Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Россия накануне отмены крепостного права»

Фото пользователя Алла Юрьевна Сорокина
Submitted by Алла Юрьевна Сорокина on вс, 30/10/2011 - 17:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сорокина А.Ю.
Место работы, должность: 
МОУ "Якиманско - Слободская СОШ", учитель истории
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, а также причины неизбежного решения крестьянского вопроса. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России XIX век”, М., 2009.

 

 

Используемая методическая литература: 
  1. Поурочные разработки к учебнику “История России XIX век”, М., 2009.
  2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
  3. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
  4. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.

 

Используемое оборудование: 
  • Компьютер и проектор.
Используемые ЦОР: 
  •  CD – “Энциклопедия истории России 862–1917 гг. ”
Краткое описание: 
В ходе урока представлены различные формы работы: мозговой штурм, групповая работа, работа с документами, проблемное изложение материала.

ПЛАН УРОКА:

  1. Предпосылки отмены крепостного права.
  2.  Император Александр 2
  3.  Причины отмены крепостного права.
  4. Российская «оттепель».

18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Вместе с ним ушла в историю целая эпоха  «Николаевская Россия».

Мозговой штурм

Что у вас ассоциируется с понятием «Николаевская Россия»?

  • Самодержавная    власть
  • Консерватизм
  • Укрепление роли государственного аппарата
  • Начало промышленного переворота
  • Техническое отставание России от Запада
  • Теория официальной народности
  • Россия - "жандарм Европы»
  • Борьба с революционными настроениями

            Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

Вопрос классу: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

  

Подведя итог ответам учащихся, учитель формулирует

Проблемный вопрос:Какой же человек вступил на российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Далее следует рассказ о личности Александра II (сообщение учащегося).

Вопросы классу:

1. Какое образование получил Александр Николае­вич?

2. Можно ли утверждать, что Николай Iсерьезно готовил сына к госу­дарственной деятельности?

3. Способен  ли  был Александр  проводить реформы?

 Делается вывод о том, что, несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

С новым императором Россия вступала в новую эпоху – эпоху реформ.

Со смертью Николая I в обществе возродились надежды на перемены, на отказ от николаевской системы.   

Но прежде чем задуматься о том, что делать в России, необходимо было закончить войну, уносившую жизни и пожиравшую государственные деньги и средства. "Если мы не умеем вести войну, мы заключим мир" - к такому выводу пришли вельможи, собравшиеся у императора Александра в конце 1В55 г., после того как пал Севастополь. В итоге неудачную Крымскую войну завершил мир, по которому Россия не платила контрибуцию и почти не теряла территорий. Известный церковный деятель митрополит Филарет восторженно откликнулся на это: "Ты наследовал войну, упорную... и даровал нам мир! Не победили Россию враги - ты победил вражду!". Только после окончания войны император Александр объявил о своей официальной коронации в Москве. В дни коронации была дарована амнистия декабристам и петрашевцам, а 9 тыс. человек получили освобождение от полицейского надзора.

Лев Толстой писал: "Как тот француз, который говорил, что тот не жил вовсе, кто не жил в Великую Французскую революцию, так и я смею сказать, что кто не жил в пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое жизнь".

Взгляды Толстого разделяли многие современники.

Работа с документом(приложение № 1)

  1. Какую программу предлагал Александру IIизвест­ный историк и общественный деятель М. Н. Погодин?
  2. М. Н. Погодин имел репу­тацию достаточно консервативного мыслителя. Чем вы можете объяснить появле­ние столь смелой программы?

Император отправил в отставку могущественнейших сановников николаевской эпохи. Хотя с их именами у современников прочно связывались взяточничество и бюрократическое бездушие, мать царя императрица Александра Федоровна упрекала сына за этот шаг. Она говорила, что никто лучше Николая не умел выбирать себе советников. На что Александр  ответил любезно-иронически: «Папа был гений и ему нужны были лишь усердные исполнители, а я не гений, как был папа: мне нужны умные советники».

Помощь умных советников стала для Александра обязательным правилом в деле управления Россией. Он ввел в кабинет министров своего брата Константина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора также носили прогрессивный характер: Была значительно смягчена цензура (власть осознала, что в результате цензурных строгостей «распространяется рукописная литература, гораздо более опасная, ибо она читается с жадностью и против нее бессильны все полицейские меры»).
Появились новые журналы, университеты избавились от введенных в 1848 г. ограничений, российские подданные получили возможность выезжать за границу. В августе 1856 г., по случаю коронации, была дарована амнистия декабристам и петрашевцам.
По словам известного ученого К.И.Арсеньева, «граница между дозволенным и недозволенным становилась всё менее и менее определенной».
Современница записывала в дневнике: «Все невольно чувствуют, что какой-то камень, какой-то пресс снят с каждого, как-то легче стало дышать». В обиход вошло слово оттепель.
Словом "оттепель" назвал Ф. И. Тютчев новую политику Александра 2.

Вопрос классу:Какое политическое значение вкладывалось в понятие «оттепель»?

Более всего страну волновала судьба крепостного права. По словам В.О.Ключевского, к середине XIX в. разрешение этого вопроса «стало требованием стихийной необходимости, особенно когда Севастополь ударил по застоявшимся умам».

 «Первое дело — нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол», — писал Александр II.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество.

Вопрос классу:Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Предпосылки отмены крепостного права

  • 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине
  • 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”
  • 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
  • 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)
  • 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Вопросы классу:Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что основными предпосылками реформ стали: кризис феодально-крепостнической систе­мы, наличие либерально настроенных чиновников, готовых проводить подобные реформы, исторический опыт реформаторской деятельности Алек­сандра Iи М.М. Сперанского, опыт разработки проектов решения крестьянского вопроса в годы правления Николая I(работа Секретных комитетом, отмена крепостного права в Прибалтике, введение инвентарей в юго западных областях).

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Проблемный вопрос: Почему к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

Работа с документами по группам, в ходе которой учащиеся отвечают на вопрос:  каковы причины отмены крепостного права?

1 группа. Документ «И.И. Игнатович. Помещичьи крестьяне накануне освобождения (1910).Извлечения» (Приложение № 2)

Вопросы к документу:

1. Какое воздействие оказывало крепостное право на состояние промышленности, торговли и финансовое положение империи?

2. Почему «само правительство в своих ближайших нуждах» было заинтересовано в развитии капитализма?

3. Какова причина отмены крепостного права?

Вывод: Низкая производительность крепостного труда- отставание России от Запада

Но 9/10 помещиков, по свидетельству Л.Н.Толстого, по-прежнему не желали освобождать крепостных, упрямо рассчитывая сохранить привычный барский образ жизни. Действия императора вызывали у них немалую тревогу

2 группа. Документ (Приложение № 3)

Вопросы к документу:

  1. Какие проблемы несло крепостное право?
  2. Какова причина отмены крепостного права

Вывод: Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма Возможность потерять статус великой державы (поражение в Крымской войне).

3 группа. Документ «Из отчета департамента полиции о крестьянских волнениях и мерах, принятых для их подавления. 1859 г.» Приложение № 4

Вопросы к документу:

1. О каких настроениях русского крестьянства свиде­тельствует документ?

2. Можно ли считать, что во время и после Крымской войны наблюдался значительный рост крестьянского движения?

3. С каким факто­ром связывали свое освобождение крестьяне?

4. Какова причина отмены крепостного права?

Вывод: Крепостное право - угроза общественного спокойствия (крестьянское движение).

Дело было не только в риске превращения крепостнической России в отсталую второстепенную страну. По словам современника, «отъявленные крепостники были готовы согласиться на всякое, самое для них убыточное прекращение крепостного состояния, лишь бы освободили их от страха, возбуждаемого в них возможностью провозглашения вольности при вторжении врагов в наши пределы».

