Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА - 9 класс)

Submitted by Вера Александровна Стрекалова on Sat, 24/09/2011 - 08:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стрекалова Вера Александровна
Место работы, должность: 
г.Оренбург МОУ "СОШ №32", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения). 2. Доступность (контроль базовых знаний и умений). 3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям). 4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти). 5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения). ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ: 1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи). 2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю). СТРУКТУРА УРОКА: 1. Организационный этап. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний. 4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5. Подведение итогов урока. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ: 1. Устный и письменный. 2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Тема урока: "Комплексный анализ текста"

 (подготовка к ГИА - 9 класс)

 

ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичность и  последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).

2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:

1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Подведение итогов урока.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.
  • Работа с журналом.

II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:

Комплексный анализ текста, 9 класс

(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац).Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение “серебряный звон”.

(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.

(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

(Е.Осетров)

Работа по тексту

¨   Докажите, что данный отрывок является текстом.

¨  Как вы озаглавите текст? (Колокольный звон…..)

¨  Определите тему и  идею текста. (История  колоколов в России. Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).

¨  Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

Во-вторых,эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

¨  Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

¨  Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

¨  Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

¨  Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика; 2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4. риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

5 слайд

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

Словарный диктант.(слайд 7)

Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

Установите соответствие между словами и их лексическим значением (слайд 8):

1. интервент

2. летописец

3. набат

4. крамола

5. ратник

6. вече

А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”?(слайд 10) В словаре Ожегова:

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече –На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

5. Диктант. 2-ой абзац текста. (слайд 13) (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

 

 

Вопросы и задания к диктанту:

1. Напишите номер сложного предложения. (3).

2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Определительное)

3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?

4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).

5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

6. Задания по группам (уровням)

8-й абзац:

  1. Каким членом предложения является слово “инструмент” в втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
  2. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).
  3. Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление).

Задания по тексту:

  1. Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.

А). были связаны;

Б). поверья были связаны;

В). поверья были;

Г). поверья связаны.

  1. Укажите верную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.

А). простое;

Б). сложносочиненное;

В). сложное бессоюзное;

Г). сложноподчиненное.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А). летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;

Б).праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный.

В). в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный.

Г). пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.

Задание по тексту:

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?

А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

7. Вопрос всему классу.  (слайд № )

Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Домашнее задание. Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.

Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.

ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

Подведение итогов работы в классе.

Прикрепленный файл Size
Комплексный анализтекста.ppt 1.17 MB


Фото пользователя Таисия Геннадьевна Медведева

На: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА - 9 класс)


Спасибо, Вера Александровна. Урок очень насыщенный, интересный. К тому же анализ данного текста рассмотрен достаточно полно (этому также поспособствовала последовательная постановка вопросов), а также в сочетании с презентацией урок более эффективно воспринят учащимися. В свою очередь, выполнение заданий укрепит полученные знания.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн