Вы не зарегистрированы

Авторизация



Род имен существительных

Фото пользователя Светлана Владимировна Солдатова
Размещено: Светлана Владимировна Солдатова - сб, 29/10/2011 - 23:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солдатова Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №11, учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

 

Цель урока:

-знакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

-закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе;

-способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

-развивать навыки точного употребления существительных в речи (наблюдение над многозначными именами существительными)

-Формировать умение рассуждать, делать выводы.

-Развивать речь, мышление.

-Развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее; развивать умение оценивать свою деятельность.

-Воспитывать навыки дисциплины, взаимоуважения.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник русского языка 2 класс Л. Зелениной , Хохловой

Используемое оборудование: 

 

 

Оборудование: запись моря, карта пут. (6 островов : 1 чистописан., 2 словар., 3 имя сущ.,

4 род сущ., 5 сущ. Мн. ч., 6  неизвестности),  6 флажков- на них буквы З Е М Л Я ! с заданием, плакаты: м.р., ж.р., ср.р., он-мой, она-моя, оно-моё, тема, цели, словарное слово, корабль, картинки кока, имена существительные, выводы.

 

 

 

Краткое описание: 
урок раскрывает введение понятия "род" имен существительных

 

Тип урока: изучение и закрепление.

Цель урока:

-знакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

-закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе;

-способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

-развивать навыки точного употребления существительных в речи (наблюдение над многозначными именами существительными)

-Формировать умение рассуждать, делать выводы.

-Развивать речь, мышление.

-Развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее; развивать умение оценивать свою деятельность.

-Воспитывать навыки дисциплины, взаимоуважения.

Оборудование: запись моря, карта пут. (6 островов : 1 чистописан., 2 словар., 3 имя сущ.,

4 род сущ., 5 сущ. Мн. ч., 6  неизвестности),  6 флажков- на них буквы З Е М Л Я ! с заданием, плакаты: м.р., ж.р., ср.р., он-мой, она-моя, оно-моё, тема, цели, словарное слово, корабль, картинки кока, имена существительные, выводы.

 

 

Ход урока.

I. Эмоциональный настрой

На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что   уже знаем,  и постарались открыть новые тайны русского языка.   

 

– Ребята сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в страну Имя Существительное.

Мы не сможем туда попасть, если не вспомним, что такое имя сущ.?

                                                (Запись морского бриза)

Представьте: море, волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

II. Чистописание

Мы прибываем в порт Чистописания.

 

 

 

- Сегодня мы повторяем написание одной из букв русского языка.

–. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех именах существительных, записанных на доске.

- Назовите их.

земля, язык, пятнистый, якорь, яркая, ягода   (Во всех словах встретилась буква я.)

 

 – Расскажите про букву я.

  (Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.)

 

 (Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.)

як, яо, яр, яа, яб, ял, яь

 

III. Словарная работа

 

Молодцы! Вперед!

Вот уже мы подплываем к острову Словарных слов. Но, что это?  Впереди- рифы.

Эти рифы мы обойдем, если прочитаем слово.

     - Прочитайте слово в нашем чистописании.

а) корабль

-– Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.)

– Проговорите правильное написание этого слова по слогам,

 скажите шепотом, проговорите друг другу. Запишите его в тетрадь.

– Поставьте в слове знак ударения.

 

– Подумайте, какое значение имеет слово « корабль»?

в) лексическое значение:

1) корабль- это транспорт предназначен для перевозки людей и грузов по воде.

- Какие ещё бывают корабли?   (космические. ) На них люди летают в космос.

е) Как вы понимаете смысл пословицы:

- Большому кораблю - большое плаванье.

(человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.)

 

 

- На какие 2 группы можно разделить слова: язык, якорь,                         ягода, земля,

 

язык, якорь, ягода     - земля

- К кому можно соотнести эти слова?                                   (мужчина, женщина)

 

IY. Сообщение темы урока и постановка целей урока.

