"Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА - 9 класс)
Submitted by Вера Александровна Стрекалова on Sat, 24/09/2011 - 08:42
Тема урока: "Комплексный анализ текста"
(подготовка к ГИА - 9 класс)
ТИП УРОКА:Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:
Комплексный анализ текста, 9 класс
(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(3-ий абзац).Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение “серебряный звон”.
(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.
(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.
(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.
(Е.Осетров)
Работа по тексту
¨ Докажите, что данный отрывок является текстом.
¨ Как вы озаглавите текст? (Колокольный звон…..)
¨ Определите тему и идею текста. (История колоколов в России. Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).
¨ Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.
Во-вторых,эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.
¨ Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.
¨ Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Установите соответствие между словами и их лексическим значением (слайд 8):
1. интервент
2. летописец
3. набат
4. крамола
5. ратник
6. вече
А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.
Б). Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.
В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий
Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.
Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.
Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”?(слайд 10) В словаре Ожегова:
Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)
Вече –На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).
Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).
5. Диктант. 2-ой абзац текста. (слайд 13) (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
Вопросы и задания к диктанту:
1. Напишите номер сложного предложения. (3).
2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Определительное)
3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?
4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).
Каким членом предложения является слово “инструмент” в втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).
Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление).
Задания по тексту:
Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.
А). были связаны;
Б). поверья были связаны;
В). поверья были;
Г). поверья связаны.
Укажите верную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
А). простое;
Б). сложносочиненное;
В). сложное бессоюзное;
Г). сложноподчиненное.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток
3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?
А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.
Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.
Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
7. Вопрос всему классу. (слайд № )
Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Домашнее задание. Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.
Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.
Спасибо, Вера Александровна. Урок очень насыщенный, интересный. К тому же анализ данного текста рассмотрен достаточно полно (этому также поспособствовала последовательная постановка вопросов), а также в сочетании с презентацией урок более эффективно воспринят учащимися. В свою очередь, выполнение заданий укрепит полученные знания.
На: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА - 9 класс)
Спасибо, Вера Александровна. Урок очень насыщенный, интересный. К тому же анализ данного текста рассмотрен достаточно полно (этому также поспособствовала последовательная постановка вопросов), а также в сочетании с презентацией урок более эффективно воспринят учащимися. В свою очередь, выполнение заданий укрепит полученные знания.