Раздел 3. "Научно-методическая деятельность"
3.1. Мною изучены следующие материалы по методической теме:
♦нормативно-правовые документы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271;
2. Программа Модернизации образования на 2011-2015 годы.
3. Комплекс мер по модернизации муниципальной системы общего образования в муниципальном образовании «Мари-Турекский муниципальный район» (утверждено Постановлением администрации Мари-Турекского муниципального района от 12 августа 2011 года);
Моя методическая тема "Методическая работа старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада на селе"
По этой теме создала " Методическую систему повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада на селе", где указана взаимосвязь всей моей деятельности как управленца дошкольным образовательным учреждением и педагога в дошкольном образовательном учреждении. Я считаю. что это необходимое условие для моей методической работы по повышению ппрофессиональной компетенции педагогов в условиях нашего малокомплектного детского сада.
1.В 2008 -2009 учебном году перед собою поставила задачу: рассмотреть теоретические основы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях малокомплектного детского сада. Что интересно было мне - что из названной темы вытекает множество вопросов. Я снова задумалась над вопросом, что такое вообще, малокомплектный детский сад? И снова помог в ответе на этот вопрос реферат «Специфика управления малокомплектным детским садом на селе.
♦повторила свой реферат и исследовательскую работу.
Я стараюсь не забывать мудрую пословицу "Повторенье - мать ученье"
Используя этот реферат, было организовано педагогическое чтение в детских садах «Малокомплектный детский сад в трудах отечественных, зарубежных педагогов, социологов, психологов, специалистов». Даже анализ психолого-педагогической литературы показывает, что еще в трудах выдающихся педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Г.Песталоции и др.) отмечалось положительное влияние старших детей на младших и указывалось на необходимость проведения специальной работы со старшими детьми по воспитанию у них внимательного отношения к малышам. Великие педагоги считали, что совместная деятельность детей имеет большое значение для их обучения и развития ребенка.
Я с педагогами пришла к выводу, что мы работаем не в крупном детском саду, не в крупном педагогическом коллективе, что в наших детских садах малый состав педагогического коллектива, разновозрастной состав групп, открытость социальному окружению, ограниченная возможность детского сада. Я и наши педагоги наших детских садов, гордимся тем, что, считаем большим долгом жить, работать ради наших детей деревенских, детей народа мари. Ведь мы не сбежали из нашей деревни, из глубинки Республики Марий Эл искать хорошую жизнь, за длинными рублями на Север. А остались воспитывать и обучать наших деревенских детей, поднимать жизнь нашей деревни. Мы, педагоги в малокомплектных детских садах, как и школы, играем важную роль в культурной жизни села, обеспечиваем развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении и качественную подготовку его к школе, положительно влияем на решение социально - бытовых проблем, стоящих перед тружениками наших деревень.
Таким образом, снова нашла ответ на вопрос - что такое малокомплектный детский сад.
Реферат "Специфика управления малокомплектным детским садом на селе" (презентация)
(фотография рефератов)
(список прочитанных книг)
2.После возник вопрос - что такое профессиональная компетентность педагогов. Чтобы найти ответ на этот вопрос помог реферат «Повышение квалификации педагогов в условиях малокомплектного детского сада», написанный мною и методическое пособие Марка Максимовича Поташника «Управление профессиональным ростом учителя в школе. Марк Максимович считает, что логика требует рассмотрения именно содержания методической работы по повышению профессиональной компетентности. Самое главное для современных образовательных учреждений содержательное направление работы с педагогическими кадрами, по мнению Марка Максимовича Поташника, обеспечивающие рост профессиональной компетентности - это расширение культурного кругозора, развитие интеллекта как специально организованная руководителями и самим воспитателем деятельность. Развитый интеллект, общая культура личности - этот тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.
(Презентация) Исследовательская работа "Повышение квалификации педагогов в условиях малокомплектного детского сада" (реферат); (презентация-1)
Повышение прфессиональной компетенции педагогов дошкольного образования должно быть обусловлено изучением отдельных сторон личности и деятельности педагога, положений в рамках дидактической и теоретической подготовки (И.А. Андриади), приоритетных и профессионально- значимых качеств личности (Н.И.Болдырев, В.А.Крутецкий). А также педагогического общения (М.Н. Ермоленко, Канн – Калик, В.А. Мижериков), педагогической техники (М.Н.Ермоленко, И.А.Зязюн, В.А.Мижерикова, А.С.Роботов), профессиональной компетентности (В.А. Сластенин), педагогической культуры (В.А.Сухомлинский), функций педагога (И.А.Андриади), специфики деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения (П.Н.Лосев).
Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Главное в методической работе, как утверждает К.Ю. Белая, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.
Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ я вспомнила и нашла ответ на вопрос, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.
Работая по методической теме: «Методическая работа старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада, я как старший воспитатель старалась обосновать проблему приоритета субъектной позиции воспитателя по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень своего профессионализма. Тогда, прежде всего, педагог сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы изменяться самому и таким образом повлиять на результаты своей деятельности, а значит, и на результаты деятельности ДОУ. Ибо только сам педагог может хотеть, или не хотеть работать над собой, только сам проектировать свое саморазвитие и осуществлять его, только сам подсказывать, а при необходимости, и требовать у руководителей и старшего воспитателя ту помощь, которая им нужна. Если нет стремления к саморазвитию у педагога, ты, как старший воспитатель ничего не добьешься от воспитателей. Вот и старалась добиться развития этих личностных качеств у наших педагогов. И очень рада тому, что новые требования к аттестации педагогов, современная жизнь, новая система оплаты труда, жизненные условия самих педагогов – все это заставляет задуматься педагогов, что жить и работать по - старому нельзя, а надо меняться самому. При таком подходе акцент смещается на профессионально – личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, а методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста.Почему же я, как старший воспитатель пришла к такому мнению?
В - первых, ставка небольшая: 0,25 ставки в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Мосаринский детский сад» и 0,25 ставки в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Хлебниковский детский сад», кроме этого ввести работу музыкального руководителя в одном из детских садов. Все это повлияло на выбор методической темы по повышению профессиональной компетенции педагогов.
Во - вторых - в МДОУ «Мосаринский детский сад» два воспитателя с высшим педагогическим образованием, учителя начальных классов. В МДОУ «Хлебниковский детский сад» три педагога со средним специальным дошкольным образованием с низким квалификационным уровнем. С этими педагогами нужна была системная работа по методической деятельности.
В - третьих, прийти к такому мнению помогло методическое пособие Марка Максимовича Поташника «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе».
Наши педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, свободно мыслящими, активно действующими на современном этапе, но на данный момент практически отсутствуют современные научно - методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной еще одной проблемой сегодняшнего дня остается методическая работа по повышению профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада на селе.
Таким образом, именно проблемам приоритета субъектной позиции воспитателя по отношению к самому себе, проблеме методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада на селе я посвятила свою методическую систему повышения профессиональной компетенции педагогов.
3.Наших дошкольных учреждений МДОУ «Мосаринский детский сад» иМДОУ «Хлебниковский детский сад» можно называть дошкольными учреждениями, работающими в инновационном режиме.Инновационная деятельность наших учреждений заключается вобновлении содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами; обновление методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой. Мы не могли оставаться однообразными в своей педагогической деятельности, так как начальные классы МОУ «Хлебниковская средняя общеобразовательная школа» перешли на образовательную программу «Гармония». А мы в детских садах в подготовительных подгруппах и частично в старших подгруппах ведем образовательную и воспитательную деятельность по программе «Ступеньки детства» Н.М. Конышевой.Система работы с дошкольниками по подготовке к школьному обучению по программе «Ступеньки детства» включает мотивационную готовность (внутреннее стремление к приобретению знаний), интеллектуально – познавательную готовность (развитость всех психических процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, классификация), деятельностную готовность (развитость практических процессов, действий, ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль), социально – личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предпологающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, работоспобность). Все эти качества по ФГТ помогают нам развивать УМК «Ступеньки детства». Задания по программе носят комплексный характер. Комплексный характер заданий позволяет за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей, повысить сознательность выполняемых видов работы, максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов.
«Ступеньки детства» программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста.Авторы: д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. ЗвереваПод ред. Н. М. Конышевой/sites/default/files/ckeditor/357522/files/Ступеньки детства(1).doc
3.2. Достижения в профессиональной деятельности
3.2.1. Характеристика (аннотация) методических материалов, разработанных в межаттестационный период, уровень их представления
3.2.2. Анализ участия в открытых мероприятиях в межаттестационный период, место и уровень проведения мероприятий, результативность.
♦Выступила на межрегиональной научно – практической конференции «Инновационная деятельность как условие успешной модернизации образования». Секция №3 «Инновация в системе дошкольного образования» . Выступла на тему «Новые подходы к разработке программы «Здоровье» в ДОУ" 18 марта 2009 года в МОУ «Мари – Турекская средняя общеобразовательная школа» (материал выступления)
(копия программы),
(копия программы -2)
("Здоровье"- презентация)
(Слайд 4.JPG)
(Слайд 6.JPG
Слайд8.JPG
Реализуя программу «Здоровье» нашего детского сада мы помним,что дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В чем же заключается инновационность Программы? Это применение здоровьесберегающей педагогической технологии. Что же сюда входит?
Это технология сохранения и стимулирования здоровья детей. В чем же она заключается? Заключается она в проведении гимнастики после сна, динамических пауз на занятиях, в комплекс которой входят физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Здоровьесберегающая технология состоит из коррекционной технологии. А в коррекционную технологию включили арт – терапию, музыкотерапию, сказкотерапию, артикуляционную гимнастику. Конечно, все этим в крупных детских садах занимаются психологи, логопеды, дефектологи, музыкальные руководители. А у нас приходится заниматься нам вместе с воспитателями и родителями. Также составлен режим использования здоровьесберегающей технологии на занятиях и в режиме дня, где указаны содержание работы в течение дня и организационно- методические указания.
Таким образом, я вкратце ознакомила деятельностью нашего коллектива по реализации Программы «Здоровье» и методической работой по реализации программы «Здоровье», которая влияет на эффективность процесса физического воспитания. В этой диаграмме мы видим результат реализации образовательной области «Здоровье» в 2011 учебном году. (диаграмма)
♦Выступила на районной августовской конференции «Влияние приоритетного национального проекта «Образование» на развитие муниципальной системы» по теме «Проблема управленческой деятельности в условиях сельского детского сада» (материал выступления)
(сертификат от 24.08.2007 г.)
♦Выступила на районной конференции работников дошкольного образования по теме «Методическая работа старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов в условиях малокомплектного детского сада» (сертификат от 27.09.2010 г.)
на Дне Депутата «По организации предоставления дошкольного образования на территории Муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» по теме «Преемственность в работе дошкольных учреждений и школы» (сертификат от 02.03.2011г.)
3.2.3. Анализ участия в конкурсах профессионального мастерства в межаттестационный период, место проведения, уровень, результативность Участвовала:
♦во Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив» в 2010 году (Благодарность Марийского Регионального Отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», декабрь 2010 г.) (копия благодарности -2); (конкурсный материал); (Педагогический коллектив МДОУ"-презентация)
♦в республиканском конкурсе «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения» в 2008 году (Диплом участника республиканского конкурса № 837 от 02.10. 2008 г.) (конкурсный материал); (копия Диплома)
♦в республиканском конкурсе «Лучший педагог дошкольного образовательного учреждения» в 2009 году (Сертификат министерства образования Республики Марий Эл ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009 г.) (авторская программа); (копия сертификата)
3.2.4. Публикации в межаттестационный период
3.2.5.Публикации о деятельности учителя в средствах массовой информации
3.2.6. Грамоты и благодарности
|