- Как вы думаете, к какому острову подплываем?

- Мы подплываем к острову род имен сущ.

 

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? 

- Какая тема нашего урока?

- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):

 

1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

 

Y.Основная часть урока

 

Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена существительные, но соленая океанская вода размыла  чернила.

SOS! Помогите мне - запишите слова в два столбика и объясните свой выбор

флаг                                 вода

матрос                             земля

 1 – по орфограммам

2 – по родам

 

- В русском языке имена существительные бывают М.Р. и Ж.Р.

- А какими словами можно заменить эти слова? Кто это?                                        (он, она)

- Эти слова являются подсказками при определении рода имен существительных.

Он, мой                                       Она, моя

 

-Имена существительные мужского рода живут в одном городе( 1столбик),

а имена существительные женского рода- во втором городе.

Распределите жителей в свои  города.

 

девочка, ежик,- это устно со мной                       

река, рыба , мир, парус, море, окно

 

Объясните свой выбор.

Почему это сущ. М.Р.? Какими словами подсказками можно воспользоваться?

Дополните своим примером.

 

Почему это сущ. Ж.Р.?  Дополните своим примером.

Мужской род

Женский род

он, мой

она, моя

 

 

– Какие слова остались?

 

Проблемный вопрос.

– Можно ли к этим словам подставить слова - помощники женского рода: она, моя?

Муж. рода – он, мой?

– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода.

Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?    (Оно, моё)

 

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!

 

Вывод:  Какого рода бывают Имена существительные:

мужского рода

женского рода

среднего рода

 

Проблемный вопрос:

– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?

– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.

Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)

Вывод: По родам существительные не изменяются.

 

Вывод: Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

 

Штормы и ветрынам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

 

 

 - Назовите существительные.

- Какое число имен сущ. в первой строке?                        МН.Ч.

- Можно ли определить род сущ.?

– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

 

Вывод: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.

 

Потрудиться нам пришлось очень много. Давайте отдохнём.

 

Физкультминутка

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”.

называю имя сущ. мужского рода – наклон влево, женского рода – наклон вправо, среднего рода – подпрыгнуть.  ДОЖДЬ, ТРАВА, НЕБО, КОМ, СОЛНЦЕ, ДЕВОЧКА, КАПИТАН, УЧЕНИЦА, ВЕТЕР, КНИГА, МОРЕ

Все  двигатели работают исправно. Молодцы! Вперед!

 

Сегодня в кают- кампании кок (повар) приготовил для вас пассажиров разные сладости:

/ запиши слово, поставь его в ед. число и определи род имени сущ./

Бананы- банан- м.р.,

яблоки, груши, арбузы, огурцы, орехи.( по вариантам)

 

(Взаимопроверка)

 

Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.

Готовим сообща, один рапортует.

 

 

Закрепление. Творческая работа

Работа по группам.

6 карточек. На обратной стороне дописать подходящее по смыслу имя существительное, определить  род.

Красное…     яблоко

Голубое…    небо 

Зимний…        день

 

(получиться слово «ЗЕМЛЯ!»)

 

Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком , с каждой новой книгой мы приближаемся к ней..

Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле знаний.

 

 

 

YII. Д/З:

Домапродолжите путешествие по морю. Вспомните, какие существительные могут встретиться морякам на их пути. Запишите 12 существительных и определите их род.

 

 

YIII. Рефлексивный этап урока.

- Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте.

- Что показалось для вас новым, необычным?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

- Как вы сможете использовать свой новый опыт?

 

Оцените свою работу: хорошо- зеленый свет, надо поработать – красный свет.

 

 

IX. Оцените свою работу на уроке:

 

- Я хочу проверить, как вы усваиваете тему «Имя существительное»:

Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -

 

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

2. сможешь ли ты  определить род имен существительных?

3. согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?

4. можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?

5. сможешь ли ты определить род имен существительных во мн. числе?

 

- У кого 4 +? Молодцы.

У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

 

 

-Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша со­вместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория