Submitted by Наталья Алексеевна Исаева on чт, 22/09/2011 - 19:30
Я работаю воспитателем в логопедической группе ОНР. Успех коррекционно - развивающей работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интеграции логопедии в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Современная логопедия, как наука настолько многогранна, что многие приемы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях. Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.
Развитие мелкой моторики пальцев рук как никакой другой раздел логопедии органично объединяет в себе возможность игры и обучения. Работая над мелкой моторикой, мы формируем не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти, мышления.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…». Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Эти упражнения в форме игры важны для ребенка ещё и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым. Фундамент не только для успешного образования, но и для полноценного развития ребенка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведенное с ребенком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.
Корпус «Арбуза» изготовлен по технике папье-маше, состоит из 10 долей. Доли обшиты тканью: сверху – гладкой зеленой, внутри – бархатистой алой.
Части «Арбуза» соединяются между собой с помощью замков, крючков, шнурков, пуговиц с петлями, «липучки» и доли внутри закрываются также с помощью разных соединений.
Номера долей «Арбуза» определяются по количеству черных пуговок-«семечек».
Наличие 10 долей позволяет разнообразить игровые задания, вызывает интерес ребенка и желание узнать, что находится внутри. В этом и заключается волшебство пособия.
№ 6 («липучки») –Дид.игры на координацию слова с движением
«Что сажают в огороде?», «Не ошибись»,
«Найди свою корзинку», «Листочки» и др.
№ 7 («липучка», замок) – «Четвертый лишний»
№ 8 (замки) – «Разрезные картинки»
№ 9 (замок, резинки) – «Танграм»
№ 10 (резинки, замок) – «Отгадай загадку»
Какие же задачи решаем мы, используя «Волшебный арбуз»?
Основной целью является развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, поэтому я назвала его коррекционным.
Многофункциональное пособие «Волшебный арбуз» дает широкие возможности для развития мелкой моторики пальцев, кистей рук во время застёгивания, расстегивания замков, крючков, кнопок, пуговиц, «липучек»; шнуровки, завязывания бантиков; выкладывания из счетных палочек, пуговиц, семян, камешков, мозаики различных узоров, предметов, букв; обведения трафаретов, штриховки и раскрашивания контуров, например: овощей, фруктов.
Позволяет знакомить детей с осенними изменениями в природе, характерными признаками осенних месяцев.
Способствует речевому развитию – расширить и уточнить словарь по темам: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Осень»; дети знакомятся с названием частей арбуза (доли); упражняются в подборе определений в игре «Положи слово на ладошку» (ТРИЗ); работают над образным строем речи через отгадывание загадок, лексико-грамматической стороной речи, составом слова, предложения и т.д.
Во время игр с «Волшебным арбузом» развивается сенсорное восприятие – дети определяют цвет частей арбуза (зеленый, алый), качество материала на ощупь в дидактических играх: «Найди цвет», «На кого похоже» и др.
Можно использовать пособие для развития ЭМП по разделам: форма предметов (сам арбуз, его части (доли), деление целого на части, количественный счет (определить номер дольки, сосчитав «семечки» - пуговицы), порядковый счет, ориентировка в пространстве и т.д.
Развитие внимания, памяти, логического мышления происходит через занятия непосредственно с «Арбузом», а также в играх и упражнениях, которые спрятаны внутри долек: «Лото», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Танграм», «Отгадай загадку».
Развитию моторики и речи способствуют также логоритмические игры на координацию слова и движения, которые можно использовать после занятий с «Арбузом» за столом, чтобы снять напряжение мышц спины, а также как самостоятельные задания.
Можно использовать конструкторы типа «Лего», пазлы, игрушки-трансформеры для развития конструктивного праксиса, пространственного мышления, творческой инициативы, совершенствования навыков работы по заданной схеме, чертежу, модели, усвоения пространственной лексики.
«Волшебный арбуз» задумывался и готовился осенью, как символ урожая, поэтому название и содержание игр и заданий отражает лексические темы, с которыми дети знакомятся в осенний период.
Многофункциональное пособие используется в индивидуальной коррекционной работе с детьми вне занятий (в основном во второй половине дня).
В дальнейшем мы использовали пособие на занятиях для поддержания интереса, мотивации выполнения задания, находящегося внутри «Арбуза», а так же, как сюрпризный момент на занятии, развлечении.
Содержание игр и заданий может варьироваться в соответствии с возрастом детей, целями работы с детьми, определенными педагогом, по разным направлениям программы развития.
Без сомнения, педагоги смогут найти и другие способы рационального использования этого пособия в своей работе с детьми. Желаю успехов в Вашем творческом поиске!