Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дети и компьютер: вред или польза

    Выберите действие:

 

Родительское собрание

«Дети и компьютер: вред и польза»

 

Цель:просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.

 

Ход родительского собрания

 

I. Мотивация к деятельности. Тренинг.

Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

 

Вопросы.

Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

 

Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

 

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

Сегодня мы с вами обсудим, какой вред и пользу приносит компьютер детям

(слайд № 1)

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости” (слайд № 2,3)

Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.

 

Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.

При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена  (слайд № 4,5)

Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

Если у детей проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

 

Упражнения для глаз при работе с компьютером:

На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.

Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 - вверх, на счёт 1-6 - прямо; затем так же вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1-6.

Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

«Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

 

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность упражнений должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза и предупредить его переутомление.

 

Стеснённая поза.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.

Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов (слайд № 6,7, 8)

И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом.

 

 

 

Упражнения для разминки

Положите руку на край стола ладонью вниз. Взявшись за пальцы другой рукой, отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 с. Повторите упражнение для другой руки.

Слегка упритесь рукой в стол, на 5 с напрягите пальцы и запястье. То же проделайте другой рукой.

Сильно сожмите пальцы в кулаки, затем распрямите их.

Сядьте на стул прямо, ноги твёрдо поставьте на пол (если стул на колёсиках, позаботьтесь о том, чтобы он оставался неподвижным). Наклонитесь как можно ниже, чтобы достать головой колени. Оставайтесь в таком положении 10 с, затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение 3 раза.

Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

 

Психическая нагрузка.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

 

Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных жидкокристаллических мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией.

Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”.

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

 

Как противостоять?Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

 

Средства  снятия стресса.

- посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой;

- переключите внимание на воспоминание о приятном;

- больше общайтесь с природой;

- физические и дыхательные упражнения;

- музыкальная терапия;

- тёплый душ;

- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона;

- напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.

- антистрессовый напиток: измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.

 

Компьютерная зависимость.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр.

 

Первые признаки развития зависимости у ребенка (слайд № 10)

Как противостоять?

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына (дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

 

Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

 

Итак, на что необходимо обращать особое внимание:

Если ваша семья решились на покупку компьютера, то надо постараться не экономить на здоровье: компьютер и монитор должны быть хорошего качества.

Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене, но так, чтобы на экране не было бликов.

Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. (Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола - 54 см, высота сидения стула - 32 см;  для детей ростом выше 130 см - соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой. Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть. Поза ребёнка - прямая или слегка наклонённая вперёд, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - ¾ длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.

До и после работы на компьютере протирайте его чистой тряпкой или губкой (Во время уборки компьютер должен быть выключен).

Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.

Почаще проветривайте комнату, а для того, чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум и т.п.

 

Как же правильно обустроить место у компьютера, чтобы он приносил только пользу посмотрим на  (слайд № 9)

IV. Рекомендации родителям. Узелки на память.

Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

 

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

 

V. Подведение итогов и рефлексия.

Экспресс анкетирование родителей:

Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?

В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?

Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?

Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?

 

Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”.

 

И закончить наше собрание я хотела бы такими словами: слайд № 11


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Людмила Валентиновна Гриднева

На: Дети и компьютер: вред или польза


Тема родительского собрания очень актуальна. Учитель знакомит с основными вредными факторами, действующими на ребёнка во время работы и игры за компьютером и даёт советы, как противостоять этим вредным воздействиям. Родители не только слушали учителя, но и приняли непосредственное участие в обсуждении этой темы. 




На: Дети и компьютер: вред или польза


Большая и "качественная" работа с родителями. Учитель представил достаточный обем необходимой информации. Мороз Елена Владимировна




На: Дети и компьютер: вред или польза


Учителем проведена  большая  работа  с  родителями.  Были затронуты все аспекты  темы  родительского собрания.  Цель собрания достинута.  Родители  получили качественную  информацию и есть над  чем работать.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Спасибо автору за интересную работу. Данный материал можно использовать как при работе с детьми, так и при работе с родителями.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Спасибо за предоставленный материал, познавательный не только для родителей. Очень хотелось бы, что бы после такой беседы родители задумались о пользе и вреде компьютеров.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Проведена большая работа на очень актуальную тему. Материал доступный, интересный. Считаю, что этой теме сейчас нужно уделять больше внимания.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Очень познавательный и интересный материал для детей и родителей. Автору спасибо.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Тема родительского собрания очень интересная и нужная. К сожаленью, далеко не всегда и не все родители понимают какой вред несет компьютер и как иногда может помочь. Такую разъяснительную работу просто необходимо проводить не только с детьми, но и (а,может быть и в первую очередь) с родителями. Спасибо за интересную находку.




Фото пользователя Ольга Николаевна Сопрунова

На: Дети и компьютер: вред или польза


Очень актуальная тема в настоящее время, когда почти в каждой семье есть компьютер. Учитель проанализировал основные вредные факторы, оказывающие влияние на здоровье детей и дал своевременные рекомендации родителям. Спасибо автору за полезную информацию.




На: Дети и компьютер: вред или польза


Спасибо за предоставленный материал. Вопросы компьютеризации, влияние комьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.



Поиск

Loading