Submitted by Ирина Леонидовна Онохова on вс, 30/10/2011 - 16:14
Сообщение учителя – логопеда по теме: «Индивидуальная работа как одно из основных условий достижения личностного роста учащихся в процессе логопедического воздействия»
Индивидуальные и групповые занятия – основная организационная форма на логопункте.
Естественно, что для успешности работы и достижения результативности на таких занятиях должны быть созданы специальные условия, учитывающие следующие критерии:
Начало формирования учебной мотивации ( как по широким познавательным мотивам и мотивам самосовершенствования, так и по социальным мотивам: престиж, одобрение взрослых и сверстников, сотрудничество с учителем).
Формирующиеся интересы ребенка (например, читательские0
Уровень развития ребенка.
Зона его ближайшего развития.
Учет специальных способностей и одаренности детей.
Имеющиеся пропедевтические знания (так называемые житейские понятия).
Сформированность учебных умений ребенка – школьника.
Состояние здоровья ребенка и, как следствие, его работоспособность.
Домашние воспитательные условия
Необходимые условия организации индивидуальной работы:
Первичная диагностика.
Предполагаемые сроки и прогноз.
Организация длительного наблюдения.
Контрольно – проверочные занятия на разных этапах воздействия
Но, к сожалению, то, как оцениваем личностный рост ребенка в процессе работы мы, педагоги, и то, каким представляется это родителям, не всегда совпадает:
У родителей, как правило, существует заинтересованность только в конечных результатах. Они не видят ни индивидуальности процесса, ни промежуточных результатов, которые радуют педагога и ребенка.
Не всегда понимают родители частого обращения к диагностическим процедурам. Приходится объяснять, что для дальнейшего продвижения у ребенка должен сформироваться самоконтроль.
Примерные перспективные цели обучения (развитие словаря, грамматического строя и т.д.), удобные и достаточные для практического применения, уточняются в процессе индивидуальных занятий до минимальных. И в этом залог оптимизации обучения.
Разногласие видится и в том, что учителям необходимо проводить сопоставление результатов между классами и даже школами, составлять долгосрочные прогнозы, а для оптимизации учебного процесса порой достаточно прогноза на ближайшую перспективу и сравнения внутри класса. Понятно, что без полной объективности невозможно оценивание того же диктанта, что для одного ребенка 5 случайных ошибок – это двойка, а для другого, сумевшего в своем личностном развитии преодолеть трудности формирования письменной речи, 5 ошибок – это огромное достижение и твердая четверка. И для оптимизации учебного процесса этого второго ученика допустима в этом случае меньшая объективность.
Типы специфических ошибок:
- отграничение речевых единиц;
- звуковой и слоговой анализ;
- обозначение мягкости согласных;
- фонематическое сходство;
- кинетическое сходство;
- оптическое сходство;
- аграмматизмы;
- неусвоение букв;
- персеверации и антиципации.
Динамика роста основных показателей развития познавательных процессов и речи Данила Б.(см. презентацию)
Диагноз: фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Нарушение фонематического восприятия обусловлено, в первую очередь, недостаточностью произвольного внимания. В начале работы положение усугублялось еще и низкой познавательной активностью, снижением уровня самоконтроля.