Понять ли сейчас, сколько смелости и решительности потребовалось Александру II, чтобы в стране помещиков-крепостников пойти против крепостничества? Александр знал от отца: деда, императора Павла I, убили дворяне - за то что он пошел против них. С другой стороны - жила еще память о Пугачевщине. Боялись именно того, что дело раньше времени станет известно миллионам крестьян. В связи с этим обсуждение крестьянского вопроса в печати было запрещено (до 1857 г.), а комитет по крестьянскому вопросу назывался Негласным (т. е. секретным). Комитет собрал для обсуждения множество проектов, ходивших в рукописях. Большинство в комитете высказалось против отмены крепостного права. Князь А. Ф. Орлов, например, во всеуслышание заявил, что даст отрубить себе руку, лишь бы не подписывать документ об освобождении крестьян с землей.

       Большое  значение,  безусловно,  имело то,  что Александр II,  как  уже упоминалось, был прекрасно осведомлен о намерении своих предшественников  на  престоле покончить  с  крепостным  правом.  Как и  их, его так  же пугали  и подгоняли  опасения  возможных  крестьянских  беспорядков.  Крестьяне же  во второй  половине  1850-х  годов  волновались   не  больше,  чем  в   прежние десятилетия,  скажем, в  1857-1858 годах отмечено  70 беспорядков (в  девяти случаях правительству, правда, пришлось прибегнуть к помощи военных команд).  10% этих волнений были вызваны распоряжениями помещиков о переселении селян, то  есть носили  чисто  локальный характер.  Однако  крепостные напряженно и явственно ожидали  перемен,  а  степень  напряженности  этих ожидании власть могла оценить вполне  объективно. Молчавший  и ожидавший  скорой  воли народ представлялся  ей  не менее  опасным, чем народ  бунтующий. В  этих условиях возможный  дворянский  протест  против  отмены  крепостного  права   казался Александру  II не таким страшным.  Старая российская дилемма, что реальнее - народный  бунт  или  гвардейско-сановный  дворцовый  переворот?  -  решалась верховной властью в конце 1850-х годов в пользу первой возможности.      Помимо  этого  существовал  и  целый  ряд  других  причин,  заставивших императора отважиться  на отмену крепостного  права. Здесь и  утрата Россией международного  престижа,  и  состояние  ее  вооруженных  сил,  и  кризис  в экономике, и  не оправдавшая себя система  управления страной. Проблемный вопрос:Почему Александр II, придерживавшийся до вступления на трон довольно консервативных взглядов, решился осуществить крестьянскую реформу, от которой отступились Александр I и Николай I? Подведение итогов ответов учеников: Александр  Николаевич  сделался   сторонником   реформ  не  в  силу  личных, выношенных с  детства убеждений, а как государственный деятель, для которого превыше  всего  стояли  престиж,  величие и  спокойствие державы.  Изменение взглядов   правителя  не  сопровождалось  яростным   проклятием  прошлому  и воспеванием броска к будущему. Речь скорее может идти  о естественной, пусть и  не до конца осознанной и последовательной,  трансформации понятий. И  это нормально, ведь, по  словам Пушкина, "только глупец не  меняется". Сказанное нисколько  не умаляет заслуг императора,  а делает их даже более  важными  и ценными, поскольку он  сумел  стойко и честно  повести дело, не опираясь  на выработанные  издавна  взгляды и  симпатии,  ставя  во  главу  угла  принцип государственной необходимости.

 

Домашнее задание:  Класс разбивается на группы — трём группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря.

 

Приложение № 1

Из письма историка М. Н. Погодина Александру IIот 3 янва­ря 1856 г.

<•••> Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на вы­соте самодержавного русского престола!..

Слово должно сопровождаться делом...

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет...

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спо­койствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно кресть­ян, ...которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятель­ность...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы сво­боды книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными со­ветами... и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания.

Приложение № 2

И.И. Игнатович. Помещичьи крестьяне накануне освобождения (1910). Извлечение

Какие же обстоятельства вынуждали русское правительство стремиться к унич­тожению крепостного права? Государство толкали на путь реформы уже его собст­венные нужды, на первом плане денежные. Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при том состоянии, в котором находилось крестьянское сословие до реформы, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил... Для уплаты податей крестьянину нуж­но продавать часть сельских продуктов или зарабатывать подати на стороне. Хлеб­ная торговля не могла развиваться, хлебные цены были низки в силу отсутствия удобных путей сообщений и в силу крепостного права. Заработки также не могли развиваться при наличности подневольного труда в силу его дешевизны, все это не позволяло увеличивать налоги и не давало расти государственным финансам...

    Крепостные отношения не допускали и развития промышленности. Это сознавал еще Николай I. «Крепостное право причиною тому, что у нас нет торговли и про­мышленности», — говорил он в речи смоленским депутатам от дворянства, указы­вая, почему необходимо подумать серьезно о прекращении крепостного состояния. здесь опять-таки непосредственно замешаны были интересы государства. Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышлен­ность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда). Развитие же частных фабрик и за­водов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.

Таким образом, само правительство в своих ближайших нуждах оказывалось заинтересованным в развитии промышленности, основанной на свободном труде. Со своими порядками Россия дошла до падения Севастополя.

 

1. Какое воздействие оказывало крепостное право на состояние промышленности, торговли и финансовое положение империи?

2. Почему «само правительство в своих ближайших нуждах» было заинтересовано в развитии капитализма?

3. Какова причина отмены крепостного права?

Приложение № 3

           Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав.

  1. Какие проблемы несло крепостное право?
  2. Какова причина отмены крепостного права

Приложение 4

Из отчета департамента полиции о крестьянских волнениях и мерах, принятых для их подавления. 1859 г.

Еще до обнародования в минувшем году во всеобщую изве­стность высочайших рескриптов... об улучшении быта помещи­чьих крестьян в народе были распространены о сем слухи, кото­рые и вызвали со стороны крепостных людей различные толки, выражавшие ожидание предстоящей им свободы. Ожидание это, сильно выразившееся в 1855 г. по случаю воззвания святейшего Синода при формировании государственного ополчения, причем крестьяне целыми иногда селениями в весьма значительных массах отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. В 1856 г. те же самые толки и те же ожидания были поводом движения помещичьих крестьян из всех почти губерний Южной России (особенно Екатеринославской и Херсонской) в Крым по вызову будто бы правительства для заселения разоренных неприятелем мест Крымского полу­острова.

Число крестьянских волнений в среднем за год

 

1801—1825 гг.

1826—1850 гг.

1851—1855 гг.

26

43

32

 

     Стихийные и разрозненные волнения легко подавлялись властями. Но появилось и нечто новое. В 1854—1855 гг. десятки тысяч крепостных, поверив слуху об освобождении ополченцев от крепостной зависимости, налогов и рекрутчины, бежали от своих господ. Весной 1856 г. огромные толпы крестьян пытались самовольно переселиться в Крым, где они якобы должны были получить свободу.
Не меньше встревожило власти «трезвенное движение»: во многих южных губерниях сельские сходы запрещали пьянство и уничтожали кабаки, объясняя: «теперь время не такое» — скоро государь волю объявит.

1. О каких настроениях русского крестьянства свиде­тельствует документ?

2. Можно ли считать, что во время и после Крымской войны наблюдался значительный рост крестьянского движения?

3. С каким факто­ром связывали свое освобождение крестьяне?

4. Какова причина отмены крепостного права? 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: «Россия накануне отмены крепостного права»


Алла Юрьевна! Спасибо за интересный конспект урока, пока обдумываю его содержание, а чуть позже постараюсь проанализаровать. Коллеги, присоединяйтесь к обсуждению!

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294



Сообщество учителей истории

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн