план - конспект урока по истории 6кл. "Расцвет Древнерусского гос-ва при Ярославе Мудром"
План-конспект урока истории- это документ планирования педагогического процесса по изучению истории на каждый урок.
Значение план-конспекта урока истории
Проблема адекватности формирования задач и цели план-конспекта урока истории очень актуальна в рамках современной методики преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.
План урока в план-конспекте урока истории
Важно помнить, что план-конспект урока истории должен включать в себя краткий план урока. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта урока истории является таблица.
Ход урока в план-конспекте урока истории
При составлении план-конспекта урока истории необходимо помнить, что ход урока - основная часть вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность действий по проведению урока. Помимо этого укажите в план-конспекте урока истории те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта урока истории, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.
Составление план-конспекта урока истории
При составлении план-конспекта урока истории в перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:
организационный этап,
этап проверки домашнего задания,
этап контроля и всесторонней проверки знаний,
этап подготовки к усвоению нового материала,
этап усвоения новых знаний,
этап закрепления новых знаний,
этап первичной проверки понимания нового материала,
этап повторения пройденного материала,
этап обобщения и систематизации новых знаний,
этап информации о домашнем задании.
В каждом этапе, описанном в план-конспекте урока истории, могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
В конце план-конспекта урока истории должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту урока истории работает, кто несет ответственность за написанное.
План-конспект урока истории 6 класс
Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Цели и задачи урока истории:
Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.
Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;
1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. - основание города Юрьева;
1041 г - союзный договор с Польшей;
1043 г. - неудачный поход на Византию;
1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Ход урока истории:
Организация класса.
Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"
Письменно:
1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):
3. Решить тестовые задания.
1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:
а) Рюрик
б) Олег
в) Игорь
г) Ольга
д) Святослав
е) Владимир
1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами
2 Установил уроки и погосты
3 Совершил первый победоносный поход на Царьград
4 Разгромил Хазарский каганат
5 Провел крещение Руси
6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":
А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;
Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;
В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожиеб) троебожие в) единобожие
4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
а) Святослав б) Владимир в) Олег
5. Что относится к жанру героического эпоса?
а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устная работа.
1. Беседа с классом
Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"
4. Обобщение:
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
5. Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3. Управление государством при Ярославе Мудром
4. Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису( второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу.
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
Основные даты:
1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).
С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси