Недаром говорят, что хорошо воспитанные дети - радость матери, гордость учителя. Роль учителя в воспитании детей большая и влияние воспитательной работы классного руководителя на повышение воспитанности учащихся высока. При планировании воспитательной работы учитель должен ставить перед собой конкретные воспитательные цели с учётом возможностей каждого конкретного ученика, подбирая пути раскрытия этих возможностей. Воспитание должно быть личностно – ориентированным. Личностно-ориентированное воспитание-это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Попытаюсь подойти к каждому подходу в отдельности. Что значит личностный подход?
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики — личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность-основа коллектива, а не наоборот. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.
А индивидуальная работа-это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.От педагога требуется не только педагогические знания, но и знания по психологии, физиологии, технологии воспитания на диагностической основе учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, "трудных" детей и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Таким детям требуется известная свобода действий в учебной и во внеучебной работе для саморазвития. Для этого в школах района работают кружки, секции (музыкальная школа, ДШИ, спорткомплекс "Зилант", Ледовый Дворец).
Для этого в системе образования действует комплексная программа воспитания, которая включает в себя направления всестороннего развития ребенка. Особая функция программы состоит в том, что своим содержанием она закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, правовой и др
Основные педагогические предпосылки развития в этом детском возрасте — включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Именно личность школьника и личность педагога-главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы. Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» ученика наблюдается отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными» учениками, педагоги, педагоги-психологи применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».Еженедельно педагоги-психологи проводят для таких детей обучающие и развивающие тренинги.
Педагоги привлекают таких детей как можно больше в различные мероприятия на разных уровнях (школьных, районных, республиканских). Дети с большим удовольствием участвуют на конкурсах рисунков, спортивных состязаниях.
Индивидуальная работа проводится на основе установленного уровня воспитанности учащегося, проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика. То есть подразумевается дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию учащегося. Для этого нужна хорошая педагогическая подготовленность классного руководителя и педагога-психолога.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов: приступая к работе, педагог-воспитатель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование каждого ребенка, а затем используется наблюдение и изучение.
После наблюдения и изучения ребёнка и индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося. Для данного этапа характерно корректирование. Коррекция — это способ педагогического воздействия на личность, наиболее эффективными являются методы и приемы корректирования - наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Нелишним будет, по моему мнению, обращение к опыту великого педагога – практика А.С.Макаренко.
Главным в работе воспитателя А.С. Макаренко считал систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей. Отсутствие картотеки на учащихся он считал ненормальным фактом и сам вел постоянные записи наблюдений. «Хороший воспитатель, — говорил А.С. Макаренко, — должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах». В современных школах коррекционной и диагностической работой занимаются педагоги-психологи. От педагога требуется не только педагогические знания, но и знания по психологии, физиологии, технологии воспитания на диагностической основе.
Основным в психолого-педагогической диагностике должна быть не коррекция, а предупреждение отклонений в развитии и воспитании детей. А для этого учителя и классные руководители должны фиксировать показатели развития учащихся на протяжении всех лет их обучения в школе.
Учитель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу воспитания. Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.
Таким образом, индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Её реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя.
Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, не создавать оптимальные физические и умственные нагрузки, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать таким, каким он есть, создавая ему доступные зоны развития.
Конечно, каждая школа проводит мероприятия, направленные на творческое развитие, здорового образа жизни, нравственного, патриотического, экологического и т.д. воспитания. Очень радует то, что каждый учитель составляет план воспитательной работы с классом с целью воспитания личной ответственности школьников за свою жизнь, за свое здоровье. Данной цели служат и проводимые в школе зарядки, различные виды соревнований, конкурсы.
Порой в погоне за лучшими методиками и приемами воспитания и обучения на детей, мы упускаем самых главных героев — это наши родители. У каждого родителя свой стиль воспитания- все мы знаем, что Семья играет большую роль в жизни ребенка. Хотелось бы, чтобы родители при возникающих трудностях в общении с ребёнком могли обратиться к специалисту (педагогу – психологу). Это не для того, чтобы это превратилось в "обязаловку", не для галочки, не учить родителя, а помочь ему преодолеть барьер в становлении собственного ребенка, увидеть в ребенке Личность.
Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.
Каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я» и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.
Основными ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.
Именно эти ценностные основания позволяют осуществлять личностно-ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.
Сегодня государство решает все проблемы образования, ежегодно увеличивает финансовые вложения в систему образования и наша задача — приложить все усилия для оправдания надежды государства, общества, в деле обучения и воспитания.