Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие мотивации через творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроках информатики.

Выберите действие:

 

  Главным показателем индивидуальности человека, является его активная деятельность, направленная на преобразование социальной действительности и его внутреннего мира.Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.Потребность в получении новых знаний заложена в детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.  Здесь уже работает механизм использования других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.  Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности. На мой взгляд,  творческая  и исследовательская деятельность учащихся, способствующая формированию компетентности как уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или прикладного характе­ра в разных сферах жизнедеятельности является главным инструментом повышения мотивации.  Известно, что для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности  исследовательских заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; 

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; 

  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. 

  Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как наиболее оптимально осуществить это на практике.Многие из нас, учителей, искренне убеждают детей, что изучение именно их предмета (информатики, биологии, химии и т.д.) значимо и приведет каждого к успешности в дальнейшей жизни. Но в действительности ребята видят, что многие малообразованные люди живут лучше, образованных. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Если несколько лет назад изучение предмета информатики поддерживалось на устойчивом высоком интересе учащихся в силу того, что мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру, то сейчас от учеников нередко можно услышать фразу «Зачем мне информатика?  Я не собираюсь быть программистом».  Многие годы он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.Я убеждена, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, среди учащихся младшего и среднего звена. А для старшеклассников в соответствии с возрастными особенностями мотивация носит преимущественно прагматический характер.

  В этой статье мне хотелось бы рассказать о создании мотивации,  через творческую и исследовательскую деятельность на уроках и во внеклассной работе, которые  я применяю и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней. Вот несколько методов:

  1. Обращение  к жизненному опыту детей при решении проблемной задачи.

   Метод заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы проблемная задача была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

  По этой же теме предлагаю составить кейс  или учебный мини проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего кейса или проекта. Например: подарок сестре «Справочник кулинарных рецептов», «Домашняя видеотека».  В первом случае источником информации служат записная книжка  сестры.  Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.

  Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

2. Ролевой подход и  деловая игра в исследовательской деятельности учащихся.

  При данном подходе системо­образующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся здесь является принцип самоде­ятельности учащихся. Ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт.В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Пример 1: На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур  в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

  • ·        цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)

(команда исполнителю: «Сделай три прыжка!»);

  • ·        цикл с предусловием

(команда исполнителю: «Пока есть силы, прыгай!»);

  • ·        цикл с постусловием

(команда исполнителю: «Прыгай, пока не устанешь!»).

  Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических  структур  и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.

Пример 2: Урок в 9-м классе. Тема «Массивы». Для усвоения понятий«информационный массив», характеристики массива  и операции над элементами массива, выполняя исследовательское задание «Операции над элементами массива»  можно предложить в роли элементов выступить учащимся класса. Они сами дают имя массиву.  Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде оператора (ученика)  каждый  ученик по индексу называет значение элемента (например,  свою фамилию, если массив имеет строковый тип;  или свой рост, если тип числовой и т.д.) В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем исследуют элементы массива: описывают массив и операции над ним,  используя знаковую форму представления информации.

  Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни. Глубокое понимание изучаемого материала, как правило,   обеспечивает успешное продвижение в знании.Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока. На уроках в старших классах использую такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос»  и т.д., в ходе которых учащиеся выполняют и защищают либо кейсы либо учебные мини-проекты.

Пример 3: в 11 классе  перед изучением темы «Реляционные базы данных» нужно подвести практические итоги изучения темы «Системы управления базами данных». Можно провести урок в форме деловой игры «Монополия». На занятии перед учащимся были поставлены   две практические задачи: 

  • создать двумя фирмами электронную базу данных двух фирм по продажам оргтехники

  • показать, насколько товар  каждой фирмы лучше   товара конкурирующей фирмы.

  То есть на уроке смоделирована рыночная ситуация, в которой выпускники могут скоро оказаться. Ребята показали свои знания по теме «Системы управления базами данных» и проявили максимум изобретательности, чтобы именно их оргтехника была на рынке реализована. После урока ученики сами предложили темы деловых игр по интересующим их вопросам  в  соответствии с предстоящими темами уроков.

3. Решение нестандартных задач.

   Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении  тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в  существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению.  Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

  В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

  При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

Пример 2: «Шифр Цезаря»

   Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

   Для  психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий  использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.

Пример 3. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1.     Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2.     Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.     Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

4.     Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5.     Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

 Таких задач довольно много и можно подобрать конкретно для данного класса в конкретных дидактических целях.

 4. Исследовательские и практико-ориентированные проекты.

   Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

   Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в старших классах,  над которыми ребята работают во внеурочное время. Проект как форма рациональной ин­дивидуальной или коллективной познавательной деятельности предполагает планирование и осуществление исследовательской практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников и приносящей конкретную общественную пользу. Участие в проекте расширяет кругозор учащихся и увеличи­вает их теоретический и практический запас. Оно дает возможность использовать различные источники ин­формации и современные информационные технологии. Школьники в процессе создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом, оценивать и отбирать полу­чаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы  «Компьютерное моделирование» в 10 классе можно изучить электронные таблицы M.S.Excelкак средство создания и исследования модели.

Я использую проектную деятельность на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык HTML).
 

Информационные среды для разработки проектов:

1.            Разработки в Word;
2.            Разработки в Excel;
3.            Графические материалы;
4.            Публикации;
5.            Базы данных;
6.            Презентации.

 

Разработки для публикаций в Интернете:
1.            Материалы учащегося, ориентированные на размещение в Internet.
2.            Web- сайты.
3.            Сетевые энциклопедии.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернет). Проекты могут быть межпредметными  и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.
 

Основные этапы метода проектов

1.      Подготовительный: Определение темы и целей проекта
2.     Планирование
a.     Определение источников информации.

b.    Определение способов сбора и анализа информации.
c.     Определение способа представления результатов.
d.    Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
e.     Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
3.     Исследование:
a.     Сбор информации.
b.    Решение промежуточных задач.
c.     Основные инструменты: интервью, опросы,наблюдения, эксперименты.
4.     Результаты:
a.     Анализ информации. Формулирование выводов.
5.     Подготовкак защите проекта:
a.     представление проекта на конференции;
b.    оформление портфолио;
c.     подготовка стендовой защиты;
d.    разработка электронной презентации и т.д.
6.     Презентация (отчёт):
a.     Возможные формы отчёта: устный,  устный с демонстрацией материалов, письменный
7.     Оценка результатов и процесса (рефлексия)

 

   Важным мотивом для учащихся при изучении таких  тем, как «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение творческих проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по различным предметам в виде презентаций, тестов, кроссвордов, различным конкурсам. Лучшие проекты представляются на районном фестивале ученических проектов, используются на уроках учителей школы. Например «Графики элементарных функций», тест по биологии «Птицы России» и другие.Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей  в подростковом возрасте. А для этого нужно, чтобы тема исследовательского проекта должна быть интересной, увлекательной, выполнимой для школьника, ориги­нальной, должна соответствовать уровню образованности автора.

   В заключении хочу заострить внимание на еще одном, на мой взгляд немаловажном условии формирования положительной мотивации, без которой все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока.

 

Прикрепленный файл Size
Развитие мотивации через исследовательскую деятельность.docx 29.82 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Развитие мотивации через творческую и исследовательскую деят


Полностью с Вами согласна разитие мотивации в основном на уроках информатики проходит через творческие и проектные или исследовательские  работы. Если перед учениками ставиться задача из реальной жизни, то ребята "загораются" быстрее.

С наилучшими пожеланиями, Ирина



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн