Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Комплексный анализ лирического произведения.

 

План комплексного анализа лирического произведения.

 

  1. История создания произведения (если это возможно).
  2. Тема и идея.
  3. Композиция. Развитие темы и идеи.
  4. Система образов.
  5. Художественно-языковые средства, способствующие раскрытию основной мысли автора.
  6. Ритмическая организация, звуковое оформление, особенности рифмики.
  7. Особенности синтаксиса и пунктуации произведения, их роль в раскрытии идеи автора.
  8. Особенности орфографии.
  9. Чувства и мысли, вызванные знакомством с данным произведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец комплексного анализа лирического произведения.

 

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделённую любовь.

Но за любовью - зреет гнев,

Растёт презренье и желанье

Читать в глазах мужей и дев

Печать забвенья иль избранья.

Пускай зовут: Забудь поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет! Покоя – нет!

                        (А. Блок. 1911 – февраль 1914 г.)

 

1.По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением IIIглавы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А. Блок) в 1911 году.

2.«Тема заключается в том, - писал А. Блок, - что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творить возмездие… » Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».

3.Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе дается «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделённая». Но герой мужествен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, «любовь», с другой – «презренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», даётся ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему «лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.

Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно вмешиваться в жизнь.

4. В системе образов явно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.

5. Основной художественный приём, используемый автором для раскрытия идеи, - антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов (к людям – безлюдье; любовь – гнев, презренье; покой – уют, стужа).

Кроме того, Блок включает в стихотворение эмоционально окрашенные эпитеты ( любовь – неразделённая, стужа - лютая), метафоры (сердце – земное, то есть жаждущее любви, общения), олицетворения (гнев – зреет, презренье – растёт, сердце - стынет), синонимы (зреет, растёт). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты – спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню - испытываю). Наряду с «высокими» словами (гнев, презренье, забвенье) автор употребляет разговорные (сгинуть, стынет).

Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистический характер. Оно – отражение «революционных предчувствий» (А. Блок) поэта, призыв к активному вмешательству в жизнь и отстаиванию собственной жизненной позиции.

6.В звуковом оформлении наблюдается явное преобладание звонких над глухими, что отражает непримиримость, боевой настрой лирического героя. Использование в качестве стихотворного размера ямба (и затем название циклов стихов «Ямбы») Блок объясняет так:  «Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно, потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого  ямба, отдаться его упругой волне на более продолжительное время». ( Из предисловия, написанного в связи с публикацией IIIглавы поэмы «Возмездие», 1919 г.)

7.Выразителен и синтаксис стихотворения: спокойные повествовательные предложения в начале текста заменяются на восклицательные в конце; распространённые двусоставные – на укороченные и нераспространённые односоставные. Связь между предложениями – параллельная. Средства связи – союзы, частицы. Некоторые предложения построены инверсионно. В конце – трёхкратное повторение слова нет. Кроме обычных знаков препинания, автор использует эмфатическое (эмоционально-выразительное) тире.

8. С точки зрения орфографии данное стихотворение не представляет собой сложности, и всё же примерами из текста мы можем проиллюстрировать следующие правила написания:

  •  безударные гласные в корне слова: земное, встречаю, покоя;
  •  чередующиеся гласные в корне слова: растёт;
  •  непроизносимые и сомнительные согласные в корне слова: сердце,  вновь;
  •  приставки: сгинуть, безлюдье, презренье;
  •  нес прилагательными: неразделённую;
  •  ни нн в отглагольных прилагательных: неразделённую;
  •  личные окончания глаголов: стынет, зреет.

! По правилам написания начала XXвека в предложном падеже существительных на -ье, -ья писалось окончание и. Так, в данном тексте в слове на безлюдье у Блока пишется и: на безлюдьи.

           9. Стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» написано почти сто лет назад. По прошествии стольких лет мы, люди третьего тысячелетия, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что (говоря словами поэта)

Он – весь дитя добра и света,

Он – весь свободы торжество;

то, какой он видел жизнь:

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.

Данное стихотворение является подтверждением этого.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн