко А.И. Обществознание. 8, 9, 10. 11, классы. Программа курса. М.: Русское слово, 2008 к учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник. 9 класс г.
В программе основного общего образования по граждановедению сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Граждановедение» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.
Цели и задачи изучения граждановедения состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреп-
ленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее со-
циализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка
- формированию у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по
содержанию для школьников подросткового
возраста; освоению учащимися тех знаний об основных
сферах человеческой деятельности и о социальных институтах,
о формах регулирования общественных отношений, которые
необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
- освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
- формированию у обучающихся опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
Результаты изучения граждановедения
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по граждановелдению, являются:
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,
любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения гражадановедения проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели по
ведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
- умении выполнять познавательные и практические задания на:
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям совре-
менной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по градановедению являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о
человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах
и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания наук
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия
ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности
и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства
в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в
жизни общества;
коммуникативной
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
Особенностями изучения граждановедения в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида является то, что граждановедение в школе для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития рассматривается как предмет, в котором заложено изучение только базовых понятий материала, направленных на формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с данными нарушениями к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В курсе граждановедения для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития целесообразно сосредоточиться на основных понятиях курса. Подкреплять изученный материал иллюстрациями из жизни, применять на уроках психологические тесты, связанные с изучаемыми темами для помощи обучающимся в познании самого себя..
При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
На уроках граждановедения в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида используются:
- рассказ учителя
- беседа
- выборочное объяснительное чтение текста учебника
- работа с психологическими тестами
- составление и демонстрация с объяснением презентаций
Виды и формы контроля:
- фронтальный (опрос, тестирование)
- групповой (кроссворды, викторины)
-индивидуальный (работа с тематическими карточками, составление сообщений, докладов)
Особое внимание уделяется умению обучающихся выражать свои мысли граждановедческими терминами, часто встречающимися в жизни, что способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках граждановедения.
С учетом психофизических особенностей обучающихся в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида были внесены изменения в учебные курсы по граждановедению:
1. Для изучения граждановедения в 10 классе был взят учебник Я.В.Соколова, А.С.Прутченкова «Граждановедение», где материал представлен в разнообразных формах, начиная от классического изложения материала и заканчивая высказываниями философов и писателей, психологическими тестами, историческими экскурсами и т.д., что облегчает знакомство с материалом обучающихся на первом этапе изучения данного курса, а в 11 классе взят учебник А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» для 9 класса, где материал представлен более полно и акцент делается на раскрытие политических терминов.
2. В связи со сложностью и большим объемом материала в 11 классе было удвоено количество часов на усвоение некоторых тем:
11 класс – Закон и власть, Религия, Искусство
Учебный план
10 класс – Граждановедение (учебник 10 класса) – 35 часов
11 класс – Граждановедение (учебник «Обществознание» 9 класса) – 35 часов
Содержание курса.
10 класс
О человеке и гражданине - 4 часа
Что такое личность. Человек культурный. Российское гражданство.
Правоспособность и дееспособность гражданина
Знать: признаки внешней и внутренней культуры, кто имеет право иметь российское гражданство
Уметь: различать понятия «личность» и «Личность», давать определения «правоспособность», «дееспособность», знать их отличия
О правах и свободах человека и гражданина – 5 часов
Политические права и свободы. Экономические права и свободы.
Культурные права
Знать: политические, экономические и культурные права
Уметь: различать данные понятия
Гражданин и государство – 7 часов
Конституция Российской Федерации. Российское федеративное государство. Разделение властей. Президент России и его полномочия. Федеральное Собрание и Правительство.Высшие судебные органы.
Знать: что такое «конституция», ее структуру; знать определение «суверенитет», три ветви власти, определение «демократическая власть», функции Федерального Собрания и Правительства, высшие судебные органы и их функции, основные понятия и особенности государственного устройства России
Уметь: называть структуру российского государства, Перечислять полномочия президента
Современная семья - 4 часа
Заключение брака. Имущественные права и брачный договор. Расторжение брака
Знать: условия и процедуру заключения брака, что такое «брачный договор» и порядок его заключения, порядок расторжения брака
Уметь: различать и формулировать основные функции мужчины и женщины
Гражданин и собственность – 8 часов
Что такое гражданское право. Право собственности. Защита прав потребителя. Банковский вклад
Знать: определение «гражданское право», когда возникает право собственности, чем подкрепляется, порядок совершения процедуры купли-продажи, основные документы, права потребителя, процедуру защиты прав потребителя, что такое «банковский вклад»
Преступления и наказания – 7 часов
Уголовная ответственность. Преступления в сфере экономики. Преступления против личности.
Знать: определение «уголовная ответственность» и моменты ее наступления, что относится с экономическим преступлением, меры их пресечения, что относится к преступлениям против личности; когда наступает ответственность за данные преступления, процедуру судебного разбирательства
11 класс
Политическая сфера – 11 часов
Власть. Государство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Перепись населения. Что это такое и для чего проводится. Голосование, выборы, референдум
Знать: определение «власть», источники власти, определение «государство», три ветви государственной власти, структуру государственного устройства, определения и отличительные черты политических режимов, историю возникновения переписи населения, для форма проведения, различия между голосованием, выборами, референдумом;, структуру построения политических партий и их названия
Уметь: называть формы правления, называть отличительные черты гражданского общества и правового государства, уметь находить различия на примерах между голосованием, выборами и референдумом
Человек и его права – 10 часов
Право. Конституция. Право и имущественные отношения. Труд и право. Право, семья, ребенок. Причины преступлений. Преступления против личности, собственности. Преступления и наказания
Знать: что такое право, основные положения Конституции, имущественные права гражданина, права потребителя и способы их защиты, основные положения трудового кодекса, определение «преступление», какие бывают виды преступлений
Уметь: называть отличительные черты закона и власти, называть основные права ребенка и способы их защиты
Духовная сфера – 14 часов
Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Наука
Знать: определение «культура», формы культуры, определение «религия», называть основные религии мира и их различия, формы образования, способы его получения
Уметь: называть отличия внешней и внутренней культуры, культурные нормы общества, перечислять основные направления искусства с примерами, называть основные направления развития науки с примерами
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник - Я.В.Соколов, А.С.Прутченков «Граждановедение» 10 класс
Учебник - А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» 9 класс