Особенности профессионально-трудовой подготовки старшеклассников с ДЦП».
Размещено: Елена Павловна Белякова - вт, 15/11/2011 - 22:54
Введение
Глубокие идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества в конце 20-ого начале 21-ого века наложили свой отпечаток на современные реалии жизнедеятельности общества.
В настоящее время, время стрессовых ситуаций в стране, ухудшающейся экономической и социальной обстановки, повышения экологической опасности растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из наиболее незащищенных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, являются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большинство из них страдают церебральным параличом (89 %). Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Данные нарушения не позволяют детям с ДЦП активно включаться в жизнь общества. Они испытывают еще больший, чем все, страх перед будущим, боятся взрослой жизни, теряют надежду на успех и счастье. Перед ними встает проблема формирования и реализации жизненного плана, которая не является новой в педагогике, психологии и социологии, но в период кризиса нашего общества она стала особенно актуальной. Высокая степень неопределенности будущей жизни детей с ДЦП создает дополнительные трудности в процессе решения важнейшей для их судьбы задачи - планирования своей жизни и самореализации в ней. Поэтому чрезвычайно ценными в теоретическом и практическом плане представляются исследования, которые позволяют педагогам, психологам и социальным работникам находить пути решения проблем, связанных с формированием у старшеклассников с ДЦП умения планировать свою жизнь и подготовки их к самостоятельной реализации выбору будущей специальности.
Проблемами обучения, воспитания и профессионального выбора детей с нарушением опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые как В.Д.Литтль, В.Бизальский, Г.И.Турнер, Р.Я.Абрамович-Лехтман, С.А.Бортфельд и др.
В настоящее время данными проблемами занимаются К.А.Семенова, В.Л.Андрианова, И.И.Мирзаева, Н.Г.Веселова, Л.М.Шипицына и др. Изучением жизненных планов старшеклассников посвящены работы И.С.Кона, А.А.Кроника, Б.Г.Ананьева, Е.И.Головахи и других.
В коррекционной педагогике и специальной психологии жизненные планы старшеклассников с ДЦП не исследовались в качестве предмета непосредственного изучения.
Цель:изучить факторы, влияющие на формирование личности и профессионально-трудовую адаптацию лиц с ДЦП.
Задачи:
- изучить своеобразие развития личность старшеклассников с ДЦП;
- рассмотреть особенности психосоциальной работы по формированию мотивации к труду и трудовых навыков.
- изучить цели и задачи прфессионально-трудовой подготовки в ГС (К) ОУ школы-интерната №4.
- разработать рекомендации по организации подготовки старшеклассников с ДЦП к обучению в ПТУ.
Предметом исследованияявляются педагогические и организационные условия формирования готовности к самостоятельной жизни.
Объектом исследованияявляется процесс подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната №4 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотезой исследованиястало предположение о том, что успешной профессионально-трудовой адаптации лиц двигательными нарушениями во многом определяет взаимодействие психологических факторов и условий социального развития личности, таких, как особенности психического развития, наличие психолого-педагогического воздействия.