Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика проектирования УПД на основе ФГОС НПО

Submitted by Татьяна Сергеевна Пудочкина on Wed, 09/11/2011 - 19:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пудочкина Т.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ НПО ПУ № 68 г. Арзамас, Нижегородской области

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<ol> <li> Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.</li> <li> Организация общеобразовательной подготовки в формате ФГОС нового поколения.</li> <li> Учебно-планирующая документация и методика её разработки (проектирования).</li> <li> Разработка модульных программ, основанных на компетенциях.</li> </ol>

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 68»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы семинара

 

«Методика разработки (проектирования)

учебно-планирующей документации на основе

федеральных государственных образовательных стандартов

начального профессионального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Арзамас

2010


Семинар

«Методика разработки (проектирования) учебно-планирующей документации

на основе ФГОС НПО»

 

Количество участников: 18 чел.

Состав участников:

  • 10 преподавателей общеобразовательных дисциплин;
  • 4 преподавателя предметов профессиональной подготовки;
  • методист;
  • заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам;
  • заместитель директора по учебно-производственной работе;
  • заместитель директора по научно-методической работе.

 

Цель – формирование профессиональной компетенции педагога.

Профессиональная компетенция педагога – способность применить полученные знания, умения и имеющийся практический опыт для успешной деятельности по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

В результате обучения на семинаре педагог должен

уметь:

  • объяснять сущность изменений, вызванных переходом на ФГОС;
  • анализировать ФГОС и извлекать информацию, необходимую для выполнения профессиональных задач;
  • объяснять понятия «модуль», «компетенция», «модель компетенций»;
  • разрабатывать и оформлять учебно-методическую документацию.

знать:

  • структуру ФГОС;
  • структуру основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);
  • структуру рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей;
  • принципы модульной организации образовательного процесса;
  • технологию проектирования образовательных модулей.

 

План

  1. Вступительное слово по теме семинара, цель и задачи.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.
  3. Организация общеобразовательной подготовки в формате ФГОС нового поколения.
  4. Учебно-планирующая документация и методика её разработки (проектирования).
  5. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях.

 

Дидактические средства:

 

  1. Презентация PowerPoint.
  2. ФГОС НПО по профессиям:
    • 190631.01 Автомеханик;
    • 270802.08 Мастер сухого строительства;
    • 260807.01 Повар, кондитер;
    • 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
  3. Раздаточный материал:
    • памятка «Состав документов УМК»;
    • макет программы учебной дисциплины (УД);
    • макет программы профессионального модуля (ПМ);
    • образец оформления программы учебной дисциплины («Материаловедение»);
    • образец оформления программы профессионального модуля («Выполнение каменных работ»);
    • таблица «Контрольный лист для оценки модуля»

 

 

Информационные источники:

  1. Информация для учреждений НПО и СПО по вопросам организации работы в формате ФГОС нового поколения. - http://www.firo.ru
  2. Письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180 «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Материалы программы экспериментального семинара «Организационно-методические основы перехода ОУ НПО на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». – ГОУ ДПО НИРО (ФПО). – 2009 г.
  4. Материалы программы экспериментального семинара «Методические основы проектирования УПД общетехнических дисциплин ОУ НиСПО в контексте перехода на ФГОС нового поколения». – ГОУ ДПО НИРО (ФПО). – 2009 г.
  5. Материалы краткосрочного обучения по модулю «Методика разработки и проектирования учебно-планирующей документации в ОУ НиСПО». – ГОУ ДПО НИРО (ФПО). – 2010 г.
  6. Михайлова, Н.Н. Модульно-компетентностный подход к проектированию образовательных технологий в профессиональном образовании / Н.Н. Михайлова // Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2008. - № 10, с. 24-32.
  7. Читаева, Ю.А. Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений НПО-СПО / Ю.А. Читаева // Профессиональное образование. Столица. – 2008. - № 11, с. 35-36.
  8. Презентации PowerPoint ГОУ ДПО НИРО (ФПО):
    • «Концептуальные основы ФГОС» (слайды 7, 13, 23)
    • «Модульно-компетентностный подход, стандарты» (слайды 5, 20)
    • «Структура ФГОС» (слайды 8-11, 13)
    • «Основная профессиональная образовательная программа» (слайды 62-63)
    • «Разработка содержания учебных программ» (слайды 8-14)
    • «Разработка модулей» (слайды 18, 19, 32, 33, 43, 45, 46)
    • «Оценка компетенций» (слайды 21-27, 30-31)

Технологическая карта семинара «Методика разработки (проектирования) учебно-планирующей документации на основе ФГОС НПО»

 

Этап занятия

Результат

Учебное содержание

Деятельность педагогов

1

Организационный

Готовность педагога к работе.

 

Подготовка необходимых учебных принадлежностей (ручки, листы бумаги формата А4); получение раздаточного материала:

- ФГОС НПО по профессии («Автомеханик», «Сварщик», «Повар, кондитер», «Мастер сухого строительства»);

- памятка «Состав документов УМК»;

- макет программы учебной дисциплины (УД);

- макет программы профессионального модуля (ПМ);

- образец оформления программы учебной дисциплины («Материаловедение»);

- образец оформления программы профессионального модуля («Выполнение каменных работ»);

- таблица «Контрольный лист для оценки модуля».

2

Проверка готовности к семинару

Выявление уровня представлений, имеющихся у педагога на начальном этапе.

 

Отчёт об итогах работы по самообразованию (изучении материалов «Модульно-компетентностный подход в образовании»)

3

Подготовка к активному усвоению содержания семинара

Определение педагогом потребностей, постановка личностно значимых целей.

В соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ от 10.11.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» все ОУ должны в обязательном порядке перейти на обучение на основе ФГОС НПО не позднее 1 сентября 2011 года.

Содержаниесеминара «Методика проектирования УПД на основе ФГОС НПО» ориентировано на формирование у педагога профессиональной компетенции  – способности применить полученные знания, умения и имеющийся практический опыт для успешной деятельности по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

В результате обучения на семинаре педагог должен

уметь:

  • объяснять сущность изменений, вызванных переходом на ФГОС;
  • анализировать ФГОС и извлекать информацию, необходимую для выполнения профессиональных задач;
  • характеризовать организацию процесса общеобразовательной подготовки в формате ФГОС НПО;
  • объяснять понятия «модульная образовательная программа», «модуль», «компетенция».

знать:

  • структуру ФГОС;
  • структуру ОПОП;
  • нормативные документы, регламентирующие реализацию образовательной программы среднего (полного) общего образования;
  • структуру рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей;
  • принципы модульной организации образовательного процесса;
  • технологию проектирования образовательных модулей.

Восприятие информации «Вступительное слово по теме семинара»

4

Этап усвоения содержания

 

 

 

 

  1. Федеральный государствен-ный образова-тельный стан-дарт НПО

Педагог умеет:

  • объяснить сущность изменений, вызванных переходом на ФГОС;
  • анализировать ФГОС и извлекать информа-цию, необходимую для выполнения профессиональных задач.

Педагог знает:

  • структуру ФГОС;
  • структуру ОПОП.

В настоящее время происходят существенные изменения в социальной, производственной и других сферах жизнедеятельности; выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса, усиливается его ориентация на конечные результаты. Меняется система управления профессиональным образованием, система его финансирования; стимулируется государственно-частное партнёрство в сфере подготовки кадров.

Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объём учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путём их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования. Таким образом, реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

Переход на ФГОС третьего поколения должен обеспечить повышение качества профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профобразования к требованиям рынка труда.

Характеристика профессиональной деятель-ности выпускников в ФГОС третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной деятельности представляет собой относительно автономную профессиональ-ную функцию. Каждая профессиональная функция имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональ-ной образовательной программы. На их основе в стандартах нового поколения структурируется содержание образовательной программы и разрабатываются контрольно-измерительные материалы, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки.

Восприятие информации, в т.ч. наглядно:

  • слайд 1 «Тенденция развития профобразования в мире и РФ»;

 

 

 

 

 

 

 

  •  слайд 2 «Причины обновления ФГОС»;

 

 

 

 

 

 

  • слайд 3 «От II к III поколению ФГОС»

 

 

 

 

В п.1. ст. 7. Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) Федеральные государственные образовательные стандарты определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня.

П. 4. ст. 7. указанного закона констатирует, что ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Требования к структуре ОПОП» (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Нормативный срок освоения ОПОП» (слайд 6)

Восприятие информации, в т.ч. наглядно:

  • слайд 4 «Структура ФГОС».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ ФГОС НПО по профессиям «Автомеханик», «Сварщик», «Повар, кондитер», «Мастер сухого строительства»

  • разделы стандарта (перечислить);
  • возникновение права на реализацию ОПОП (п. 1.2);
  • возможные сочетания профессий (п. 3.1);
  • образовательная база (п. 3.1);
  • формы получения образования, нормативные сроки освоения ОПОП при очной и очно-заочной (вечерней) форме (пп. 3.1-3.2);
  • объекты профессиональной деятельности (п. 4.2);
  • виды профессиональной деятельности (п.4.3);
  • общие компетентности выпускника (п.5.1);
  • профессиональные компетентности по видам профессиональной деятельности (п. 5.2; соотнесение с п. 4.3);
  • структура ОПОП: циклы, разделы (п. 6.1); состав циклов, в т.ч. состав профессионального модуля (п. 6.2); количественный состав циклов, распределение бюджета времени внутри циклов (не детализируется!); качественный состав циклов, требования к результатам (+ формируемые компетенции);
  • соотношение обязательной и вариативной части ОПОП (п. 6.2);
  • права и обязанности ОУ при формировании ОПОП (п. 7.1): технологии, формы проведения занятий, воспитательная среда;
  • права и обязанности обучающегося (п. 7.2);
  • максимальный объём учебной нагрузки, в т.ч. аудиторной (пп. 7.3-7.4);
  • объём времени на консультации, формы проведения консультаций (п. 7.10);
  • требования к кадрам: образование, разряд, опыт деятельности (п. 7.13);
  • учебно-методическое обеспечение ОПОП (п. 7.14);
  • требования к материально-технической базе, перечень учебных помещений (п. 7.16);
  • финансирование ОПОП (п. 7.15);
  • формы и процедуры оценки качества (пп. 8.1-8.6)

 

  1. Организация общеобразова-тельной подготовки в формате ФГОС нового поколения.

Педагог умеет:

  • характеризовать организацию общеобразовательной подготовки в ОУ НПО;

Педагог знает:

  • нормативные документы, регламентирующие реализацию образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Организация общеобразовательной подготовки до введения ФГОС среднего (полного) общего образования регламентируется «Рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в ОУ НиСПО…» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Россииот 29.05.2007 №03-1180).

Общеобразовательная подготовка осуществляется рассредоточено, на первом и втором курсах обучения, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.

Общеобразовательная подготовка осуществляется с учётом профиля получаемого учащимися профессионального образования. В «Рекомендациях…» представлена группировка профессий НПО по трем профилям; по каждому профилю определены базовые и профильные учебные дисциплины, а также количество часов на их изучение.

Технический профиль (профессии «Мастер сухого строительства», «Автомеханик», «Сварщик»): базовые учебные дисциплины –  Русский язык, Литература, Иностранный язык, История, Обществознание (включая экономику и право), Химия, Биология, Физическая культура, ОБЖ; профильные учебные дисциплины –
Математика, Физика, Информатика и ИКТ.

Социально-экономический профиль (профессия «Повар»): базовые учебные дисциплины – Русский язык, Литература, Иностранный язык, История, Обществознание, Естествознаниие, География, Физическая культура, ОБЖ; профильные учебные дисциплины –
Экономика, Право, Математика, Информатика и ИКТ.

 Знания и умения обучающихся, полученные в ходе общеобразовательной подготовки, углубляются и расширяются при изучении дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов. Преподавателям необходимо соотнести содержание учебных дисциплин и модулей для выявления межпредметной информации и установления дидактической интеграции.

Для разработки учебных программ рекомендовано использовать примерные программы учебных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО, утвержденныеДепартаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России16.04.2008 г.

Восприятие информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие информации, в т.ч. наглядно:

  • слайды 7-8 «Интеграция содержания учебных дисциплин и модулей».

 

 

  1. Учебно-планирующая документация и методика её разработки

Педагог умеет:

  • соотносить структуру действующих рабочих программ со структурой проектируемых рабочих программ.

Педагог знает:

  • состав документов УМК;
  • структуру рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей;
  • методику разработки учебно-планирующей документации.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) представляет собой  систему учебно-методических и нормативных  документов, разработанную и утвержденную  образовательным учреждением с учетом требований рынка труда на основе ФГОС, а также с учётом рекомендованной примерной образовательной программы.

ОПОП включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура  проектируемых рабочих  программ профессиональных модулей и дисциплин ФГОС в корне отличается от структуры рабочих действующих программ  ГОС.

Технология разработки (проектирования) программы профессионального модуля по профессии:

  1. Структура программ учебной дисциплины (УД) и профессионального модуля (ПМ).
  2. Определение объёма времени, необходимого на модуль, определение содержания междисциплинарного курса (МДК), соотнесение его с содержанием общепрофессиональных дисциплин (ОПД);
  3. Определение принципа проведения практики (концентрированно, рассредоточено).
  4. Определение результатов освоения ПМ и форм их оценки.
  5. Определение требований к условиям реализации ПМ.

Требования к оформлению структурных элементов (разделов):

  • «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»;
  • «Результаты освоения профессионального модуля»;
  • «Структура и содержание профессионального модуля»;
  • «Содержание обучения по профессиональному модулю»;
  • «Условия реализации профессионального модуля»;
  • «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля».

Самостоятельное изучение памятки «Состав документов УМК».

 

 

 

 

 

Восприятие информации, в т.ч. наглядно:

  • слайд 9 «Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)»;

 

 

 

 

  • слайд 10 «Структура проектируемых и действующих рабочих программ»;

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное изучение структуры макетов программ учебной дисциплины (УД) и профессионального модуля (ПМ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение макетов с образцами оформления программ учебной дисциплины («Материаловедение») и  профессионального модуля («Выполнение каменных работ»).

 

 

  1. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях.

Педагог умеет:

  • объяснять понятия «модульная образовательная программа», «модуль», «компетен-ция».

Педагог знает:

  • технологию проектирования образовательных модулей.

Модульно-компетентностный подход к профес­сиональному образованию – концепция организа­ции учебного процесса, в которой в качестве цели обу­чения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Модульная образовательная программа – это со­вокупность модулей, направ­ленная на овладение определенными компетенци­ями, необходимыми для присвоения квалификации.

Модуль – это относительно самостоятельная и за­вершенная единица образовательной программы, на­правленная на формирование определенных профес­сиональных компетенций.

Компетенция – это интегрированный результат обучения, который характеризуется определенным набором умений, обеспечивающим выполнения профессиональной деятельно­сти в типовых и нестандартных ситуациях в соответ­ствии с установленными требованиями.

Наиболее оптимальное количество результатов для одного модуля – 3-5; наиболее оптимальное количество критериев для оценки результата – 4-6.

 

 

 

Материалы, со­ставляющие модуль, в обязательном порядке вклю­чают в себя три компонента: спецификация модуля; оценочные материалы; учебные материалы.

Разработка модульных программ начинается с определения круга потенциальных потребителей программы; определения состава профессиональных компе­тенций на основе требования работодателей, стандарта по профессии, квалификационных характеристик должностей рабочих; определение перечня модулей образовательной программы.  

Затем осуществляется проектирование образовательных модулей.

Содержание модульных образовательных программ и технология их проектирования подробно рассматривается в публикации «Модульные образовательные программы начального и среднего профессионального образования» (Профессиональное образование. Столица. – 2005. - № 7).

Восприятие информации, в т.ч. наглядно:

  • слайд 11 «Компетенции»;

 

 

 

 

 

 

  • слайд 12 «Программная документация»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение материалов, составляющих модуль, на основе таблицы «Контрольный лист для оценки модуля».

Восприятие информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие наглядной информации:

  • слайды 13-14 «Спецификация модуля»;
  • слайд 15 «Содержание модуля»;
  • слайд 16 «Руководство по модулю»;
  • слайд 17 «Документация при проведении оценки»;
  • слайд 18 «Руководство по оценке»;
  • слайд 19 «Памятка для обучающегося»;
  • слайды 20-21 «Оценочные ведомости»;
  • слайд 22 «Оценочные задания»;
  • слайд 23 «Сбор свидетельств (портфолио)»;
  • слайд 24-25.

5

Подведение итогов.

Информирование о самостоятельной работе по проектированию УПД

Определение педагогом степени достижения поставленных целей.

Определение содержания работы временных творческих групп

 

Определение результатов семинара: сформированные умения, полученные знания; соотносят с личностно значимыми целями.

Фиксирование задания для самостоятельной работы:

  1. Составить план разработки модульной программы на основе публикации «Модульные образовательные программы начального и среднего профессионального образования» (Профессиональное образование. Столица. – 2005. - № 7).
  2. Проанализировать учебный материал общеобразовательных дисциплин, дисциплин общепрофессионального цикла и модулей профессионального цикла; выявить межпредметную информацию; определить базу и направления дидактический интеграции учебного содержания.
  3. Разработать программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса) на основе макетов и образцов оформления программ.

 


Состав документов

учебно-методических комплексов профессиональных модулей (ПМ) и дисциплин (УМК).

                                                   (по материалам О.Ф. Батровой)

 

№ п/п

Классы документов УМК

Назначение

1.

Предварительные сведения о ПМ / дисциплине

1.1 Выписка из ФГОС СПО▓

1.2 Описание дисциплины / ПМ

(Приложение А). ▓

1.3 Резюме преподавателя (Приложение Б).▓

1.4 Краткая справка об опыте преподавания ПМ / дисциплины в данном ОУ, а также других российских и зарубежных ОУ.

 

1.1 - Обязательный документ.

1.2 - Обязательный документ

 

1.3 - Обязательный документ

1.4 - Рекомендуемый документ

 

2

Рабочая программа ПМ / дисциплины

2.1 Рабочая программа ПМ /дисциплины, включающая

- цели (требования к результатам) освоения ПМ / дисциплины;

- тематический план дисциплины / ПМ, в т.ч. междисциплинарного курса (МДК) и учебной и производственной практики (УиПП);

- содержание дисциплины / ПМ, в т.ч.

- МДК с указанием дидактических единиц, формируемых компетенций, требований к умениям и знаниям по разделам и темам, перечня лабораторных и практических занятий;

- практики (УиПП) с указанием вида деятельности, баз практики, требований к практическому опыту, содержания учебной информации, необходимой для овладения практическим опытом, видов работ, отчетной документации;    

- требования к условиям реализации дисциплины / ПМ (рекомендуемая тематика курсовых проектов (работ), перечень рекомендуемой литературы и средств обучения, рекомендации по организации образовательного процесса, перечень видов самостоятельной работы студентов и содержание учебного материала (дидактические единицы), предназначенного для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, рекомендации по осуществлению контроля результатов освоения дисциплины / ПМ)

2.2 Аннотация к рабочей программе ▓

 

 

 

2.1 - Обязательный документ

администрации, кафедре, преподавателям, ведущим занятия по дисциплине / ПМ, студентам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 - Обязательный документ

администрации – для корректировки локальных перегрузок студентов, преподавателям, ведущим занятия по дисциплине / ПМ, студентам – для планирования своей самостоятельной работы.

3.

Учебно-методические материалы  по дисциплине / ПМ

3.1. Материалы по теоретической части дисциплины / МДК

3.1.1. Список основной и вспомогательной литературы

3.1.2. Учебник(и) (учебные пособия) или конспект лекций (в т.ч. в электронной версии).

3.1.3. Методические рекомендации по применению учебной литературы (путеводитель по базе данных) и рекомендации по асинхронному и /или самостоятельному изучению дисциплины / МДК

 

3.2. Материалы по практическим и семинарским занятиям по дисциплине / МДК

3.2.1. Методические указания к практическим и семинарским заданиям

3.2.2. Банк контролирующих материалов входного и текущего контроля

3.2.3. Банк обучающих задач по видам занятий, в т.ч. с использованием компьютерно-информа­ционных технологий

3.2.4. Сценарии деловых игр

 

3.2.5. Комплект индивидуальных заданий (рефератов) к практическим (семинарским) занятиям

 

 

 

 

 

 

3.3. Материалы по лабораторным занятиям.

3.3.1 Перечень лабораторных работ по дисциплине / МДК ▓

3.3.2 Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине / МДК

 

3.4. Материалы по организации курсовых проектов и работ

3.4.1. Варианты заданий на выполнение курсовых проектов (работ)

3.4.2. Методические указания по выполнению курсовых проектов (работ)

 

 

 

 

 

 

3.5. Материалы по организации самостоятельной работы

3.6. Справочный и дополнительный материал по дисциплине / ПМ

3.6.1. Глоссарий  (список терминов и их определений)

3.6.2. Атлас (альбом чертежей, схем и т.п.)

3.6.3. Ссылки в сети Internet на дополнительные источники информации

 

 

 

 

3.1.1.- Обязательный документ

Преподавателям, ведущим занятия по дисциплине / МДК и студентам для организации самостоятельной работы

3.1.2. - Обязательный документ

3.1.3. - Рекомендуемый документ

 

3.2.1. - Обязательный документ.

3.2.2. - Обязательный документ.

3.2.3. - Рекомендуемый документ

Преподавателям и студентам для организации самостоятельной работы

3.2.4. - Обязательный документ при наличии деловых игр в составе практических, семинар­ских занятий по дисциплине / МДК

3.2.5. - Обязательный документ при наличии индивиду­альных заданий в рабочей программе

3.3.1 - Обязательный документ.

3.3.2- Обязательный документ.

Преподавателям и студентам для организации самостоятельной работы

 

3.4.1. - Обязательный документ при наличии в учебном плане курсового проекта (работы) по дисциплине /ПМ

3.4.2. - Обязательный документ при наличии в учебном плане курсового проекта (работы) по дисциплине /ПМ

3.5. - Обязательный документ

 

 

 

3.6.1.- Рекомендуемый документ

3.6.2. - Рекомендуемый документ

3.6.3. - Рекомендуемый документ

студентам для проведения самостоятельной работы

4.

4. Комплекты контролиру­ющих материалов для проведения промежуточного (рубежного) контроля, семестровых испытаний

4.1. Комплект контролирующих материалов для проведения промежуточного контроля

4.2. Комплект контролирующих материалов для проведения экзаменов и зачетов по дисциплине / ПМ (тесты, билеты и т.п.)

 

 

 

 

4.1. - Обязательный документ

 

4.2. - Обязательный документ

4.1 – 4.2 –– студентам, преподавателям, проводящим испытания на соответствие общим и профессиональным компетенциям, заявленным нормам качества обучения. В том числе и внешнему аудитору по кредитно-рейтинговой системе

5.

5. Образцы студенческой продукции

5.1. Образцы студенческой продукции (конспект лекций, отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, образцы курсовых проектов или работ, индивидуальных заданий, рефератов и т.п.)

 

- Обязательные и рекомендуемые документы

Преподавателю для участия в смотрах-конкурсах по научно-методической работе, администрации при аккредитации направления или специальности, студенту – как образец студенческой продукции

6.

6. Посещаемость и успеваемость

6.1 Журнал учета посещаемости, текущей успеваемости  и результатов обучения

 

- Обязательный документ

 

 

 

 

 


КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ МОДУЛЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ

ОЦЕНКА

1. Место модуля четко определено в «Структуре модульной программы обучения»

 

 

2. Название модуля соответствует его содержанию

 

 

3. Продолжительность модуля определена

 

 

4. Спецификация модуля разработана

 

 

5. Содержание модуля разработано

 

 

6. Руководство по модулю разработано

 

 

7. Области компетенции модуля определены

 

 

8. Руководство по входному контролю модуля разработано

 

 

9. Руководство по оценке модуля разработано

 

 

10.Задания по оценке компетенций разработаны

 

 

11. Разработаны рекомендации для преподавателя по организации и методам обучения

 

 

12. Язык всех разработанных документов ясный и понятный

 

 

 


МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Модуль — это относительно самостоятельная и за­вершенная единица образовательной программы, на­правленная на формирование определенных профес­сиональных компетенций. Под компетенцией по­нимается интегрированный результат обучения, выражающийся в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ре­сурсы для выполнения профессиональной деятельно­сти в типовых и нестандартных ситуациях в соответ­ствии с установленными требованиями. Компетенция характеризуется определенным набором умений (организационных, технологических, интеллектуаль­ных, коммуникативных).

В профессиональных компетенциях будем раз­личать специальные компетенции, относящиеся к конкретной сфере профессиональной деятельности, и ключевые (надпрофессиональные) по решению об­щих для различных профессиональных областей за­дач, связанных с умениями человека взаимодейство­вать с другими людьми, разрешать проблемы, со­трудничать, работать с информацией и т.д.

Таким образом, профессиональной квалифика­цией можно считать подтвержденную в установлен­ном порядке совокупность специальных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения опреде­ленного круга профессиональных (должностных) обя­занностей:

Структура модульной образовательной про­граммы формируется в процессе решения следую­щих задач:

  • определение круга потенциальных потребителей программы, анализ существующих родственных, близ­ких по назначению образовательных программ и т.п.;
  • определение целей программы, которое сводит­ся к определению состава профессиональных компе­тенций, необходимого и достаточного для формиро­вания профессиональной квалификации. Источника­ми определения состава компетенций выступают: обобщенные требования работодателей к умениям работника определенной профессии (специальнос­ти) и квалификации; профессиональный стандарт по профессии (специальности); квалификационные ха­рактеристики должностей рабочих и служащих; про­фессиональные характеристики и т.п.;

—определение перечня модулей образовательной программы. Данный этап завершается определени­ем совокупности и последовательности модулей, обеспечивающих формирование всех выбранных на втором этапе профессиональных компетенций. Мо­гут разрабатываться новые модули, отвечающие за­даче формирования необходимых компетенций, или браться уже готовыми из других модульных про­грамм. При составлении перечня модулей требуется обоснование включения каждого из них в модульную образовательную программу;

—разработка модулей.

Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три ос­новных этапа: разработка спецификаций модулей; разработка оценочных материалов модулей; разра­ботка учебных материалов модулей. Материалы, со­ставляющие модуль, в обязательном порядке вклю­чают в себя три компонента: спецификация модуля; оценочные материалы; учебные материалы.

Спецификация модуля содержит его общую харак­теристику: название модуля; цели обучения; диагнос­тируемые результаты обучения; критерии оценки ре­зультатов; уровни освоения; требования к объекту оценки; входные требования, нормативная продолжи­тельность обучения, пояснительная записка.

Название модуля должно отражать его назначе­ние и (или) содержание. К выбору названия следует подходить особенно осторожно, так как ни одно на­звание не должно повторяться.

При описании целей обучения указывается со­вокупность профессиональных задач и функций, ко­торые сможет выполнять обучающийся по заверше­нии изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.

В качестве результатов обучения указывается перечень умений, предъявляемых к оцениванию. Ре­зультаты устанавливают, что учащийся будет уметь делать по завершении обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность и/или в ка­ких условиях он сможет применить эти умения.

При определении совокупности результатов необходимо проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля. Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки це­лей обучения. Рекомендуемое количество результа­тов обучения для одного модуля — от 3 до 5.

Критерии оценки результата основываются на результатах обучения и содержат описание либо спо­соба выполнения деятельности, либо ее итогового продукта. Описание критериев включает: объект де­ятельности; совершаемое действие; качество выпол­нения и ссылку на стандарт выполнения работы. При разработке критериев надо следить за тем, чтобы оценивалась только деятельность, формируемая в рамках конкретного планируемого результата обуче­ния. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата обучения.

Уровень освоения раскрывает глубину и/или ди­апазон освоения умения, необходимого для достиже­ния планируемого результата. Для некоторых резуль­татов может не требоваться описание уровней осво­ения, т.к. вся необходимая информация полностью содержится либо в формулировке самого результа­та, либо в критериях его оценки.

Требования к способу оценки предполагают опи­сание основных способов оценки достижения уча­щимся результатов обучения. Объектами оценки могут выступать:

  • продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта;
  • процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону. Кри­терии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания;
  • усвоенный объем профессионально значимой информации в ходе письменного или устного опро­са. Применяется в случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования опре­деленного умения.

Входные требования указывают уровни образова­ния и квалификации, необходимые для освоения мо­дуля. В отдельных случаях, в соответствии с действу­ющими медицинскими противопоказаниями, могут быть установлены ограничения по возрасту и полу.

Нормативная продолжительность обучения. При организации учебного процесса с использовани­ем модульно-компетентностного подхода появляет­ся возможность выбора индивидуального «темпа» продвижения по модульной образовательной про­грамме каждым обучающимся. Данный компонент спецификации модуля показывает, сколько времени в среднем требуется обучающемуся на достижение всех диагностируемых результатов данного модуля, и может использоваться как при традиционном пла­нировании учебного процесса, так и с применением системы зачетных единиц.

В Пояснительной записке к модулю содержится информация рекомендательного характера, предназ­наченная для педагогов и организаторов обучения, в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам спецификации модуля; описывается область применения модуля (профессиональная ак­туальность) для составления модульных образова­тельных программ по профессиям, его преемствен­ность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обучения; предлагаются некоторые инстру­менты оценки; поясняется процедура проведения оценки достижений обучающегося и др.

Обязательным компонентом модуля, содержащим совокупность дидактических средств для установле­ния уровня достижения диагностируемых результа­тов обучения, являются оценочные материалы. Они

разрабатываются на основе спецификации модуля.

Оценка каждого диагностируемого результата обуче­ния в процедуре итогового контроля происходит от­дельно. Общая итоговая оценка достигнутой компетен­ции складывается из оценок, полученных по каждому результату. В некоторых случаях можно планировать интегрированную оценку всех результатов обучения. Тогда оценка будет считаться комплексной.

Дидактические средства оценки должны включать задания, позволяющие определить степень достиже­ние диагностируемого результата обучения по всем критериям оценки. Для исключения субъективности при проверке заданий они должны иметь эталоны от­ветов (модельные ответы). Следует обратить внимание на обеспечение валидности и надежности оценки.

Целесообразными инструментами оценки в модульно-компетентностном обучении являются:

  • тесты, состоящие из системы заданий, предназ­наченных для измерения таких компонентов менталь­ного опыта обучающихся, как знания, умения, каче­ство мышления и т.д.;
  • практические задания, позволяющие обучаю­щимся продемонстрировать свою деятельность. Оценка может основываться на конечном результате деятельности (продукт) или на самой деятельности (процесс), а также на их комбинации;
  • проект — комплекс действий по созданию про­дукта труда, изготовленного в процессе проектиро­вания (в материальной или нематериальной форме), и его представлению в рамках устной или письмен­ной презентации;
  • портфолио — набор материалов, цель которого сводится к доказательству достижения обучающим­ся планируемых результатов обучения, «коллекция учебных достижений»;

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Модульно-компетентностный подход к профес­сиональному образованию — концепция организа­ции учебного процесса, в которой в качестве цели обу­чения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Квалификация — подтвержденная в установлен­ном порядке совокупность специальных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения про­фессиональных (должностных) обязанностей.

Компетенция — интегрированный результат обу­чения, выражающийся в способности субъекта эф­фективно использовать внутренние и внешние ресур­сы для выполнения профессиональной деятельнос­ти в соответствии с установленными требованиями. Характеризуется определенным набором умений (организационных, технологических, интеллектуаль­ных, коммуникативных и т.п.). В профессиональных компетенциях различают специальные компетенции, относящиеся к конкретной сфере профессиональной деятельности, и ключевые (надпрофессиональные) по решению общих для различных профессиональ­ных областей задач.

Модульная образовательная программа — со­вокупность и последовательность модулей, направ­ленная на овладение определенными компетенци­ями, необходимыми для присвоения квалификации.

  • наблюдение, использующееся педагогом для оценки процесса деятельности обучающегося. Про­водится по заранее разработанному плану, с выде­лением критериев оценки деятельности (поведения);
  • экспертные оценки, основанные на суждениях специально приглашенных для этого специалистов, качественные или количественные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

Учебные материалы — компонент модуля, содер­жащий совокупность дидактических средств для обеспечения достижения учащимся диагностируе­мых результатов обучения. Разрабатываются на ос­нове спецификации модуля.

Каждому диагностируемому результату обучения соответствует одна единица учебного материала — учебный элемент. При отборе учебного материала в учебный элемент важно продумать объем содержа­ния, необходимый и достаточный для достижения соответствующего результата.

Учебный материал должен быть изложен доступно и понятно для восприятия обучающимися. Необходи­мо выбрать наиболее подходящий для данной кате­гории обучающихся вариант представления матери­ала (текст, рисунки, схемы, символы, таблицы и т.д. или их оптимальное сочетание).

Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использования в процессе обучения су­ществующих учебных материалов (учебников, справоч­ников, научных изданий и т.п.) с указанием ссылок на источники в целом или на их отдельные фрагменты.

При разработке учебных материалов необходимо включать в учебный элемент задания текущего и проме­жуточного контроля, с эталонами ответов, по которым обучающийся может осуществлять самоконтроль и кор­рекцию своего продвижения по учебному модулю.

Модуль — относительно самостоятельная и за­вершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных (специальных/ключевых) ком­петенций.

Спецификация модуля — компонент модуля, со­держащий его общую характеристику (название мо­дуля, цели обучения, результаты обучения, крите­рии оценки результатов, уровни освоения, требова­ния к способам оценки, входные требования, нормативную продолжительность обучения, пояс­нительную записку).

Оценочные материалы — компонент модуля, со­держащий совокупность контрольных заданий для установления уровня достижения результатов обу­чения по всем критериям оценки и эталоны их вы­полнения.

Учебные материалы — компонент модуля, со­держащий совокупность дидактических средств для обеспечения достижения обучающимся результатов обучения. Состоит из учебных элементов.

Учебный элемент — относительно самостоя­тельная единица учебного материала, предназна­ченная для достижения одного диагностируемого результата обучения.

Название модуля — структурный компонент спе­цификации модуля, отражающий его назначение и (или) содержание.

 


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн