Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина
Submitted by Ирина Александровна Орешкина on Sat, 19/11/2011 - 23:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ущаповская Алина
Место работы, должность: 
ученица 10 "Б" класса МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цель  исследования – доказать, что современное языкознание и литературоведение до сих пор черпает свои идеи из наследия М. В. Ломоносова.

Краткое описание: 
Данное исследование посвящено открытиям М. В. Ломоносова в области русского языка и литературы.

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

 

Ущаповская Алина, ученица 10 "Б" класса МОУ СОШ с УИОП № 15

Научный руководитель: Орешкина И. А.

Оглавление

I Введение

II Основная часть

1. Исследования Ломоносова в области литературы

2. Ломоносов о звуках и их значениях

3. Современная фоносемантика

III Заключение

IV Список использованной литературы

Введение

 

А. С. Пушкин справедливо заметил, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» [18]. И с ним нельзя не согласиться, особенно если речь идет о М. В. Ломоносове, которому исполняется 300 лет со дня  рождения. Химик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения,  энциклопедист, физик, художник, историк и, конечно же, поэт -  реформатор русского языка, Михаил Васильевич  считал, что «наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник» [4].

Вклад Ломоносова в развитие самых разнообразных наук огромен, но он был прежде всего российским ученым, патриотом, которого можно назвать символом процветания, творческого потенциала России, ибо вся его жизнь была посвящена стремлению к благоденствию Родины. Михаил Васильевич считал, что каждый обязан трудиться не покладая рук для блага народа, для пользы общества, призывая и других к этому: «Везде исследуйте всечасно, // Что есть велико и прекрасно» [20]. 

Основой любой нации является язык – носитель его лучших качеств. Думается, что именно поэтому и русскому языку, и литературе Ломоносов уделял пристальное внимание.  Кроме того, ученый жил в эпоху, в которой существовали  представления о высокой общественной миссии искусства слова, царила вера в способность слова служить средством воспитания людей. «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Российская грамматика», «Риторика», «Письмо о правилах российского стихотворства» - вот перечень основных трудов ученого, посвященных русскому языку, особенностям воздействия поэтического слова на душу человека. Многие открытия  Ломоносова в области русского языка и литературы до сих пор поражают масштабностью мысли и оригинальностью идей, которые нашли свое продолжение в самых различных современных исследованиях о возможностях и силе воздействия художественного слова на человека.

Я думаю, что этот российский ученый стоит у истоков всех открытий, сделанных в настоящий день лингвистами и литературоведами. Цель моего исследования – доказать, что современное языкознание и литературоведение до сих пор черпает свои идеи из наследия М. В. Ломоносова. Чтобы доказать свою точку зрения, я поставила перед собой следующие задачи:

1) познакомиться с известными трудами российского ученого, в которых он исследует возможности русского слова;

2) перечитать и прочитать произведения, созданные им, как поэтом;

3) изучить труды современных ученых – лингвистов, работающих в этом направлении

Новизной моего исследования считаю тот факт, что в работе в основном будут освещаться вопросы, связанные с фоносемантикой – областью знаний в лингвистике, ещё не изученной до конца и постоянно вызывающей неподдельный интерес у всех, кто интересуется искусством слова и его возможностями воздействия на душу человека.

 

1.      Исследования Ломоносова в области литературы

 

«Теория трех штилей», «Три основания для четырех правил», «Письмо о правилах Российского стихотворства» - эти труды ученого легли в основу русской системы стихосложения, получившей название силлабо-тонической системы стихосложения (силлаб – слог; тонический тип стиха основывался на ударении). Учёный связывал каждый «штиль» с определенными жанрами: «высоким» рекомендовалось писать оды или героические поэмы, «средним» — элегии, дружеские послания, «низким» — комедии, эпиграммы и т. п.  Исходя из всего этого можно сказать, что основная идея созданной «теории трёх штилей» - это стремление к соответствию, упорядочиванию формы и содержания произведения.

В целях максимального отличия стиха от прозы к стиху были применены понятия античной метрики, прежде всего понятие стопы. У древних греков и римлян стопой называли то или иное соединение кратких и долгих слогов:

͜     (краткий, безударный)    ―  (долгий ударный) → ямб. Ломоносов отменил различные существовавшие ограничения. Например, ученый  на равных основаниях допускал использование ямба и хорея, дактиля и анапеста, а также смешения: ямб + хорей, ямб + анапест. Только у него ещё не было амфибрахия — размера, который ввёл Сумароков.

Провозгласив эстетическое равноправие всех размеров, Ломоносов всё же отдаёт предпочтение ямбу. По его мнению, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания и поэтому более всего подходит для сочинения од. В то же время хорей более пригоден для изображения чувств, скорых действий. Ломоносов высказывает проницательное соображение о русском стихе: по мысли ученого и поэта, ямб тяготеет к выражению мыслей, а хорей — чувств, ямб тяготеет к книжной речи, а хорей —  к фольклору.

Ломоносов отменил и другие ограничения. Например, он допускает сочетание мужских (с ударением на последнем слоге) с женскими (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическими (с ударением на втором слоге от конца слова) рифмами. Вот пример из произведения поэта – «Оды блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» [14], в котором Ломоносов чередует мужские рифмы с женскими:

 

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

 

Кроме того, Ломоносов – человек эпохи Просвещения – считал слово орудием воспитания. Но, чтобы мастерски владеть искусством слова, следует постоянно учиться. Именно тем, кто желал научиться ораторскому искусству и адресована  «Риторика» российского ученого. Первое название этой книги носило очень длинное заглавие: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук» [12].

Говорить  о содержании "Риторики" очень трудно, ибо она настолько объёмна, что рассказ о ней займёт огромное количество места (в ней содержится около трёхсот страниц бесценного материала!).  Множество правил, примеров, требований, объяснений и уроков, которые актуальны и по сей день. «Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение» [17]. Здесь Ломоносов объясняет, что в каждом выступлении должна быть своя логическая цепочка и только чётко построенные мысли и предложения. Далее он пишет о том, что нужно заинтересовать слушателей, пробудить в них любовь, а также другие эмоции: «Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих... Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора; 2) состояние слушателей; 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей:  1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен» [17].

Чтобы заинтересовать аудиторию, оратор должен быть внимательным, учитывать пол, возраст и другие детали: «…надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто» [7].

Далее сказано о наиболее важном аспекте в искусстве ораторства – в умении владеть своим голосом. Поднимая и опуская его, нужно держать толпу в напряжении, заинтересовывать её:  «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно» [7].

У Михаила Васильевича есть вторая и третья часть «Руководства к красноречию», в которых говорится о штилях, а также рифмах и «О расположении». Каждая книжка, уникальная  по-своему, внесла вклад в современное ораторское искусство России и всего мира.

 

2.      Ломоносов о звуках и их значениях

 

 Ломоносов был также и стихотворцем. Он написал около 20 больших торжественных од, которые положили начало ангажированной поэзии – поэзии государственного служения. В этих одах ключевые темы –познания природы,  науки, красоты и важности учения, труда, мира –занимают огромное место.

Оды поэта имеют свои характерные особенности: им свойственна ораторская интонация; автор намеренно нарушает последовательность мыслей с целью выражения бурного восторга, создавая при этом лирический беспорядок; поэт прибегает к топике – искусству общих мест (в каждой оде есть строфы, выражающие восхищение императрицей, прославляющие военные подвиги, успехи наук;  Ломоносов активно использует риторические фигуры).

 С особым чувством поэт пишет о Родине, стремясь  вызывать в соотечественниках патриотические чувства. Может быть, именно поэтому Ломоносов первый в России понял: слагая стихи, поэт подбирает не только слова по смыслу, но и по звучанию. Вот что пишет ученый по этому поводу в «Риторике»: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю— к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я пока­зать можно приятность, увеселение, нежность и склон­ность, через О, У, Ы— страшные и сильные вещи: гнев, за­висть, боль и печаль» [19].

Вновь обратимся к «Оде блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» [14]  и рассмотрим использованные поэтом  звуки.

 

Что так теснит боязнь мой дух? ХладнЂют жилы, сердце ноет! Каждый звук в этом отрывке выбран автром не случайно. О  означает гнев, печаль (описывается сражение с турками);

А– великое пространство (взятие Хотина изображается так, что местом действия становится земля и небо, вся вселенная);

И   –«малую вещь» (само слово «теснится» означает скученность на малом пространстве);

Я  – единственный элемент, который противоречит смыслу картины;

О –снова гнев и печаль  (на вопрос: «Почему боязнь так теснит мой ум?» – буквы своим значением словно бы отвечают: «Потому что я испытываю гнев, печаль»);

У –то же самое;

Ђ –обозначает «плачевную вещь» (слово «хладнЂют» в переносном значении можно понимать как испуг);

О –в слове «ноет» усиливает значение боли, печали.

 Гласные звуки «А», «О», «Е» являются ключевыми, так как чаще других повторяются в этой оде. Они переплетаются между собой и образуют единое целое.

 Таким образом, Ломоносов первый сумел уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Его вклад в поэзию был высоко оценен современниками. А. П. Шувалов в  «Письме молодого русского вельможи»  пишет: «Ломоносов -- гений творческий; он отец нашей поэзии, он первый пытался вступить на путь, который до него никто не открывал, и имел смелость слагать рифмы на языке, который, казалось, представляет весьма неблагодарный материал для стихотворства; он первый устранил все препятствия, которые, мнилось, должны были его остановить; он первый испытал торжество над той досадой, которую испытывают писатели-новаторы, и не руководствуемый никем, кроме собственного дарования, преуспел, вопреки нашим ожиданиям. Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию, обнаружил его прелесть и устранил его грубость  ˂…˃ Он велик, когда нужно изобразить избиение и ужасы сражений, когда нужно описать ярость, отчаяние сражающихся, когда нужно нарисовать гнев богов, их кары, которыми они нас наказывают, и бедствия, разоряющие землю; словом, все,  что требует силы и энтузиазма, его гений передает с огнем» [21].

 

3. Современная фоносемантика

 

Наблюдения Ломоносова о звуках и смысле, который заключен в них, были впоследствии продолжены другими учеными. Например, в 1974 г. выходит в свет монография А.П. Журавлева «Фонетическое значение». В ней автор наблюдает за гласными звуками в тексте, проводит эксперименты и приходит к выводу о том, что существуют определенная связь между звуком и цветом. Например, есть таблица [9], отражающая эту связь:

А — ярко-красный;

И — синий, голубой;

О — светло-желтый;

У — сине-зеленый;

Ы — черный, темный;

Э — желто-зеленый.

 В 1991 году  выходит  книга А.П. Журавлева для внеклассного чтения, адресованная учащимся старших классов, «Звуки и смысл». В примечании находим: «В книге в доступной, занимательной форме рассказывается об основанной на экспериментальных данных лингвистической теории содержательности звуковой формы в языке» [10].

Остановимся подробнее на содержании этой книги. Начиная повествование, автор, заинтересовывает читателя, подчеркивая, что не случайно лилию, например, назвали именно так, а не розой и не карагачем. Далее он продолжает: «Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения,— страна, астра, строго, остро» [10]. А. П. Журавлев, рассказывая нам о звуках и сочетающихся с ними предметах, не навязывает нам своё мнение, а напротив – пытается сам же его опровергнуть. И такая подача материала вызывает желание разобраться в поднимаемых автором книги лингвистических проблемах. Кроме того, Журавлёв опирается на знания учащегося, полученные из курса изучения фонетики,  и делает это весьма необычно. Например, «продолжим цепочку выводов. Раз фонетическая значимость основывается на физических свойствах звуков, значит, она, эта значимость, не является порождением значений слов, как часто думают. Иначе говоря, звук Б не потому «сильный», что входит в слово бык или буйвол, а потому, что он твердый и звонкий. Звук М «нежный» не потому, что входит в слово милый и мимоза, а потому, что он мягкий. Звук Г «быстрый», потому что краткий (взрывной), а Ш «медленный», потому что долгий». Познакомив читателя с результатами своих исследований, А. П. Журавлев отмечает, что «звуки речи — не просто «кубики», из которых строятся слова», все «звуки — живые клетки единого единого организма. В них уходит корнями самая сущность языка — значение» [10].

Исследования А. П. Журавлева были продолжены и Л. П. Прокофьевой, которая обратила внимание на цветовую окраску художественного текста, в частности поэтического. Используя собственные специальные компьютерные программы в приложении к различным видам текстов, она пришла к парадоксальному, на первый взгляд, выводу  об особой цветовой палитре сакральных текстов: православной молитвы и буддийской мантры. И хотя исследования Л. П. Прокофьевой до сих пор вызывают споры, следует отметить, что «частные вопросы, тем не менее, не только не подвергают сомнению существование самого объекта – звуко - цветосимволизма, но, напротив, стимулируют новые поиски в этом направлении и новые подходы» [15].

В настоящее время уже существует целая отрасль в языкознании – фоносемантика. В 1990 году термин «фоносемантика» впервые появляется в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» [2], где указывается, что фоносемантика изучает «звукоизобразительную систему языка с пространственных и временных позиций». Однако и сегодня эта область русского языка до сих пор по – прежнему остается малоизученной и ждет своих исследователей.

 

Заключение

 

 Заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную почву для развития  русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самые крупные из филологических сочинений Ломоносова — его «Риторика» и «Российская грамматика», появившаяся в 1755 году. Ломоносов был первым, кто сделал шаг в неизвестность и проложил нам путь к просвещению. «Я хотя и не совершу, — писал Ломоносов, — однако начну, то будет другим после меня легче делать...» [5]. И он оказался прав, став своеобразным кладезем идей для современного языкознания и литературоведения.

Сегодня многое из того, о чем писал ученый в XVIII веке,  не только по – прежнему остается актуальным, но и приобретает особую остроту: наш современный язык нуждается в защите, мы стали глухи к художественному слову, мы не владеем в полной мере тем богатством, которым наделены от рождения.  И этому  тоже можно научиться у Ломоносова.

Бесспорно, история не повторяется и даёт такого гения, как Михаил Васильевич,  раз в миллионы лет. Ломоносов – ученый, философ, поэт – всегда будет вызывать глубокий интерес и как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, и как ученый, у которого стоит многому учиться, и как человек, отдавший все силы Отечеству.

 

Список использованной литературы

 

  1. Артоболевский И.И  Детская энциклопедия. Язык и литература. 3-е изд. Т. 11. - М.: Педагогика, 1976
  2. Васильева Е. А. Фоносемантическая характеристика основных лексических категорий (антонимия и синонимия).  [www документ] — URL: http://www.dissercat.com/content/fonosemanticheskaya-kharakteristika-osnovnykh-leksicheskikh-kategorii-antonimiya-i-sinonimiy
  3. Великие россияне / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2007
  4. Википедия. Ломоносов Михаил Васильевич. [www документ] —URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу [www документ] — URL: http://lomonosovmv.ru/referaty/89-vklad-mv-lomonosova-v-nauku-i-literaturu.html
  6. Вклад Ломоносова в русский язык и литературу [www документ] — URL:http://soch.na5.ru/HTML/30/w66_110137114484260.shtml
  7. Вклад Ломоносова в филологию [www документ] — URL: http://works.tarefer.ru/105/100066/index.html
  8. Горная энциклопедия. Ломоносов Михаил Васильевич. [www документ] — URL: http://www.mining-enc.ru/l/lomonosov/
  9. Дымшиц М. Н. Звуко – цветовая синестезия и методы ее исследования. [www документ] — URL: http://www.vaal.ru/show.php?id=114
  10. Журавлев А. П. Звук и смысл. [www документ] — URL: http://www.classes.ru/grammar/169.Zhuravlev/
  11.  Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: МГУ, 1999
  12. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. ФЭБ. [www документ] — URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-0892.htm
  13. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья. ФЭБ. [www документ] — URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-0192.htm
  14. Ломоносов М. В. Ода ...на взятие Хотина. [www документ] — URL:http://www.litera.ru/stixiya/authors/lomonosov/vosto...
  15. Михалев Б. А. Методический арсенал фоносемантики. [www документ] — URL: http://amikhalev.ru/?page_id=335
  16. Прокофьева Л. П. Прикладные программы анализа фоносемантической структуры текста (Игры разума или полезная в хозяйстве вещь?).  [www документ] — URL: http://www.dialog21.ru/dialog2006/materials/html/ProkofevaL.htm
  17. Риторика. [www документ] —URL: http://www.studd.ru/lib/2/60/6/
    Русский биографический словарь. Ломоносов М. В. [www документ] — URL:http://www.rulex.ru/01120331.htm
  18. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. [www документ] — URL: http://bibliotekar.ru/encSlov/17/101.htm
  19. Тынянов Ю. Н. Поэтика. [www документ] — URL: http://knigger.com/texts.php?bid=23168&page=167
  20. Холоднюк А. Марбургские страницы в жизни Ломоносова.  [www документ] — URL:http://www.aonb.ru/depart/nfz/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5.htm
  21. Шувалов А. П. Письмо русского вельможи к ***. [www документ] — URL: http://ruslit.com.ua/russian_classic/lomonosov_mv/panteon_russkih_avtorov.8884

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.doc 153 KB
Ущаповская Алина.ppt 6.54 MB


Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая зан


Как жаль, что я не литератор! Очень познавательно.

С уважением, Трибунская Е.




Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина

На: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая зан


Большое спасибо, Елена Жановна, за внимание к этой работе. Показала Ваш комментарий Алине, и она очень обрадовалась. С уважением, Орешкина И. А.

Орешкина Ирина




Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая зан


Спасибо, за участие в конкурсе!

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина

На: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая зан


Уважаемая Лариса Александровна! Я рада, что был организован такой конкурс. Он позволил детям познакомиться с дополнительным материалом, связанным с именем Ломоносова, и новыми достижениями в науке, оформить свои работы, то есть дети были заняты полезным и важным делом. Конкурс также дал возможность познакомиться с работами друг друга, оценить свои возможности.  С уважением, Орешкина И. А.

Орешкина Ирина



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн